Кто рубит «СУ-155»

Крупнейшему федеральному застройщику грозит банкротство и смена владельца

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Огромная империя, состоящая из 85 промышленных предприятий и строительных организаций и ежегодно сдающая около 1,5 миллионов квадратных метров недвижимости в разных регионах России, не выдержала удара кризиса. По данным «Ленты.ру», в скором времени процедуру банкротства инициируют все крупнейшие кредиторы «СУ-155» из числа банков, входящих в топ-100. «Лента.ру» попыталась разобраться, как крупнейший строительный холдинг страны оказался на грани банкротства.

Помогли связи

Компанию «СУ-155», созданную в 1993 году Михаилом Балакиным на базе возглавляемого им строительного управления «Главмосстроя» и позже переросшую в крупнейший строительный холдинг, уже не первый год окружают скандалы. И каждый год контрагенты «СУ-155» пытаются обанкротить застройщика. Однако сильные лоббистские возможности основного владельца холдинга, который долгое время входил в ближайшее окружение экс-мэра Юрия Лужкова и даже успел поработать в московском правительстве в 2000-2005 годах, позволяли Балакину не только не терять бизнес, но и наращивать его из года в год.

По данным «Коммерсанта», в предыдущий финансовый кризис «СУ-155» лидировала среди девелоперов по количеству исков о банкротстве с требованиями рассчитаться по долгам. Общая задолженность компании оценивалась в 30 миллиардов рублей, однако «СУ-155» смог получить помощь от государства и стал одним из немногих крупных девелоперов, сумевших избежать смены собственника.

Долгое время росту бизнеса способствовали и крепкие связи Балакина с руководством министерства обороны, благодаря которым «СУ-155» стал крупнейшим получателем госзаказа на строительство жилья для военных. Распределению заказов, в частности, помогала Евгения Васильева, экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны и подруга экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, которая несколько лет руководила дочерней структурой «СУ-155» в Санкт-Петербурге.

С уходом Юрия Лужкова и Анатолия Сердюкова со своих постов административные ресурсы Балакина начали таять. С 2013 года сокращается количество госзаказов, ранее достигавших в портфеле застройщика 80 процентов. По данным «Коммерсанта», в 2013 году на долю госзаказчиков пришлось 70 процентов всего построенного «СУ-155» жилья, в 2014 году — только половина. В результате за прошлый год группа ввела в эксплуатацию на 20 процентов меньше жилья эконом-класса, чем годом ранее.

В 2013 году минобороны подало иск на 357,8 миллиона рублей к «СУ-155» из-за срыва сроков реализации ряда проектов в ЦФО. Как писали СМИ, бывали периоды, когда задолженность застройщика перед ведомством достигала миллиарда рублей, однако пока Минобороны возглавлял Анатолий Сердюков, спорные моменты стороны решали в досудебном порядке. Новое руководство подобная практика перестала устраивать.

Одновременно претензии к застройщику предъявили столичные и подмосковные власти. В 2011 году компания подверглась критике со стороны мэра города Москвы Сергея Собянина из-за срывов сроков строительства социального жилья. «Также к "СУ-155" предъявлялись претензии по нереализованному проекту реконструкции нескольких зданий в районе Зюзино, — вспоминает Мария Литинецкая, гендиректор риэлторской и консалтинговой компании "Метриум Групп". — В 2013 году был подан иск с требованием вернуть в бюджет 3,5 миллиарда рублей за невыполнение обязательств по возведению в Южном Бутово центра соцзащиты и ЗАГСа».

В конце 2014 года деятельность «СУ-155» вызвала негодование у губернатора Подмосковья Андрея Воробьева из-за нарушения обязательств по строительству социальной инфраструктуры в Павшинской Пойме, — он пригрозил разрывом инвестконтрактов с девелопером. Также компания несколько раз переносила ввод домов в столице и Подмосковье, которые не сданы и по сей день, что послужило причиной массового выступления обманутых дольщиков. В апреле они планируют выйти на митинг в центре столицы.

Банки наступают

В марте этого года в битву с застройщиком вступили банки-кредиторы. Судебные разбирательства с банками у «СУ-155» были и ранее, но на этот раз кредитор решил действовать категорично и подал иск о банкротстве заемщика. Росбанк требует возмещения кредита в 51 миллион долларов, выданного еще в 2008 году, и набежавших процентов (итого 70 миллионов долларов). Это одна из самых крупных претензий за всю историю многочисленных дел о банкротстве группы.

Застройщик перестал выполнять свои обязательства в начале прошлого года, после чего Росбанк безуспешно пытался взыскать залоги через суд. Единственный ликвидный залог застройщика — участок земли в Домодедово, на который Росбанк также попытался наложить взыскание, но «СУ-155» обжаловал это решение суда. Теперь кредитор уверен, что даже если залог удастся изъять, реализовать его для покрытия всей задолженности в условиях кризиса будет нереально.

Кроме того, с начала этого года три иска об обращении взыскания на активы «СУ-155» подал банк «Возрождение», которому в ноябре 2014-го удалось добиться решения о взыскании с застройщика 354 миллионов рублей, но и это постановление суда оспаривается заемщиком в апелляционной инстанции.

Свою структуру задолженности одна из самых крупных и одновременно самых закрытых строительных компаний России не раскрывает. По данным «Инвесткафе», одним из главных кредиторов застройщика является Сбербанк. Самый крупный кредит в валюте — у Росбанка. Как сообщили «Ленте.ру» в рейтинговом агентстве «Эксперт РА», всего у застройщика семь крупных кредиторов из топ-100 банков, которые перестали быть к нему лояльными. По словам гендиректора агентства Павла Самиева, ранее они были готовы предоставлять отсрочки по платежам и оттягивать судебные разбирательства, но сейчас заняли жесткую позицию.

Банкиры могут так же, как и Росбанк, инициировать банкротство и, вероятней всего, доведут дело до конца. В феврале «Эксперт РА» понизил рейтинг кредитоспособности «СУ-155»: с октября 2014 года по январь 2015-го кредитный портфель компании вырос с 21 миллиарда до 25 миллиардов рублей из-за переоценки внешнего долга (43 процента долгового портфеля номинировано в валюте). «Длительное ослабление национальной валюты, при сохраняющихся объемах рублевой выручки, могут привести к затруднениям в обслуживании и рефинансировании долговых обязательств компании», — говорилось в релизе агентства.

Помимо банков, застройщику придется разбираться с держателями облигаций, которые в марте потребовали досрочного выкупа бумаг на сумму более 2,3 миллиарда рублей. Компания оказалась не в состоянии выполнить оферту и объявила дефолт, пообещав реструктуризировать задолженность позже. «По всей видимости, кто-то намеренно скупил этот существенный объем облигаций, чтобы создать компании трудности, — считает аналитик «Инвесткафе» Сергей Подыногин. — Ведь погашение бондов было запланировано на 2016 год». По мнению же других экспертов, паника возникла из-за слухов о скором банкротстве застройщика.

Высокую вероятность банкротства компании «Ленте.ру» подтвердили источники в правительстве Московской области. Власти не устраивает качество работ и долги некогда крупного партнера по застройке земель. В декабре прошлого года областной Госстройнадзор выдвинул беспрецедентно жесткие претензии к «СУ-155», потребовав возврата около 25 миллионов рублей в виде штрафов за нарушения при строительстве. Часть суммы вскоре была погашена, но вторая претензия властей — один миллиард рублей долга Долгопрудному за аренду земли — осталась не урегулирована. Известно также, что строительная компания «СУ-155» имеет самую большую задолженность по страховым взносам перед отделением ПФР по Москве и области: сумма долга составляет порядка 9,5 миллиардов рублей.

Придут и заберут

Получить официальный комментарий о финансовом положении компании «Ленте.ру» не удалось. В своем пресс-релизе, посвященном предстоящем дефолту по оферте, «СУ-155» ссылается на «текущую неблагоприятную экономическую конъюнктуру: девальвацию российского рубля, резкий рост ставок, снижение спроса на жилье, приостановку расчетов с рядом бюджетополучателей, наложенные на ряд российских лиц и институтов санкции», а также недобросовестность неких финансовых партнеров.

По словам Павла Самиева, застройщик испытывает острую нехватку ликвидности примерно с декабря прошлого года, когда продажи дешевого жилья эконом-класса сократились. Ажиотажный спрос, который наблюдался на рынке недвижимости в конце прошлого года, был краткосрочным и затронул жилье более высокого класса.

Елена Иванкина, директор института отраслевого менеджмента РАНХиГС считает, что девелопер оказался заложником созданной своими же руками системы демпинга. Жилье на стадии котлована «СУ-155» зачастую продавал ниже рынка, теперь схема дала сбой: стоимость строительства резко выросла, а квартиры уже распроданы. Впрочем, эксперт указывает и на объективные причины пошатнувшегося финансового положения девелопера — задержку платежей со стороны региональных бюджетов по социальным объектам, которые застройщик возводил в микрорайонах, а также общеизвестные проблемы с перекредитованием в банковских структурах, с которыми столкнулись большинство субъектов российской экономики.

«На наш взгляд, причина — в экономической плоскости и неэффективном менеджменте», — добавляет Марина Краснобаева адвокат КА "Юков и партнеры". Конечно, теоретически спасти компанию от банкротства может то, что она вошла в перечень системообразующих организаций («СУ-155» в этом списке под номером 192), однако попадание в «список 199» еще не гарантирует поддержки. В этот кризис государство действует уже не столь расточительно, как в 2008-2009 годах.

Сам Балакин, хоть и стал осенью прошлого года депутатом Мосгордумы, из-за громких скандалов потерял влиятельность в высших эшелонах власти. Между тем желающих заполучить активы компании предостаточно: с сентября 2014-го по февраль 2015 года в Арбитражном суде Москвы было зарегистрировано 44 иска с денежными требованиями к «СУ-155» на общую сумму 795 миллионов рублей.

Впрочем, по мнению Максима Лещева, генерального директора ГК «Гео Девелопмент», вряд ли такой крупной махине дадут обанкротиться, по крайней мере — в классической форме. Опрошенные «Лентой.ру» эксперты считают, что, вероятнее всего, застройщик отойдет к одному из банков по общей договоренности с остальными кредиторами. Такая же судьба в кризис 2008-2009 годов постигла других гигантов строительного рынка, в том числе компании «Дон-строй» и «Миракс».

Группа должна отойти новому хозяину целиком, говорят эксперты, в ее состав входит множество промпредприятий и строительных организаций, которые нет смысла делить между кредиторами: эта цепочка позволяет вести масштабные стройки при низкой себестоимости проектов, а в случае разделения группы на звенья стоимость «СУ-155» резко упадет.

Так что гражданам, вложившимся в строящиеся объекты «СУ-155», не стоит волноваться: они будут доведены до конца новым владельцем холдинга. «Ликвидация "СУ-155" слишком сильно ударила бы по рынку, так что я бы не стал переживать за судьбу компании, — сомнительно, что ей дадут повторить судьбу "Социальной инициативы"», — успокаивает Максим Лещев. Правда, когда именно будут сданы эти объекты, многие из которых уже превратились в долгострой, — большой вопрос.

подписатьсяОбсудить
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Плодитесь и размножайтесь
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
Дональд Трамп Почему исламисты молятся о победе Трампа
К чему может привести антимусульманская риторика кандидата от республиканцев
Ответили за козла
Похитителю мужских трусов и любителю резвых козочек вручили Шнобелевскую премию
Потрачено!
Как пираты переводили компьютерные игры
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
С поганой метлой
Какие тайны инквизиции скрывает легендарный «Молот ведьм»
Игроки сборной ШвецииПолуфинал Кубка мира. Швеция — Европа — 1:2
В матче определится соперник Канады по финальной серии
Виталий МуткоДетали туалета
Мутко переизбран президентом РФС на фоне задержания главы ВОБ Шпрыгина
Олег Знарок (на втором плане) и Николай Кулёмин, Евгений Кузнецов и Евгений Дадонов (слева направо на первом плане) Похороните меня за кленом
Как Россия проиграла в принципиальном матче Канаде и вылетела из Кубка мира
«Если "Спартак" сдаст позиции, Хабаровск Каррере припомнят»
Бывший форвард сборной России — о промежуточных итогах розыгрыша Кубка страны
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
«Барби шайтан выдумал!»
Пластиковую блондинку хотят запретить в России
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Развод случается
Хит-парад версий расставания Анджелины Джоли и Брэда Питта
Разводка и девичья фамилия
Топ-15 лженовостей о звездах, которые СМИ повторяют из года в год
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США