Когда основной контингент американских войск покинул Афганистан, официально завершилась многолетняя операция, стоившая США двух с лишним тысяч убитыми и десятков тысяч ранеными. Чиновники-финансисты подсчитали убытки бюджета. Американские налогоплательщики, все эти годы исправно финансировавшие войну в сердце Азии, узнали, что почти половина денег, выделенных командирам для борьбы «за умы и сердца» на местах, бесследно растворилась в карманах местных подрядчиков. Подробности — в статье The Foreign Policy, с которой мы предлагаем вам ознакомиться.
Согласно очередному отчету вашингтонской службы по контролю над восстановлением Афганистана, Пентагон не в состоянии объяснить, на какие цели потрачено несколько сотен миллионов долларов из фондов реконструкции. На восстановление обнищавшего Афганистана из государственного бюджета США десяткам подрядчиков выплатили 21 миллиард долларов.
Сотрудники аппарата специального генерального инспектора по вопросам реконструкции Афганистана (SIGAR) обнаружили, что власти США располагают точными данными о расходовании лишь 57 процентов от 795 миллионов долларов, потраченных командирами на местах в 2002-2013 годах в рамках Программы действий командира в чрезвычайных ситуациях (CEPR). Впрочем, в докладе эта недостача объясняется неэффективным управлением, а вовсе не коррупцией или растратами.
CEPR разработали на скорую руку во время вторжения в Ирак в 2003 году, чтобы обеспечить командирам на местах быстрый доступ к денежным средствам для финансирования небольших проектов по восстановлению инфраструктуры, таких как строительство новых школ. Это позволяло обеспечить поддержку со стороны населения и предоставить рабочие места безработным мужчинам, чтобы благодаря стабильному доходу у них было меньше стимулов вступать в ряды сопротивления. Командирам в поле, как правило, давалась относительная свобода выбора проектов для финансирования. Такой подход вызвал трения с сотрудниками Госдепартамента, работавшими на местах; они жаловались, что эти проекты не связаны с какими-либо планами долгосрочного развития и жизнеобеспечения, а при их реализации предпочтение отдается одному представителю местной власти или племени, которому и выделяются деньги.
Несмотря на это командующие армией и морской пехотой США поддерживали эту программу, поскольку она давала им возможность заводить союзников среди местного населения, ремонтируя мосты и дороги, проводя водопровод, канализацию и электричество в небольшие деревушки, — и параллельно вливая наличные деньги в иракскую экономику через финансирование местных подрядчиков. В 2004 году программа CEPR была запущена и в Афганистане.
В 2007 году ее финансирование достигло 1,2 миллиарда долларов, однако с выводом американских войск из Ирака и Афганистана денежный поток практически иссяк.
В докладе контрольной службы говорится, что с 2002 по 2014 год Вашингтон вложил в восстановление Афганистана около 104 миллиардов долларов, из которых 66 миллиардов пошли на нужды военного ведомства. Тем не менее в документе отмечено, что Пентагон в состоянии отчитаться о расходовании лишь 21 миллиарда из общего объема контрактных средств — в силу некоторых особенностей ведения учета в период до 2010 года.
Колоссальные усилия, прикладываемые к восстановлению Афганистана, сопровождались многочисленными сообщениями о фактах коррупции и неэффективного управления, однако официальный доклад объясняет большинство расхождений в цифрах более банальной причиной, а именно — изменениями в федеральных системах учета.
Руководитель SIGAR Джон Сопко (John Sopko), часто и весьма громогласно критикующий траты правительства США в Ираке и Афганистане, замечает, что новый доклад «не содержит никаких рекомендаций. SIGAR лишь доводит эти данные до сведения Конгресса и американских налогоплательщиков, которые должны узнать из доклада, как именно тратятся их деньги в процессе восстановления Афганистана».
В целом генеральный инспектор обнаружил, что с 2002 по 2013 год Пентагон выплатил из фондов реконструкции более 100 миллионов долларов каждому из 38 различных подрядчиков, что составляет примерно 58 процентов всех денег, которые военное ведомство вложило в восстановление Афганистана.
Наиболее значительные суммы получили две афганские логистические компании: «Азия Глобал Шиппинг Груп» (Asia Global Shipping Group of Companies) и «Парван» (Parwan) — 1,7 и 1,3 миллиарда долларов соответственно. Эти фирмы практически монополизировали прибыльный рынок, ввозя в Афганистан и вывозя из него оборудование США и НАТО по нескольким опасным маршрутам, ведущим в пакистанские порты.
Что касается собственно американских компаний, то производитель армейских вездеходов «Хамви» — компания «АМ Дженерал» (AM General) — заработала на продажах в Афганистане 5,5 миллиарда долларов, в основном снабжая машинами афганскую армию и осуществляя их ремонт. «Навистар» (Navistar), выпускающий бронемашины с усиленной противоминной защитой и большегрузные автомобили, заключил контракты на сумму 781 миллион долларов. Третья компания — «Текстрон» (Textron) — подписала контракты на сумму 632 миллиона долларов, преимущественно на поставку свыше 400 БТР для сил быстрого реагирования афганской армии.
В докладе об этом не говорится, однако в течение последующих месяцев эта техника, скорее всего, пройдет испытание боем, когда новое правительство Афганистана и его противники талибы сойдутся в битве за контроль над обширными территориями Южного и Восточного Афганистана.