Март побил все рекорды по количеству ссылок в соцсетях на материалы СМИ. Самой обсуждаемой темой месяца, безусловно, стало расследование убийства Бориса Немцова. Однако это не единственное, что волновало рунет. Эксперты центра Brand Analytics проанализировали, на какие СМИ в марте ссылались чаще всего и кто выбыл из тридцатки самых цитируемых в соцсетях.
В первом месяце весны пользователи социальных сетей активно следили за преследованием подозреваемых в убийстве Немцова, делились с друзьями новыми деталями расследования, выражали недоверие следствию, строили собственные версии причин произошедшего.
Следователи были довольно открыты для прессы. В то же время сами СМИ помогали им восстановить картину случившегося 27 февраля на Большом Москворецком мосту. На следующий день после убийства канал «ТВ-Центр» опубликовал запись со своей круглосуточной камеры наблюдения, зафиксировавшей момент убийства Немцова. Видео мгновенно разлетелось по соцсетям.
Лидерство по «расшарам» в марте удержала «Новая газета». Самыми цитируемыми материалами марта стали сразу несколько газетных заметок. Особенно острое общественное обсуждение вызвало интервью с танкистом-контрактником Доржи Батомункуевым из Улан-Удэ.
В другом резонансном материале «Новой газеты» «Патриоты России и ее враги» высказывалась версия о том, что убийство политика организовал майор по имени Руслан. Позже СМИ сообщили о допросе командира роты батальона «Север» Руслана Геремеева, брата сенатора от Чечни Сулеймана Геремеева.
В топ «залайканных» также вошел материал «Ленты.ру» об аресте губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и новость об обнаружении учеными древнейшего представителя людского рода.
Тысячи репостов также собрало расследование РБК о том, «почему забуксовал проект медведевской модернизации» — инновационный центр «Сколково». Среди наиболее цитируемых также сюжет LifeNews о смертельном столкновении автомобиля командира украинского добровольческого батальона «Азов» с монументом памяти героев ВОВ.
Кроме того, россияне пристально следили за трагедией в городе Константиновка Донецкой области, где в середине марта пьяные украинские военные на бронемашине сбили людей, стоявших на тротуаре. Один ребенок скончался на месте, а женщина с грудным младенцем были госпитализированы. Это вызвало массовые беспорядки в городе. Местные жители подожгли несколько машин и побили стекла в общежитии, где квартировали украинские силовики. Протест был жестко подавлен полицией.
В марте индекс цитируемости материалов медиа вырос на 20 пунктов по сравнению с рекордным по количеству ссылок на статьи СМИ февралем. По данным Brand Analytics, первый месяц весны 2015 года даже превзошел показатели олимпиадного марта-2014.
В десятку лидеров мартовского рейтинга традиционно вошли РИА Новости, русскоязычный сайт канала RT, «Лента.ру», «Газета.ru», «Вести.ru», LifeNews, ТАСС, РБК и сайт радиостанции «Эхо Москвы». К самым цитируемым в соцсетях присоединился канал «Дождь» — плюс четыре позиции и седьмая строчка в списке.
Вверх по рейтингу поднялись канал «Звезда» (плюс четыре строчки, 12-е место), «Новая газета» (плюс четыре позиции, 17-е место), «Аргументы и факты» (плюс четыре позиции, 26-е место) и «Московский комсомолец» (прибавила три строчки в рейтинге, 26-е место).
Возросший интерес россиян к материалам СМИ оппозиционного блока — «Эха Москвы», «Новой газеты», «Дождя» — эксперты Brand Analytics связывают с урожайностью месяца на политические события, которые эти СМИ освещали детально.
Наибольший прирост пунктов рейтинга в прошлом месяце — у «Ленты.ру», сайт занял третью строчку рейтинга, опередив еще один ресурс, входящий в группу Rambler&Co, — «Газету.ru».
Нарастили цитируемость и спортивные издания Sports.ru, Championat.com и «Советский спорт». Тому поспособствовало обилие спортивных событий в марте: чемпионаты мира по лыжам, фигурному катанию, чемпионат России по футболу и Еврокубки, яркие матчи Континентальной хоккейной лиги.
Поклонники футбола на своих публичных страницах обсуждали сорванный матч Россия — Черногория и его последствия для голкипера сборной Игоря Акинфеева. На первой минуте во вратаря попал брошенный с трибун файер, в результате чего Акинфеев получил ожог шеи и сотрясение мозга.
Широко обсуждался и конфликт в российской мужской сборной по биатлону. Несколько членов команды отказались работать под началом старшего тренера Александра Касперовича, высказав пожелание заниматься по индивидуальной программе с личным графиком.
Из тридцатки самых цитируемых СМИ в прошлом месяце выбыла деловая газета «Ведомости». По выводам аналитиков агентства, издание не выдержало конкуренции с остальными сильно прибавившими в популярности участниками рейтинга.
Меньше, чем обычно, в марте делились сюжетами канала НТВ, материалами интернет-газет Pravda.ru и «Взгляд», статьями «Комсомольской правды». Последняя еще в феврале входила в первую десятку рейтинга. Репортаж КП о жизни Углегорска был одним из самых рейтинговых по итогам месяца. Объем перепостов в марте также сократился у газет «Коммерсантъ» и РБК.
Вместе с тем в рейтинг вернулась газета «Известия». В марте вокруг публикаций газеты разгорелось два скандала. «Почта России» пообещала рассмотреть возможность суда с сотрудниками предприятия из-за материала «Гендиректора "Почты России" обвинили в неправильных кадровых решениях» (о коллективной жалобе сотрудников на кадровую политику Дмитрия Страшнова).
Шумиху вызвала и статья «Известий» об указе президента о бесплатном лекарственном обеспечении чиновников и членов их семей. Льготы для чиновников, по оценкам опрошенных газетой экспертов, могут обойтись бюджету в 10 миллиардов рублей. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков опроверг информацию о дополнительных льготах для госслужащих, а депутат Госдумы Николай Герасименко потребовал отставки главного редактора издания за публикацию не соответствующей действительности информации. В результате главред «Известий» Александр Потапов объяснил, что президентский указ, послуживший поводом для материала, допускает двойственное толкование, и извинился за то, что в статье не была представлена позиция официальных властей.
В своем рейтинге Brand Analytics оценивает количество сообщений в социальных медиа, содержащих ссылку на тот или иной новостной сайт из топ-30. Источниками данных для анализа выступили популярные соцсети и сервисы: «ВКонтакте», Twitter, «Одноклассники», «Мой мир», Facebook, Instagram, YouTube, G+, а также блоги, форумы, новостные статьи и комментарии к ним, тематические сайты и группы обсуждений. Всего для расчета рейтинга было обработано 713,6 миллиона публичных сообщений на русском языке. В них пользователи использовали свыше 1,1 миллиарда ссылок на внешние ресурсы, в том числе около 129,5 миллиона «коротких ссылок».