Россия
14:50, 7 апреля 2015

Алексис Ципрас на перепутье После российско-греческих переговоров должны последовать реальные дела

Андрей Арешев (политолог, эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН)
Фото: Alkis Konstantinidis / Reuters

8 апреля начинается рабочий визит в Москву премьера-министра Греции Алексиса Ципраса. Согласно официальному сообщению пресс-службы премьер-министра России, в ходе переговоров греческого лидера с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым будут обсуждаться «вопросы, представляющие взаимный интерес». В частности, торгово-экономическое сотрудничество, инвестиции, энергетика, туризм и сотрудничество в сфере образования и культуры — в преддверии перекрестного года Греции и России в 2016 году, а также текущие международные и региональные проблемы.

Накануне поездки Алексис Ципрас в интервью агентству ТАСС назвал санкции ЕС против России «дорогой, ведущей в никуда», заявив, что выступает против их продления. Неудивительно, что в последние недели за диалогом между Афинами и Москвой внимательно следили «старшие товарищи» Афин по Евросоюзу, высказывавшие озабоченность его излишне активным характером.

На греческое правительство, сформированное по итогам недавних парламентских выборов партией «СИРИЗА», оказывается колоссальное давление — прежде всего экономическое и информационное. Экономика страны существенно подорвана годами кризиса, ставшего закономерным следствием ее участия в европейском интеграционном объединении. Когда Греция в начале 1980-х годов вступала в Европейский союз, перспективы казались куда более радужными. Однако оборотной стороной «халявных» кредитов и открытия внутреннего рынка страны для мощных западных (прежде всего немецких) корпораций оказалась тотальная финансовая зависимость от европейских структур, деградация промышленности и сельского хозяйства, рост социального недовольства.

Создавшееся положение — закономерный результат общеевропейского разделения труда, в рамках которого грекам было предписано развивать преимущественно сферу услуг — в ущерб традиционным статьям национальной экономики, включая производство текстиля и виноградарство. Параллельно начался масштабный процесс приватизации, что привело к уходу государства из многих ключевых отраслей. Дело дошло до того, что немецкие коллеги совершенно серьезно советовали грекам подумать о продаже нескольких островов, чтобы расплатиться с нарастающими как снежный ком долгами.

Проблема, однако, в том, что продажа части территории Греции не поможет, так как немалый доход, получаемый от членства Греции в ЕС прежде всего германскими и британскими компаниями, требует дальнейшей экономии и затягивания поясов. А заодно — безоговорочного принятия таких ценностей «новой Европы», как однополые браки и избавления от «химеры» христианской идентичности.

Еще до победы на выборах партия «СИРИЗА» и ее лидер оказались мишенью западных финансовых структур, неизменно действующих дальновидно и на упреждение. Так, один из ключевых коммерческих банков Goldman Sachs (поддержавший некогда всей своей мощью кандидата на пост президента США Барака Обаму) выступил с недвусмысленным предупреждением: в случае неизбрания премьер-министра, проповедующего принципы «жесткой экономии», центробанк Греции потеряет свою ликвидность. А через неделю после того, как пост премьера занял Алексис Ципрас, Европейский Центральный Банк отказался принимать долговые обязательства правительства Греции под займы греческим банкам. Таким образом, вся банковская система страны стоит сегодня перед реальной угрозой обрушения. По оценке известного экономиста Валентина Катасонова, отток депозитов из банковского сектора Греции за пределы страны в отдельные дни достигает 350-400 миллионов евро, приближая перспективу массовых банкротств греческих банков по кипрскому сценарию.

В сложившейся ситуации новому правительству Греции приходится маневрировать, по возможности не забывая о своих предвыборных обещаниях. В частности, правительство инициировало закон о борьбе с бедностью, предусматривающий ряд социальных мер на общую сумму 200 миллионов евро. Примечательно, что принятие закона, предполагающего выделение малоимущим продовольственных талонов и бесплатного электричества, не было согласовано с внешними кредиторами, реакция которых была предсказуемо бурной. Одновременно в Брюсселе и Берлине крайне обеспокоены попытками сближения Афин с Москвой. Тревожными ожиданиями полнятся ведущие европейские СМИ, пугая «сознательной угрозой» создания «новой экономической оси, которая сможет освободить Грецию от европейских клещей», — словом, поводов для беспокойства у Европы по поводу Греции более чем достаточно.

По словам парламентария Танасиса Петракоса, Греция стремится к углублению отношений с Россией в сфере энергетики и надеется получить от этого значительную пользу. Министр энергетики Панайотис Лафазанис выразил надежду на достижение соглашения о строительстве «Турецкого потока». Подготовительные работы к подписанию межправительственного соглашения уже ведутся, — на прошлой неделе Лафазанис уже побывал в Москве. Речь также идет о предоставлении Газпромом скидок на экспортируемый газ (65 процентов потребностей Греции в «голубом топливе») и о возможном участии российских нефтегазовых компаний в тендерах на право разработки месторождений на шельфе Крита.

На пресс-конференции в Москве министр энергетики Греции рассказал, что американцы оказывают на греческую сторону всестороннее давление, заставляя отказаться от участия в «Турецком потоке». Лафазанис, конечно, заверил, что правительство в решении энергетических вопросов руководствуется исключительно национальными интересами, однако пример соседней Болгарии, под нажимом США и ЕС заблокировавшей реализацию «Южного потока», также весьма убедителен.

Пока греческое правительство выступает с достаточно уверенными заявлениями, однако в случае продолжения фронды против него со стороны США и ЕС могут быть задействованы все имеющиеся инструменты давления, основным из которых является пересмотр условий реструктуризации национального долга. Как и в случае с Аргентиной, некоторые частные инвесторы могут «внезапно» не согласиться с достигнутыми несколько лет назад договоренностями и подать судебные иски в европейские суды. В этом случае долговое бремя страны резко увеличится и превысит ВВП более чем в два раза.

Ясно, что в качестве платы за отказ от экстремальных сценариев от Афин потребуют покорного следования общей антироссийской линии европейского «ядра» и его заокеанских кураторов. Об этом вполне открыто говорят европейские чиновники, утверждая, что «Россия — не альтернатива для Греции».

Тем не менее возросший интерес греческих чиновников к поездкам в Россию налицо. Помимо главы энергетического ведомства, в марте Москву посетили министр иностранных дел, заместитель министра сельского хозяйства и спикер парламента. Сергей Лавров после встречи со своим греческим коллегой в Москве заявил о возможном рассмотрении просьбы Греции о финансовой поддержке — в том случае, если такое обращение поступит.

Впрочем, несмотря на очевидное стремление Афин усидеть на сразу двух стульях — «европейском» и «российском» — сделать это нелегко.

Вряд ли Москва станет оказывать экономическую помощь балканской стране — члену НАТО из чисто альтруистических побуждений. Заявления греческого министра финансов Яниса Варуфакиса не оставляют сомнений в том, что конструктивный диалог с европейцами будет продолжаться. Комментируя попытки поисков альтернативных источников финансирования, он заверил, что проблемы экономики Греции должны решаться в рамках «европейской семьи». Азартная игра на «повышение ставок» в диалоге с Брюсселем вряд ли способствует расширению и углублению сотрудничества между Москвой и Афинами, которые были бы основаны на полном взаимном доверии.

Между тем не так давно в здании МИД Греции при участии представителей греческого правительства, дипкорпуса и предпринимательского сообщества состоялась презентация возможностей Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Очевидно, что реализация взаимовыгодных проектов (причем не только в сфере энергетики) в рамках ЕАЭС в перспективе может стать для Греции достойной альтернативой послушному следованию «рекомендациям» Еврокомиссии и внешних кредиторов, которые уже создали серьезные проблемы для социально-политической стабильности в стране.

А значит, за оптимистичными заявлениями, которые наверняка последуют после российско-греческих переговоров на высшем уровне, должны последовать реальные дела.

< Назад в рубрику