Независимость от импорта лекарственных средств, к которому стремится наша страна, вполне возможна, считают представители отечественной фарминдустрии. По данным госкорпорации «Ростех», к 2020 году мы полностью откажемся от закупки зарубежных вакцин в рамках Национального календаря профилактических прививок (НКПП).
Чиновники разных рангов не раз заявляли, что собственная разработка и производство лекарственных средств имеют стратегическое значение для России. В настоящее время большая часть препаратов крови, препаратов для терапии ВИЧ, вирусных гепатитов В и С не имеет отечественных аналогов и закупается за рубежом. В результате после девальвации рубля зависимость от этих и без того недешевых закупок станет еще заметнее в этом году.
При этом отечественные производители в большинстве своем занимаются лишь фасовкой и упаковкой зарубежных лекарств, что не мешает им позиционировать свою продукцию как отечественную. По словам экспертов, такая подмена понятий получила в последние годы широкое распространение, а появление на полках аптек таких «российских» препаратов — не более чем маскировка проблемы.
Некогда мощную советскую фармпромышленность за минувшие 30 лет задушила конкуренция иностранных производителей. Даже те предприятия, которым удалось уцелеть и встроиться в рынок, сегодня требуют модернизации мощностей и научной базы. Их дальнейшее развитие невозможно без трансфера технологий и размещения производств зарубежных фармацевтических брендов, уверены эксперты рынка. «Вакцины, антибиотики, препараты для лечения онкозаболеваний — это те группы лекарств, которые всегда должны быть на передовой, как в области научных разработок, так и в области технологической составляющей производственных мощностей», — считает Вероника Беляевская, директор по стратегии и развитию компании «Промо-Мед».
Подключение к этому процессу государства — шаг неоднозначный, но в сложившейся ситуации неизбежный. Активизация действий в этом направлении началась с подписанного в марте прошлого года соглашения между госкорпорацией «Ростех» и Минздравом о начале совместной деятельности в сфере иммунобиологии и иммунобиологической промышленности.
Деятельность «Ростеха» до этого была сосредоточена в основном на высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения, но, похоже, в высоких кабинетах решили, что опыт корпорации пригодится и на фармакологическом фронте. В результате коллекция холдингов возглавляемой Сергеем Чемезовым корпорации пополнилась «Национальной иммунобиологической компанией» («Нацимбио»).
Целью нового вертикально интегрированного гиганта объявили «обеспечение национального суверенитета страны в области производства и поставок лекарственных препаратов». «Создание холдинга — важнейший шаг, необходимый для структурных преобразований отрасли, который обеспечит реализацию государственной политики, направленной на импортозамещение в области производства лекарственных препаратов», — так охарактеризовал свое новое «хозяйство» генеральный директор «Нацимбио» Николай Семенов, отметив, что решение задачи обеспечения лекарственной независимости возможно лишь при условии «консолидации имеющихся производственных активов с государственным участием и управления ими в рамках единой стратегии развития холдинга».
Обещанная консолидация началась во второй половине 2014 года. В декабре прошлого года «Ростех» получил 32,39 процента акций Акционерного Курганского общества медицинских препаратов и изделий «Синтез», одного из лидеров отечественной фарминдустрии. Чуть ранее компания «РТ-Биотехпром», другая структура «Ростеха», выкупила 25,01 процента акций рязанского фармацевтического предприятия «Форт», выпускающего вакцины против гриппа.
Уже в марте этого года президент Российской Федерации принял решение о передаче «Ростеху» 100 процентов акций крупнейшего российского производителя вакцин — НПО «Микроген». В конце марта «Нацимбио» представила стратегию развития холдинга до 2020 года. В пятилетний срок предполагается обеспечить стопроцентное обеспечение страны вакцинами НКПП, препаратами крови и противотуберкулезными препаратами и на 20 процентов — препаратами против ВИЧ и гепатитов B и С, полный цикл производства которых будет организован на территории России.
Стратегия «Нацимбио» также предполагает «создание совместных предприятий с инвесторами и владельцами ключевых технологий, в том числе зарубежными». Пока запущен только один такой проект. В конце сентября 2014 года «Нацимбио» и российская фармкомпания «Генфа» договорились о создании совместного предприятия по производству лекарственных средств с инвестициями до 100 миллионов долларов.
Всего планируется реализовать более 10 проектов по организации на территории России производств полного цикла, включающего разработку, клинические испытания, производство и распространение препаратов. Также предполагается создание национальной логистической «холодовой цепи», которая необходима для обеспечения качества продукции от производства до поставки в медучреждения: планируемая площадь новых складских комплексов составит более 10 тысяч квадратных метров.
Все эти достижения обойдутся недешево: общий объем запланированных инвестиций составит 25 миллиардов рублей. Ляжет ли эта ноша целиком на плечи бюджета, покажет время. В холдинге наряду с госфинансированием предполагают задействовать собственные средства, средства «Ростеха» и частных инвесторов.
Окупятся ли инвестиции — покажет время. В самом холдинге, похоже, уверены, что окупятся: планируемый общегодовой объем выручки в 2020 году должен составить около 40 миллиардов рублей, а капитализация бизнеса с участием холдинга — около 52 миллиардов рублей.
Инвестиции — это не единственное, чего ждет от государства профессиональное сообщество. Отраслевые эксперты отмечают, что в последние годы власть не слишком активно шла навстречу отечественному производителю. Зарубежные препараты попадали в перечень госзакупок даже в тех немногочисленных сегментах рынка, где российские компании предлагали вполне конкурентоспособный продукт. Это в особенности касается противотуберкулезных препаратов, которые производятся на территории РФ в достаточных количествах и не уступают по цене и качеству иностранным.
Несмотря на это их доля в госзакупках 2013 года составляла всего 35 процентов — на 10 процентов меньше, чем, к примеру, аналогичных индийских препаратов. О причинах такого выбора можно только догадываться. Это соотношение несколько улучшилось после вмешательства правительства, которое летом 2014 года прямым распоряжением назначило «Нацимбио» единственным поставщиком лекарственных препаратов и медицинского оборудования для Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). Эта мера позволила российским производителям освоить 51 процент рынка государственных закупок противотуберкулезных препаратов против прежних 20 процентов.
Поддержка государства, по словам представителя «Нацимбио», «обеспечит увеличение доли отечественного производителя при поставках ФСИН до 95 процентов и позволит перейти к более решительной борьбе с иностранными конкурентами».
О необходимости господдержки говорит и генеральный директор «Нацимбио» Николай Семенов: «Без долгосрочного государственного заказа невозможны серьезные реформы, которые позволят разработать план проведения НИР и НИОКР, планы организации производства и подготовки высококвалифицированных кадров».
Ограничится ли правительство поддержкой отрасли на старте или продолжит курировать этот высокодоходный бизнес — покажут ближайшие годы. Опыт Китая и Индии свидетельствует о том, что развитие фармацевтической отрасли требует немалого времени. Впрочем, у российской фармпромышленности научно-технический фундамент куда прочнее, чем был в 1980-е годы у Китая и Индии, где до 70 процентов стоимости каждого проекта приходилось на государственные гранты.