2 апреля 2015 года в Охотском море погиб траулер «Дальний Восток». Судно, относящееся к классу БАТМ — больших автономных траулеров-морозильников, затонуло в северной части моря, в 150 милях к югу от Магадана и в 190 — западнее поселка Крутогоровский (Камчатский край). Погибли десятки человек из числа находившихся на борту. Причиной могло стать столкновение со льдом или нарушение правил лова.
К утру по московскому времени стало известно число спасенных: на борт судов, пришедших на помощь терпящему бедствие траулеру, было поднято 63 человека, все они получили сильное переохлаждение.
«Рыбаки получили сильное переохлаждение из-за того, что длительное время пробыли в холодной воде, температура которой не превышает плюс 2 градуса», — передал ТАСС слова источника из краевого управления МЧС.
Всего на борту находились 132 человека, в том числе 78 россиян и 54 иностранца, из них — 42 гражданина Бирмы, пять — Вануату, четыре — Украины и трое — Латвии. К 7 часам утра по Москве из воды были подняты 54 тела погибших, велись поиски еще 15 человек. Капитан и старший помощник судна погибли.
Исходя из состояния моря в это время года, можно сказать, что с вероятностью, близкой к 100 процентам, шансы найти живыми еще кого-то из членов экипажа, к сожалению, отсутствуют. Остается вопрос, что стало причиной трагедии: само море, забирающее корабли сегодня не менее охотно, чем века назад, или человеческий фактор?
Первой названной причиной стало столкновение со льдом. Охотское море в своей северной части замерзает, и отколовшаяся льдина достаточных размеров вполне могла стать причиной гибели корабля. Вместе с тем эта версия довольно быстро была заменена другой, которую, по версии телеканала Life News, озвучил источник в ООО «Магеллан» — компании-судовладельце.
«Они [моряки] приняли на борт трал, полный трал скатился по палубе, придал судну сильный крен, и оно совершило опрокидывание», — сказал он.
По версии источника, судно было технически исправно: «Экипаж выходил на связь практически каждый день. Во время последнего раза ни о каких технических проблемах экипаж корабля не сообщал», — отметил он.
Источник добавил, что 48-летний капитан траулера «Дальний Восток» Александр Притоцкий — один из лучших капитанов на Дальнем Востоке и один из рекордсменов по вылову. «Но одна из проблем в нашем деле — капитаны в азарте стремятся и пытаются рисковать», — подчеркнул он.
Версию о внезапной гибели траулера вследствие переворачивания подтверждает и факт, что, по данным из МЧС, судно не успело подать сигнал бедствия, чего не было бы, столкнись траулер со льдиной или другим объектом.
На помощь терпящим бедствие морякам довольно быстро подошли другие суда, в основном рыболовные, которые также вели промысел в этом районе: «Гранит», «Иван Калинин», «Виктория-1» и «Алексей Чирков», оперативное руководство спасательной операцией взял на себя капитан «Гранита», которому удалось поднять не менее 25 живых моряков и 8 тел погибших.
Лед, равно как и опрокидывание из-за нарушения правил лова, легко могли стать причиной гибели траулера. Тем не менее необходимо точно установить и техническое состояние корабля — как показывает практика, судовладельцы, к сожалению, регулярно пытаются списать свои огрехи на экипаж и «неизбежные на море случайности». Эту работу предстоит вести уже Следственному комитету.
«Сейчас следователи производят изъятие документов о техническом состоянии судна, документов на право выхода судна в рейс и других», — сообщила представитель Дальневосточного Следственного управления на транспорте Оксана Полшакова. Следствие также планирует провести беседы со спасенными моряками, как только это позволит их состояние.
Согласно регистру, БАТМ «Дальний Восток» был построен по проекту 1288 (строительный номер 581) Черноморским ССЗ в Николаеве в 1989 году. Наибольшее водоизмещение траулера составляет 5720 тонн. В общей сложности по данному проекту с 1974 по 2011 год было построено 113 судов этого типа.