Нашумевшая схватка между Петром Порошенко и Игорем Коломойским заставила наблюдателей вновь заговорить о «феодализации» Украины. А поскольку взбунтовавшийся олигарх — еще и ключевой спонсор местных еврейских организаций, конфликт в глазах многих приобрел дополнительное «этническое» измерение. Впрочем, передача части территорий евреям — далеко не новость в истории Украины.
Один из первых металлургических заводов на юго-востоке Украины появился много раньше промышленных гигантов Донбасса. В 1832 году их создатель, валлиец Джон Хьюз наверняка еще смутно представлял, что такое Новороссия, а купец 2-й гильдии Заславский уже организовал в Екатеринославе чугунолитейное и механическое производство.
На предприятии изготовлялись «разные полезные для сельского хозяйства машины, раскупаемые помещиками», — сообщал редактор «Журнала Министерства внутренних дел» Николай Надеждин в своей статье «Новороссийские степи». И там же сетовал: «в большей части городов Края нет вовсе ни фабрик, ни заводов».
Это при том что почти за полвека до выхода надеждинской статьи в распоряжении властей Империи оказался рецепт освоения и, выражаясь современным языком, индустриализации причерноморских территорий. Уроженец Шклова, купец и подрядчик Нота Ноткин обращался к Павлу I и его чиновникам с идеей расселения в колониях Новороссии своих земляков и единоверцев — евреев, проживающих на территории губерний, которые отошли России после раздела Речи Посполитой.
По мнению Ноткина, этот проект сулил большие выгоды благодаря плодородию новороссийских земель и близости портов. Купец предлагал создать ткацкие, прядильные, канатные мастерские и парусинные фабрики, где могли бы работать евреи.
Владельцы мануфактур остро нуждались в рабочих руках, а правительство неохотно разрешало недворянам (к числу которых принадлежали многие хозяева таких предприятий) покупать крепостных для фабричных работ. Реализация ноткинской идеи помогала разрешить эту коллизию. Впрочем, не ее одну.
Евреи из западных губерний промышляли главным образом торговлей, арендой винокурен, содержанием постоялых дворов и шинков, а также ремесленничеством. За исключением, пожалуй, последнего, остальные виды деятельности в той или иной степени служили почвой для конфликтов с христианским населением. Кто-то видел в евреях алчных эксплуататоров, кто-то — считал их слишком опасными конкурентами. Так или иначе, но жителю западной губернии легче было сказать, почему он не любит оборотистого иноверца, нежели преисполниться теплых чувств к потомку Авраама.
Вовсе не был юдофилом и сенатор Гавриил Державин, которого Павел I отправил разбираться в причинах разразившегося в Белоруссии голода. Параллельно Державину надо было уладить конфликт между бывшим екатерининским фаворитом, могилевским помещиком Семеном Зоричем и шкловскими евреями — миссия не менее сложная из-за влияния, которым Зорич, несмотря на свои сумасбродства и аферы, по-прежнему обладал в Санкт-Петербурге.
Но сенатор нашел довольно изящный выход из положения. По итогам поездки он написал «Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта Евреев». В этом трактате изрядно досталось и помещикам, и крестьянам. И все же их роль была второстепенной. Поэт нашел как «срифмовать» голод и «войну элит» в Шклове. «Многочисленность же их[евреев] в Белоруссии… по единой только уже несоразмерности с хлебопашцами совершенно для страны сей тягостна… она есть единственно из главнейших, которая производит в сем краю недостаток в хлебе и в прочих съестных припасах», — такой вердикт выносит Державин и для решения «еврейского вопроса» предлагает воспользоваться идеями самих же евреев — а именно Ноты Ноткина, с которым познакомился в Шклове.
Кстати, Ноткин знал о Новороссии не понаслышке. С 1788 года он поставлял Григорию Потемкину провиант и фураж для армии. А в 1794-м на вырученные от потемкинских подрядов деньги приобрел у генерал-майора Бориса Леццано имение в 10 тысяч десятин земли (10.900 га) в Екатеринославской губернии «при Столбовой балке, по обеим сторонам речки Чичиклей со всем на оных строениями, поселенными людьми и всего, что есть по реестрам, при сем приложенным, за 100 тысяч 500 рублей».
В новом бизнесе Ноткин, мягко говоря, не преуспел. Обанкротился и вынужден был вернуться в родной Шклов. Однако это фиаско, возможно, и сделало его поборником масштабной еврейской колонизации Новороссии. Окажись в распоряжении у новоиспеченного помещика достаточно работников из числа колонистов, исход его новороссийского делового начинания мог быть иным.
Нота Ноткин участвовал в работе Еврейского комитета, который был создан в 1802 году уже Александром I для подготовки законодательства о евреях. Его тактический союзник — Гавриил Державин — при новом императоре занял пост министра юстиции. Да и окружение молодого государя было в целом настроено весьма либерально.
Тем не менее «Положение о евреях», утвержденное Александром I в декабре 1804 года, содержало не меньше запретов, чем стимулов. Так, например, в документе требовалось, чтобы «с 1-го января 1808 г. никто из евреев ни в какой деревне и ни в каком селе не содержал никаких аренд, шинков, постоялых дворов, ни под своим, ни под чужим именем, не продавал вина и даже не жил ни под каким бы то ни было видом». Параллельно, правда, другими пунктами Положения, евреям разрешалось приобретать в личную и потомственную собственность незаселенные земли в некоторых губерниях Российской империи, а главное — бедные евреи, не имеющие возможность приобретать или арендовать земли, смогут переселяться на казенные свободные земли с освобождением от податей на 10 лет и с правом на ссуду.
То есть колонизация Новороссии превращалась в добровольно-принудительную. Точнее — принудительным было выселение евреев из прежних мест их проживания, а вот мотивировать своих иудейских подданных на освоение новых земель империя не очень спешила.
Примечателен в этом смысле эпизод 1806 года, когда евреи Черниковского уезда Могилевской губернии Нохим Финкенштейн и Израиль Ленпорт от имени 36 семейств подали губернатору Михаилу Бакунину прошение о переселении их в Новороссию для занятия хлебопашеством. Бакунин осведомился у министра внутренних дел Виктора Кочубея, как поступить с просьбой, подчеркнув, что эти люди бедны и нуждаются в займе на переезд. Вместо ответа Кочубей велел губернатору выяснить, чем евреи занимались раньше, исправно ли платили налоги, почему оказались в нищете, понимают ли что-нибудь в сельском хозяйстве, отличаются ли находчивостью и деловыми качествами, можно ли рассчитывать, что они выплатят полученные подъемные деньги, и где они хотят поселиться.
Как отмечает американский историк Джон Клиер, будучи непосредственным разработчиком законодательства о евреях, Кочубей «должен был бы понимать все особенности и сложности поселения на землю неземледельческого народа. И все же министр больше был обеспокоен возможностью нецелевого расходования государственных средств, чем тронут или взволнован появлением у евреев интереса к земледелию».
Коллизия разрешилась лишь после личной встречи Нохима Финкенштейна с министром. Заботу об устройстве еврейских переселенцев поручили губернатору Херсонской губернии графу Дюку-де-Ришелье и Екатеринославской опекунской конторе, имевшей опыт в обустройстве немецких и болгарских колонистов. «Не лучше ли отделить несколько участков, вместе лежащих, дабы евреи могли селиться особенно от других поселян, для сохранения пользы евреев в разсуждении их веры, да и иметь над ними, со стороны начальства, лучший надзор», — писал Кочубей в сопроводительном письме.
Ришелье подыскал для переселенцев свободных 24 тысячи десятин земли на реке Ингуле в Херсонском уезде. К концу 1807 года на херсонской земле были организованы первые еврейские земледельческие колонии: Бобровый кут, Сейдеменуха, Добрая и Израилевка с населением в 2933 человека в составе 502 семейств.
К середине 1860-х годов в Новороссии было 39 еврейских колоний, обитавшие в них 2873 семьи обрабатывали 129 521 десятину земли. А согласно переписи 1898–1899 годов, евреи, занятые в сельском хозяйстве, составляли более 3% от общего числа российских евреев.
Результат не назовешь впечатляющим, если исходить из первоначальных целей колонизации. И уж тем более если вспомнить о планах по превращению евреев не только в земледельцев, но и в пролетариев.
Ведь в «Положении о евреях» утверждалось: «При заведении фабрик нужнейших, каковы суть суконные, полотняные, кожевенные и прочие сего рода, правительство по надлежащем удостоверении может доставлять евреям особенные ободрения отводом нужной земли и доставлением им денежной ссуды».
Создание крупных производств в Новороссии, помимо всего прочего, позволяло удовлетворять запросы армии, стремительно росшие на фоне того, что сейчас назвали бы «непростой геополитической ситуацией». Но вопрос развития, как это нередко бывает и сейчас, упирался в нехватку денег в казне и управленческую неэффективность.
В 1809 году Александр I одобрил проект экспериментальной фабрики в Кременчуге. Она должна была обеспечить рабочими местами евреев, а заодно помочь им приобрести необходимый опыт для труда на других фабриках или даже для основания собственного фабричного производства. В случае успеха этого начинания правительство было готово выделять новые средства.
Рабочих приглашали приходить на фабрику вместе с семьями, чтобы поселиться в домах, построенных государством. Кроме бесплатного жилья, им полагались освобождение от налогов, казенная одежда и ссуды на питание. С государственных предприятий в Кременчуг было переведено несколько мастеров для обучения еврейских рабочих. Фабрику оснастили сорока ткацкими станками, каждый из которых обошелся в 82 рубля.
Однако уже в первые месяцы работы предприятия кременчугский кагал пожаловался властям на переполненность жилья — в каждой комнате селили по несколько семей. Дети должны были трудиться в цехах вместе с родителями, но за меньшую заработную плату. Обещанная государственная помощь поступала не полностью. В 1811 году по инициативе генерал-губернатора Малороссии, князя Якова Лобанова-Ростовского, выплаты на продовольствие были прекращены. Затем губернатор попытался вообще изменить профиль фабрики-школы и превратить ее в прядильную мастерскую, чтобы снабжать ткацкие предприятия близлежащей немецкой колонии.
К 1817 году там осталось всего девять рабочих, так что ее временно укомплектовали осужденными каторжниками. В конце концов, разочаровавшись во всей этой затее, власти закрыли фабрику и списали убытки в 10 тысяч рублей.
Евреи Российской империи так и не стали в основной своей массе земледельцами, пролетариями и промышленниками. А их навыки, связанные с торговлей и финансами, хотя и использовались весьма активно властями и населением, не могли оградить от обвинений в эксплуатации и паразитизме. Скорее наоборот. Тем более что вклад «еврейских» профессий в развитие городов был для преимущественно аграрной России актуален в гораздо меньшей степени, чем для Европы. По крайней мере, далеко не все чиновники могли по достоинству оценить фразу Николая Надеждина о том, что «евреи, наводняя все города Края, если не везде способствуют к истинному развитию, то везде, по крайней мере, поддерживают движение городской жизни, предохраняют ее от совершенного застоя».
Между тем отсутствие развитого городского класса повышало вероятность политических потрясений. А они, в свою очередь, к концу XIX века все чаще оборачивались погромами.
В итоге страна с едва ли не самой большой долей еврейского населения превратилась в главного поставщика еврейских эмигрантов. И кто знает: появилось ли бы государство Израиль, пойди колонизация Новороссии по тому сценарию, который предлагал Нота Ноткин?
Хотя палестинские пустыни располагают к земледелию не намного больше, чем новороссийские степи, израильская морковь или картофель пользуются сейчас не меньшим спросом, чем российские или украинские.