Россия
17:27, 2 апреля 2015

Выжить в воде Есть ли шанс найти живыми моряков с затонувшего траулера?

Роман Уколов (Заместитель главного редактора)
Александра Федотова
Фото: Kin Cheung / AP

В ночь на 2 апреля в Охотском море затонул большой автономный морозильный траулер (БАМТ) «Дальний Восток». По данным МЧС, в настоящий момент из 132 человек, находившихся на борту, 56 погибли. Ведется розыск еще 13 моряков. При температуре воды ниже десяти градусов человек может умереть от переохлаждения в течение первых десяти минут. Лишь в редких случаях людям удавалось выжить в холодных водах и дождаться спасения.

Теплопроводность воды в десятки раз больше, чем теплопроводность воздуха, поэтому человек, оказавшийся в холодной воде, теряет тепло намного быстрее. При температуре воды 22 градуса человек за 4 минуты теряет столько же калорий, сколько за час на воздухе при той же температуре. Тепло непрерывно уходит из организма, и рано или поздно температура тела достигнет критического предела.

Спасатель международного класса отряда «Центроспас» МЧС России Дмитрий Коринный говорит, что при температуре воды от нуля до плюс пяти градусов человек, оказавшийся за бортом без специальных средств защиты, погибает за 10-15 минут в зависимости от его физического состояния.

Дмитрий Коринный
Кадр: видео 1tv.ru

«Хорошо подготовленный, физически крепкий человек может продержаться в холодной воде дольше, возможно, 30-40 минут, — считает эксперт. — В гидрокостюме сухого типа шансов на выживание больше. Тут речь может идти о нескольких часах. Хорошо, если помимо гидрокостюма, надета еще и теплая одежда. Даже мокрая она все равно сокращает теплопотери, замедляя процесс переохлаждения. Но даже при таких условиях человек в холодной воде долго не протянет. Счет все равно идет на часы. Конечно, люди, работающие на палубе, наверняка используют какие-то защитные средства, возможно, и гидрокостюмы, но говорить об этом с уверенностью сложно. К тому же на палубе они занимаются физической работой и вряд ли надевают много теплой одежды. Если человеку, пусть и насквозь промокшему, все же удалось забраться в шлюпку или на спасательный плот, то дальше все зависит от его подготовленности, физического состояния, от того какие имеются подручные и спасательные средства. А еще от простого везения».

История мореходства знает много примеров, когда после кораблекрушений люди не тонули вместе с кораблем, а погибали в воде, так и не дождавшись спасения. И температура воды, как ни странно, не главное. Организм охлаждается в любой воде, где температура ниже 33 градусов. Самая теплая вода в тропиках — 29-30 градусов. Тут, по данным медицинского исследовательского института ВМФ США, теплопотери в воде обнаженного человека не угрожают его жизни целых 24 часа. Однако более 77 процентов поверхностных вод Атлантического океана, 62 процентов — Индийского и 59 процентов — Тихого имеют температуру ниже 25 градусов. А уже при 24 градусах человек может пробыть в воде всего 7-9 часов, при 15 градусах — вдвое меньше.

История кораблекрушений ежегодно пополняется все новыми трагическими эпизодами, среди которых, однако встречаются истории со счастливым концом.

26 января 2013 года в Японском море у берегов Приморья затонуло судно «Шанс-101». Из 30 членов экипажа спасли 15 человек, однако один из них впоследствии скончался. Пропавшими без вести объявлены пятнадцать моряков. По словам выживших, восемь их товарищей погибли от переохлаждения на спасательном плоту, и их тела спустили за борт.

Некоторым удается спастись просто чудом. 26 мая 2013 года в Атлантическом океане у берегов Нигерии затонул буксир Jascon. Из-за сильного шторма спасатели смогли добраться до места катастрофы только через трое суток и обнаружили на глубине 30 метров живого человека. Когда судно пошло ко дну, кок Харрисон Окейн, закрученный потоком воды, оказался в одной из кают. Через некоторое время вода перестала прибывать, а в каюте осталась прослойка воздуха. Также выжить ему помогли несколько обнаруженных бутылок минералки. Сам Окейн считает, что ему помогло «божественное вмешательство» — три дня он провел в молитвах. Остальные 11 членов экипажа погибли.

5 декабря 2012 года в Северном море, около берегов Нидерландов, затонуло судно «Болтик эйс», перевозящее автомобили. На борту находился экипаж из 24 человек. В районе происшествия обнаружены четыре спасательных плота, на которых находились 12 человек. Их эвакуировали вертолетами. Также спасатели нашли тела четырех членов экипажа судна.

В ночь на 9 февраля 2011 года в Японском море в 16 милях от южно-корейского порта Ульсан затонул сухогруз «Александра» из-за столкновения с другим судном. На борту находилась команда из 12 россиян. Только одному моряку — 33-летнему Руслану Дричеву — удалось выбраться из затопленных помещений, вынырнуть на поверхность и взобраться на спасательный плот, где он прождал помощи около шести часов. В результате спасательной операции также были найдены тела четверых погибших, семь человек пропали без вести.

В апреле 2007 года в Северном море, в 160 километрах от Шетландских островов потерпело крушение норвежское судно «Бурбон Дельфин» с экипажем из 15 человек. Спасены и доставлены в госпиталь были семь человек. Еще трое моряков скончались от переохлаждения — температура воды в Северном море в момент катастрофы не превышала пяти градусов по Цельсию.

В январе 1997 года яхта Тони Баллимора, участника кругосветной регаты Vendée Globe, перевернулась в южной части Индийского океана в двух тысячах морских миль от побережья Австралии. Баллимор в этот момент находился в каюте, которая в считаные минуты наполнилась водой на две трети. Спасатели добирались до места крушения четыре дня и, учитывая близкую к нулевой температуру воды, никак не рассчитывали увидеть яхтсмена живым. Однако, когда спасатели австралийских ВМС начали простукивать перевернутый корпус яхты, Тони сам выплыл им навстречу. Вид у него был изможденный, но благодаря водонепроницаемому гидрокостюму, собственной жировой прослойке и корпусу яхты, послужившему надежным убежищем, ему удалось выжить.

В ноябре 1962 года летчик советских ВВС И.Т. Куницын вынужден был катапультироваться из-за отказа двигателя в небе над Баренцевым морем. Двенадцать часов он греб руками, добираясь до ближайшего островка на спасательной надувной лодке. Не обнаружив там никаких средств для выживания, он направился в сторону берега, и спустя еще 40 часов его подобрали спасатели. Несмотря на низкую температуру воздуха и воды (4-6 градусов) и мокрую одежду, у него было диагностировано лишь умеренное общее охлаждение организма и обморожение первой степени верхних и нижних конечностей.

Самое известное кораблекрушение — гибель «Титаника» из-за столкновения с айсбергом — случилось в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года недалеко от берегов Ирландии. Катастрофа произошла во время первого рейса судна. На борту находилось 2224 человека. Спастись удалось только 711-ти, 1513 человек погибли, большинство — в воде от переохлаждения.

< Назад в рубрику