Культура
09:08, 6 апреля 2015

Некто в шляпе Cirque du Soleil на сцене и за сценой

Айгуль Хабибуллина

Шоу Quidam (с латинского «некто») — одно из старейших в Cirque du Soleil. В нем чуть меньше фантазий и чуть больше житейской правды, чем в других постановках канадского цирка, но именно эта особенность обеспечила Quidam такую долгую жизнь: шоу путешествует по миру почти 20 лет, с 1996 года. От него всегда ждут блестящей акробатики, захватывающей дух воздушной гимнастики, опасных трюков — и все это, безусловно, есть. Но, кроме того, есть простая история маленькой девочки, родители которой, озабоченные своими проблемами, забыли о ее существовании. Крошка Зоуи, чей образ кажется близким каждому, связывает в единое целое все номера Quidam — напряженные, комические и драматические. В 2016 году шоу закроется. Его ближайшие гастроли пройдут в Москве и Санкт-Петербурге с 16 по 26 апреля и с 29 апреля по 4 мая соответственно. «Лента.ру» посмотрела выступление артистов в Минске и пробралась за кулисы.

На сцене

В Quidam одиннадцать номеров, объединенных одной историей. По сюжету, который легко считывается без слов, девочка Зоуи, забытая родителями, убегает от реальности в воображаемый мир, где встречает необычных героев, помогающих ей вновь обрести радость жизни и найти взаимопонимание с отцом и матерью. Основной упор в шоу сделан, как водится, на акробатике и гимнастике: номера «Воздушные полотна», «Банкин», «Эквилибр на опорах», «Испанская паутина», «Воздушные кольца» и «Скульптура».

«Банкин» — один из сложнейших групповых номеров. В нем участвуют больше десятка артистов, многие — из России и СНГ. Руководители Cirque du Soleil признают, что ни одно шоу не обходится без русскоговорящих исполнителей — главным образом потому, что советская цирковая школа, в частности акробатическая, считается лучшей в мире.

Отдельного внимания заслуживает номер «Скульптура», который исполняют Александр и Наталья Пестовы. То, что они делают на сцене, не делает больше никто. Номера в Quidam исполняются с разной скоростью, напряжение зрителей то растет, то уменьшается — этот прием известен в литературе и театре, цель его — привести зрителя к очищающему душу катарсису. Для «Скульптуры» супруги Пестовы выбрали «рапид» — так театральные актеры называют движение с минимальной скоростью. Зал наблюдал за выступлением в полной тишине, время от времени коротко аплодируя — слишком велико было волнение.

В Quidam существует три версии номера «Воздушное кольцо» — для трио, дуэта и соло. Перформансы этого шоу существуют долго, но постоянно развиваются, дополняются и меняются, артисты тоже. Для гастролирующих шоу такая практика — своего рода страховка: если кто-то из акробатов не может выйти на арену, выступление заменят похожим, чтобы из цельной программы представления не выпадали ключевые элементы.

Не обошелся Quidam и без клоунады, которую можно назвать классической и современной сразу. Cirque du Soleil отказался от стереотипного образа клоуна, а комический эффект извлекается не столько из внешнего вида актера, сколько из его игры. По доброй традиции к участию в комедийных номерах канадского цирка активно привлекаются зрители.

За сценой

Надеть и снять маску для артиста Cirque du Soleil — дело непростое. Важная часть образа актера, акробата, гимнаста или танцора — грим. Эту «маску» циркачи создают самостоятельно перед каждым выступлением. На грим уходит от 45 минут до 2 часов. Некоторые артисты гримируют только лицо, другие — все тело. Основам этого ремесла исполнители обучаются в Монреале, но детали рисунка доверяют воображению — своему или руководителей. Грим для акробатов и гимнастов имеет и практическую ценность: тело не должно быть скользким, иначе можно не удержаться на снаряде или в руках партнеров. Обычно для этих целей используется смесь спирта с канифолью, но применяют и другие вещества.

Второй визуальный элемент образа — костюм. Иногда парик и шляпа. Все это шьется для каждого индивидуально и вручную. Даже если артисты в одном и том же номере меняются, облачение у каждого свое, и перепутать их невозможно — все подписано и упорядочено с канцелярской тщательностью. У каждого акробата, гимнаста и актера от двух до семи костюмов, а всего их — около 250. К ним пять сотен аксессуаров и две сотни пар обуви. Ухаживать за сценической одеждой посторонним не доверяют, стирает, сушит и гладит наряды после каждого выступления специальная цирковая группа.

Временно оборудованная столовая шоу Quidam со шведским столом — зрелище удивительное хотя бы потому, что оно не соответствует ожиданиям. Многие артисты приходят в цирк из спорта или танцев — это люди, большую часть жизни придерживавшиеся строгой диеты. Исполнители Cirque du Soleil не отягощены строгими ограничениями: ешь все, что вздумается. Здесь действует лишь самоограничение: если сегодня ты хочешь побаловать себя фастфудом, будь готов к тому, что завтра «нижние» (так называются акробаты в групповых номерах, которые поддерживают более легковесных партнеров) скажут, что им трудно с тобой работать. Поэтому на кухне Quidam есть и овощи, и мясо, и сладости нескольких сортов. Центральное место занимает соковыжималка и ящики с фруктами и овощами.

Непосредственно перед выступлением артисты тренируются прямо за ареной. Каждому позволено побыть тренером — некоторые, к примеру, организовывают группы по занятию пилатесом или обучают исполнителей других номеров своей технике. Циркачам доступны все снаряды, многие в свободное время используют эту возможность, чтобы разучить новые трюки. В Cirque du Soleil нет строгой дисциплины и расписания. Главное — в назначенный час выступить на сцене. В промежутках между шоу артисты вольны распоряжаться собой как угодно.

Отдельного внимания заслуживает неартистическая команда Cirque du Soleil. Шоу Quidam путешествует вместе с двумя десятками грузовиков. Специалисты сами монтируют сцену перед каждым выступлением, устанавливают над ней специальные алюминиевые рельсы, по которым перемещаются артисты со снарядами и акробатическим оборудованием — к примеру, воздушными кольцами или полотнами. Две тележки, движущиеся по рельсам, регулируют не только положение артиста относительно арены, но и высоту, на которой он находится. Саму сцену тоже можно привести в движение — создается ощущение, что артист скользит по ее поверхности. Кроме того, арена позволяет создавать разнообразные визуальные и световые эффекты за счет перфорации — в ней проделано около 800 тысяч отверстий, пропускающих свет.

Герои

Майкл Смит (Великобритания), артистический директор шоу Quidam

Смит впервые присоединился к команде Cirque du Soleil в 2005 году, уже имея 15-летний опыт работы в индустрии развлечений — в музыкальном театре, кабаре и на круизных лайнерах. С его именем связаны шоу Dralion, Varekai и Alegria, но шоу Quidam — одно из самых любимых. Смит признался, что не простил бы себе, если бы не поработал в нем до закрытия.

«Quidam — это, пожалуй, единственное шоу в нашем портфолио, посвященное человеческим эмоциям и переживаниям. Во многих постановках Cirque du Soleil умопомрачительная акробатика, и у нас она тоже есть. Но наши зрители смотрят представление, затаив дыхание. На других шоу вы услышите громкие аплодисменты, смех, топанье ногами и прочее. В Quidam такого нет, зато здесь много сопереживания. Это настоящий театр, это драма.

Огромную роль в каждом шоу играет доверие между режиссерами и артистами. Если я прошу кого-то что-то поменять на сцене, он должен понять, для чего это нужно. Я никогда не кричу, не машу руками и не нервничаю, я спокойно объясняю. Их доверие ко мне, мое доверие к ним, слаженная командная работа очень важны. И я абсолютно уверен, что все, кто приходит в Cirque du Soleil, становятся лучше не только в мастерстве, но и в чисто человеческих качествах, потому что при всем национальном и культурном разнообразии труппы мы учимся трудиться вместе».

Александр и Наталья Пестовы (Россия), номер «Скульптура»

Саша и Наташа Пестовы родились в Астрахани, оба с детства увлекались спортивной акробатикой. В 1996 году Пестов попал в шоу Quidam, когда оно только родилось. Через три года к труппе присоединилась и его жена. Больше десяти лет супруги выступали в разных номерах, а потом решились на эксперимент: взяли годовой отпуск, а в 2011 году вернулись в Quidam с уникальным акробатическим представлением «Скульптура».

«Наша задача — донести до зрителя душу этого шоу, чтобы каждый почувствовал, что он может делать, как мы. У меня нет ни мышц, ни сверхспособностей, Саша тоже не супергерой. Для этого не нужно быть особенным, качаться 24 часа в сутки, гробить себя строгими диетами и прочее.

Иногда нас спрашивают о возрасте, когда берут интервью. Мы говорим: а сколько дадите? Мне дают 28 лет, Саше — 30. А мы отвечаем: накиньте еще с десяток или больше.

В Cirque du Soleil возможно все. Мы один раз взяли человека с улицы — натурально с улицы! Нам срочно понадобился артист — через две недели выступать, а артиста не хватает. Провели открытый кастинг, люди пришли разные, много спортсменов. И был один мальчик из Бразилии, он просто на улице выступал, трюки какие-то делал. А я вижу, что у него глаза горят и такое отчаяние во взгляде, что если мы его сейчас не возьмем, то все — пропадет. Я говорю: дайте его мне, через две недели он выйдет на арену. И что вы думаете? Вышел! Выступил! Пять лет уже в цирке».

Данила Бим (Бразилия), номер «Воздушное кольцо»

Данила пришла в акробатику относительно поздно — в 17 лет. Но за плечами у нее была хорошая школа академического балета и современного танца. Это далеко не одно и то же, девушке пришлось осваивать много нового, но ее тело не стало сопротивляться — уж слишком велико было желание летать под куполом. Пять лет назад, в 2010 году, Данила оказалась в цирковой труппе шоу Quidam.

«Я стараюсь много не думать, находясь там, наверху, потому что исполнение тех или иных элементов может меняться с дикой скоростью. Если станешь об этом размышлять — непременно собьешься. Я просто наслаждаюсь дуновением ветра на высоте и тем ощущением восторга, которое я испытываю. Я рада делиться своими чувствами со зрителями в зале.

Энергетика зала для меня очень важна. Я же исполняю свой номер не для себя, а для тысяч зрителей. То, что они чувствуют, то, как они реагируют на мои движения, для меня, как и для любого другого артиста, невероятно важно. Когда люди со мной на одной волне, я это сразу понимаю и радуюсь. Но бывают и плохие дни — с вялой публикой. Это неприятно, но я все равно исполняю номер — шоу должно продолжаться!»

Джули Кэмерон (Шотландия), номер «Пластический этюд на воздушных полотнах»

Номер с воздушными полотнами до Джули исполняли несколько артисток, но она переиначила этот этюд на свой лад и создала собственную хореографию. Карьеру в Cirque du Soleil она начала в «Банкине» в 2007 году, ей было 18 лет. Для полотен понадобились другие навыки — вначале девушка не могла даже забраться вверх по канату. Первые выступления, по ее признанию, были сырыми, несогласованными, угловатыми и аморфными, но постепенно приобрели определенность и форму.

«Это непростой и драматичный номер. Я воплощаю в нем душу женщины и все те трудности, с которыми ей приходится сталкиваться в жизни. Когда я сочиняла хореографию, мне пришлось заглянуть глубоко внутрь себя, поразмышлять о том, что меня тревожит и чем я живу, о своих слабых и сильных сторонах.

Когда этот перформанс еще не был моим, я наблюдала за исполнительницами и удивлялась, почему они возвращались за кулисы настолько опустошенными. Это же просто номер — отыграла, сделала все, что нужно. А когда впервые сама показала этот этюд — все поняла. Или ты отдаешься полностью, или у тебя ничего не выйдет. Я представляла все плохое, что может случиться с женщиной, это вызывало чувство вины, но оно и было моим вдохновением. Мне приходится все это переживать заново в каждом выступлении — это и в самом деле опустошает».

< Назад в рубрику