Силовые структуры
17:52, 1 апреля 2015

Восточные тонкости Что творится на будущем российском космодроме номер один

Константин Богданов
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости

Строительство космодрома Восточный, запущенное в начале 2010-х годов, выбивается из графиков, утвержденных на самом верху. Сократить отставание не удается ни посадками ответственных чиновников, ни попытками ускорить работы. Рабочие на космодроме бастуют из-за невыплат зарплаты, а правоохранители вскрывают все новые и новые факты злоупотреблений.

Сами не знаем, куда делись

В строительстве космодрома Восточный, ставшем за минувший год уже притчей во языцех, наметился очередной поворот — но, увы, не в сторону улучшения. Газета «Коммерсантъ» сообщила, что Генпрокуратура так и не смогла добиться от головного подрядчика работы на космодроме — ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» («Дальспецстрой») — ответа на вопрос о том, куда этот подрядчик дел 16 миллиардов рублей, выделенных на стройку.

По сообщению прокуроров, учет расходов на работы, по сути, не велся, и невозможно установить, на что были потрачены деньги. Но кое-что все-таки выяснили. В числе прочего Генпрокуратура особо отметила, что из средств, выделенных на космодром, бывший руководитель «Дальспецстроя» Юрий Хризман 500 миллионов рублей пустил на возведение торгового центра в Хабаровске, а около 400 миллионов рублей были выведены через фирмы-однодневки и обналичены. Еще 3,3 миллиарда рублей пошло на погашение кредитов, а смета на строительство технического комплекса космодрома необоснованно завышена на 1,2 миллиарда.

В дополнение ко всему забастовали более полусотни рабочих компании «Стройиндустрия-С», одного из подрядчиков. Им не платят — кому с января, а кому и с декабря.

С 24 марта они, выходя на объекты, не работают, а потом просто собираются возле офиса компании. И хотя тут же было заявлено, что долги уже погашают (как передают с мест, зарплату первым траншем удалось выплатить только четверым рабочим), это добавило нервозности в общую картину вокруг буксующей стройки, и без того неприглядную.

«Дальспецстрою» светит «Дальстрой»?

Это уже далеко не первый скандал вокруг Восточного. Весь объем средств, которые планировалось вложить в космодром до конца 2015 года, составлял 300 миллиардов рублей. В основном эти деньги уже выделены и потрачены. До 2020 года в проект предполагается вложить еще 193 миллиарда рублей.

Ранее, в январе 2015 года, глава Счетной палаты Татьяна Голикова заключила, что по результатам проверки ведомства сметная стоимость стройки завышена на 13 миллиардов рублей. При этом вскрылись факты прокручивания денег, выделенных на строительство, на депозитах коммерческих банков.

Голикова выразила надежду, что правоохранительные органы дадут этому должную оценку. Похоже, звезда потихоньку находит своего героя.

Нельзя сказать, что мы присутствуем при внезапном прозрении «ока государева». Серьезность положения на Восточном осознавалась давно, и в прошлом году государство пошло на беспрецедентные меры давления, пытаясь навести порядок в расходовании средств и ускорить работы.

Упоминавшийся выше генерал-лейтенант Юрий Хризман, возглавлявший «Дальспецстрой» с ноября 1999-го по сентябрь 2013 года, был взят под стражу в октябре 2014 года. В отставку в 2013-м Хризман ушел формально по собственному желанию, однако это решение сопровождалось резкими комментариями со стороны вице-премьера Дмитрия Рогозина о пресечении передачи в правительство «мягко скажем, неполной» информации о ходе строительства.

Хризмана в итоге обвинили в растрате 1,8 миллиарда рублей. По тому же делу были арестованы бывший бухгалтер «Дальспецстроя» Владимир Ашихмин и Сергей Островский, главный инженер проекта по оснащению космодрома Восточный в 31-м Государственном проектном институте специального строительства. В феврале 2015 года прямо на стройплощадке по обвинению в коммерческом подкупе задержали одного из руководителей управлений «Дальспецстроя».

Особенность отечественного репрессивного аппарата в том, что он не только избирателен, но и оснащен особым политическим усилителем. Срывы сроков приоритетной государственной программы на фоне очевидных хозяйственных нарушений приводят к тому, что на головы руководителей падает молот. Об этом в очередной раз напомнил Рогозин, чья комиссия по контролю за строительством поддержала ужесточение персональной ответственности за срывы сроков.

Во времена 1930-х подобные художества нередко заканчивались переводом провинившихся в подотчетность другого ведомства со схожим наименованием — в Главное управление строительства Дальнего Севера («Дальстрой») НКВД СССР, «комбинат особого типа», осуществлявший комплексное освоение северо-востока Сибири, в частности района реки Колыма.

Поле боя — Восточный

После распада СССР единственный космодром, пригодный для пилотируемых запусков, остался на территории Казахстана. Отношения с Астаной у Москвы выстраиваются более-менее нормальные, однако политические риски игнорировать невозможно. Кроме того, в России велись работы по созданию семейства ракет-носителей нового класса («Ангара»). Соответственно, стоял вопрос о том, достраивать ли пусковую инфраструктуру этих ракет на Байконуре или создавать площадку заново, уже на территории России.

С 1990-х годов на территории Амурской области уже функционировал военный космодром Свободный, с которого осуществлялись пуски легких ракет-носителей «Старт-1» (коммерческая версия межконтинентальной ракеты «Тополь»). Это место и было выбрано для создания нового современного космодрома под стартовый комплекс «Ангары», включая ее тяжелые и сверхтяжелые версии, а также под усовершенствованную ракету «Союз-2».

Восточный находится на 52-й параллели северной широты, Байконур — на 45-й. Второй космодром, имеющийся в распоряжении России (в Плесецке), расположен существенно севернее — на 62-й параллели. Чем ближе к экватору, тем проще выводить на орбиту полезную нагрузку. Этим объясняется выбор места для космодрома американцами (Флорида), французами (Южная Америка), а также сама суть проекта «Морского старта»: плавучего космодрома, действующего из экваториальной зоны океана.

Решение о строительстве космодрома Восточный в Амурской области рядом с поселком Углегорск было принято в 2007 году. Первый запуск с космодрома ожидался в 2015 году, а первый пилотируемый запуск — в 2018-м. Так обеспечивалась независимость от Байконура (арендованного до 2050 года и от использования которого до этого момента не отказываются).

Однако подготовительные работы начались только осенью 2011 года, а строительство стартового комплекса — лишь летом 2012 года. В сентябре 2013 года фиксировалось двухмесячное отставание от графика. К лету 2014-го основной объем бетонных работ на космодроме был выполнен.

Графики стартуют «вправо»

Строительство Восточного попортило крови немалому числу людей. Создание космодрома вместо оставшегося за кордоном Байконура — высокоприоритетная задача, но реализация проекта столкнулась с трудностями как организационного, так и откровенно криминального характера.

В сентябре 2014 года Владимир Путин в очередной раз потребовал развернуть работы на полную мощность, добавив людей на стройку: по его оценкам, их там было примерно вдвое меньше, чем требовалось. Заодно контроль подняли по иерархии: передали от Роскосмоса непосредственно руководству правительства, а конкретно — лично вице-премьеру Рогозину. Причиной послужило, по словам президента, наметившееся неприятное отставание от графика — от 30 до 55 суток. Далее выяснилось, что то ли изначальная оценка была ошибочна, то ли удержать эти цифры под контролем в течение осени не удалось.

В данный момент работы сосредоточены на 15 объектах так называемого «пускового минимума»: набора элементов инфраструктуры, позволяющего осуществить первый запуск. Сроки поджимают: есть решение президента, по которому первый пуск с Восточного должен быть произведен уже 25 декабря 2015 года (по прежним планам стартовый комплекс должны были сдать к июлю 2015-го).

1 апреля на совещании по ходу работ на Восточном глава Роскосмоса Игорь Комаров привел данные по отставанию на отдельных объектах космодрома от утвержденного графика: от 30 суток в случае с инфраструктурой заправки до 120 суток по стартовому комплексу. При этом источники «Коммерсанта» неофициально называют и другие цифры: 215 суток для технического комплекса и до 240 — для комплекса измерительных средств. По мнению источника, это означает, что первый запуск с нового космодрома возможен в самом лучшем случае в феврале 2016 года.

Графики ввода мощностей, как политкорректно выражаются в отрасли, «едут вправо», то есть срок сдачи объектов отодвигается. Тем удивительнее то, что происходит в хозяйстве на Восточном. По сути, если следовать многочисленным выводам правоохранителей, стройка отправляла миллиарды рублей «налево», не продвигаясь вперед.

Можно было бы понять, если бы «расходы на надстройку» (еще одно политкорректное выражение, принятое для обозначения разных сортов воровства) не влияли на ввод объекта. Россия — страна великих возможностей, и здесь веками на многое было принято закрывать глаза, если есть результат. Но пока результата нет. Понятно, что распоряжение президента — сильный аргумент. Если его не выполнить, кары всем сопричастным будут назначены серьезные, и кое-кто уже под них угодил.

< Назад в рубрику