Пресненский суд Москвы 31 марта заключил под стражу бывшего руководителя Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Александра Реймера, уволенного после череды скандалов летом 2012 года. По данным следствия, он причастен к мошенничеству на сумму 2,7 миллиарда рублей при закупке тюремным ведомством электронных браслетов.
Реймера отправили в отставку в июне 2012 года. Перед этим против него в российских СМИ развернулась целая кампания. Его обвиняли в сексуальных домогательствах к секретарше, закупке продуктов в колонии и тюрьмы по завышенным ценам, наживе на внедрении ДНК-регистрации в исправительных заведениях. Широко обсуждался его личный конфликт со своим первым замом Эдуардом Петрухиным, единственным руководителем высшего уровня в ведомстве, уцелевшим в ходе чистки, устроенной после прихода Реймера на должность главы ФСИН в 2009-м.
Весной 2012-го в кабинет Петрухина даже нагрянули с обыском сотрудники ФСБ, получившие информацию о том, что он прослушивает своего непосредственного руководителя. Однако выяснилось, что следили за самим Петрухиным.
«Думаю, что принципиальное решение по Реймеру было принято после того, как (…) один из заключенных совершил побег с использованием вертолета из колонии строгого режима в Вологодской области. Даже на фоне тюремных бунтов это был вопиющий случай», — рассказал в интервью «Коммерсанту» заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Ризван Курбанов.
Сразу после отставки Реймера возник слух о том, что он временно уехал в Израиль, опасаясь привлечения к уголовной ответственности. Когда интерес к персоне генерала со стороны правоохранителей и журналистов ослабел, Реймер вернулся на родину, однако долго не мог найти работу.
Опальный генерал пытался вернуться в МВД, где он успешно строил карьеру вплоть до рокового назначения на должность главы тюремного ведомства. Однако места для Реймера в новом полицейском ведомстве не нашлось, так же как и в администрации Оренбургской области, где у генерала были хорошие связи. Везде он получал вежливый отказ. Путь на госслужбу для Реймера оказался закрыт.
Тогда он вместе с бывшими коллегами занялся охранным бизнесом, стал соучредителем ЧОП «Агентство безопасности "Форт"».
Однако уже в конце 2012 года об экс-главе ФСИН вспомнили в связи с новым скандалом.
Внедрение системы электронного мониторинга поднадзорных лиц (СЭМПЛ), частью которой являются электронные браслеты, попало в повестку правительства России во многом благодаря Евросоюзу. Именно оттуда под предлогом борьбы с переполненностью следственных изоляторов поступали предложения о применении гуманных и современных средств контроля за лицами, помещаемыми под домашний арест. В 2009 году небольшое количество изделий прислали из Европы на пробу.
С 2010-го закупка браслетов проводилась уже за счет федерального бюджета. И тут, по версии следствия, начались глобальные злоупотребления. С 2010 по 2012 год «на сторону» ушло 2,7 миллиарда рублей.
По оценкам Следственного комитета России, оборудование закупалось по многократно завышенным ценам. Так, стационарное контрольное устройство, которое устанавливается дома у подследственного, стоило 19 тысяч, а покупалось ведомством за 108 тысяч рублей. За каждый же электронный браслет переплачивалось 100 тысяч рублей.
Для поставки СЭМПЛ на базе торгового дома «Вятка» в Самарской области, специализировавшегося на розничной торговле продуктами питания, с подачи Реймера был создан Центр информационно-технического обеспечения и связи (ЦИТОС).
Но этот центр на самом деле выполнял лишь посредническую функцию между ФСИН и компаниями, непосредственно занимавшимися производством, прибавляя за свои услуги 100 процентов к цене.
В ходе проверки было также установлено, что качество дорогостоящих браслетов, более 20 тысяч которых поступило в распоряжение органов ФСИН, оставляло желать лучшего.
К примеру, в готовых электронных блоках, закупленных ЦИТОС у компании «Экотест», просто не оказалось модулей GPS/ГЛОНАСС. На приобретение этих пустышек было потрачено 1346 миллионов рублей.
Цены на изделия центра утверждались протоколами с подписями Александра Реймера, его зама Николая Криволапова и директора ЦИТОС Виктора Определенова. Все они на разных этапах расследования вошли в число фигурантов уголовного дела, возбужденного еще 29 марта 2013 года. Обвинение также предъявлено гендиректору одной коммерческой организации — Николаю Мартынову.
Возможно, что от арестованного генерала Реймера следователи получат новую информацию и в деле появятся другие фигуранты.
Пока же Реймер свою вину не признает. Под стражей он будет находиться до 31 мая. Куда именно заточили бывшего главного тюремщика страны, не сообщается. Есть информация, что он помещен в СИЗО Лефортово. Его бывшему заму Криволапову повезло больше — он под домашним арестом и уже, скорее всего, снабжен электронным браслетом, купленным государством на вес золота.
Новость о задержании и аресте Александра Реймера вызвала значительный резонанс, поскольку речь идет о генерал-полковнике и бывшем руководителе влиятельного ведомства. В интернете распространились слухи о резком сокращении числа «неприкасаемых» силовиков, в особенности из бывших. Заговорили даже о некоей чистке, проводимой среди генералов. Однако исходя из того, что известно о Реймере, можно сделать вывод, что он еще в 2012 году даже до своей отставки потерял авторитет и вес среди высших руководящих лиц.
Реймер — первый руководитель влиятельной федеральной службы, которому после отставки не удалось удержаться на госслужбе или устроиться в мощную финансовую структуру.
Его арест можно назвать плановым мероприятием по данному делу. Само по себе следствие по экономическим махинациям столь значительного масштаба длится годами по вполне объяснимым причинам, связанным с необходимостью проводить десятки или даже сотни судебно-бухгалтерских экспертиз. Вопрос лишь в том, почему между началом расследования и арестом Реймера прошло целых два года. Точного ответа на него пока нет.