Бизнес
18:50, 7 апреля 2015

Грузоперевозки под ударом Первой заметной жертвой кризиса стала компания «Автотрейдинг»

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Рынок грузовых автомобильных перевозок оказался в сложной ситуации на фоне общего кризиса российской экономики. Резкое подорожание кредитных средств и договоров лизинга до 17-20 процентов годовых стало практически неподъемной ношей для мелких и средних транспортных и логистических компаний.

«В связи с кризисом у логистических компаний появилась одна проблема — выжить на рынке, сохранить свои рабочие коллективы и объемы услуг на фоне сокращающегося рынка. Если рынок сокращается, то априори не все компании смогут сохранить объемы, кому-то придется с рынка уйти, кому-то — сократить персонал, кому-то — продать непрофильные активы», — комментирует ситуацию на рынке председатель правления первого российского международного логистического альянса ACEX Мирослав Золотарев.

В нынешних условиях грузоперевозки попали под давление сразу нескольких факторов: снижение импорта из Европы в связи с геополитической обстановкой, сокращение расходов в связи со сложной экономической ситуацией, необходимость вести борьбу за долю рынка в более жестких условиях, а также задержка оплаты оказанных услуг, вызванная плохой платежеспособностью части российских компаний в условиях санкций и кризиса, рассказала «Известиям» руководитель аналитического отдела «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова.

В такой ситуации, по ее словам, уже в обозримом будущем на рынке останутся лишь крупные игроки, вытесняющие своих конкурентов за счет собственной «подушки безопасности», а также мелкие — за счет серых схем. Так называемые средние компании оказались в наименее благоприятных условиях, не успев накопить достаточный для выживания запас прочности.

Негативные тенденции на рынке уже прослеживаются. Так, по данным Росстата, объем грузопотока автомобильного транспорта за три квартала 2014 года сократился на 2,5 процента в годовом выражении, а продажи грузовых автомобилей за этот же период упали на 22,4 процента. Эксперты опасаются, что негативные тенденции будут нарастать: спад в промышленности, строительном секторе и общее замедление экономики ускорят падение объема грузоперевозок, хотя различные его сегменты будут вести себя по-разному.

В целом для многих компаний наступивший год станет определяющим. В условиях общего сокращения спроса на грузоперевозки некоторые крупные игроки могут существенно увеличить свои доли на рынке — там, где ранее работали средние и мелкие грузоперевозчики (с парком автомобилей до 10-15 штук).

Первая жертва

Одной из первых жертв новых экономических условий уже стала одна из достаточно крупных транспортно-экспедиционных компаний «Автотрейдинг». Сеть перевозчика насчитывала 105 филиалов по всей стране, обеспечивая доставку грузов более чем в 3500 населенных пунктов от Калининграда до Владивостока. Однако из-за нехватки оборотных средств грузоперевозчик был вынужден фактически расформировать свой автопарк из 120 тягачей Mercedes и такого же количества прицепов Schmitz, поскольку потерял возможность дальнейшего обслуживания договора лизинга с «Мерседец-Бенц Файненшел Рус».

Права и обязанности транспортно-экспедиционной компании «Автотрейдинг» по договорам лизинга с «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисес Рус» на 240 единиц техники (120 грузовиков Mercedes-Benz Actros 1844LS, 120 полуприцепов Schmitz) получила ГК «Деловые линии» (через «ДЛ-Транс»), крупный игрок рынка грузоперевозок. Общая сумма сделки типа M&A между компаниями «Деловые линии» и «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисес Рус» при участии третьих лиц не раскрывается, но, по оценкам, прозвучавшим в СМИ, составила сумму чуть менее миллиарда рублей.

Как выяснилось, причины расставания «Автотрейдинга» с собственным автопарком не ограничивались общим недостатком оборотных средств для обслуживания лизингового соглашения с «Мерседес-Бенц Файненшел Рус». Проблемы у перевозчика появились задолго до февраля 2015 года. Еще в ноябре-декабре 2014-го компанию завалили жалобы клиентов, поскольку перевозчик перестал выполнять свои обязательства перед заказчиками, а его филиалы в разных городах оказались закрыты.

В региональных СМИ Твери, Пскова, Краснодара, Ростова, Самары и других городов появились сообщения, где говорилось о срочном закрытии складских помещений, которые ранее «Автотрейдинг» арендовал для приемки/выдачи грузов. В частности, городской портал Твери «etver.ru» писал, что «не работает терминал транспортной компании «Автотрейдинг» — закрыт и опечатан, а телефоны не отвечают. Есть данные, что компания не оплачивает аренду. В некоторых других городах терминалы уже закрылись, в некоторых, где несколько месяцев не выплачивали зарплату, сотрудники взяли грузы в «заложники», опечатав склады. Получатели осаждают терминалы компании, но ни получить груз, ни вернуть его отправителю не получается. В свою очередь, псковский портал «Бизнес Псков» и вовсе сопроводил публикацию о закрытии терминала «Автотрейдинга» в Пскове фотографией опечатанной двери склада.

Впрочем, для грузоотправителей и коллег по отрасли проблемы «Автотрейдинга» были секретом полишинеля. Еще в ноябре-декабре 2014-го форумы пользователей услуг автомобильных грузоперевозчиков стали наполняться возмущенными постами граждан, которые вынуждены были неделями дожидаться доставки груза или вовсе не получили его. «Отправил груз авиадоставкой 16 января 2015 Москва — Норильск. Прошел месяц, а воз и ныне там. При этом я еще каждый день звоню и каждый день мне говорят-завтра и слушаю отговорки», — пишет некий Алексей собственно на форуме сайта компании «Автотрейдинг». «В Москве из 17 складов осталось 2, которые по три дня в неделю закрываются арендодателями за неуплату аренды, да и на тех не осталось даже грузчиков и клиентам приходится самим таскать грузы в склад… Счета АЕ5000 заблокированы за неуплату налогов; на всех складах идет повальное воровство грузов», — пишет автор другого поста на форуме логистов, обращаясь напрямую к руководителям «Автотрейдинга».

По мнению экспертов Министерства транспорта РФ, случай «Автотрейдинга» достаточно показателен. «В условиях недостатка оборотных средств и практической невозможности обратиться к кредитным ресурсам по разумной цене очень многие малые и средние грузоперевозчики будут вынуждены свернуть свою деятельность. В сложившейся экономической ситуации выживать и развиваться смогут только компании, чья хозяйственная деятельность отлажена и позволяет иметь некий финансовый задел, чтобы справиться с проблемами падения спроса и покупательной способности клиентов», — сказал один из экспертов.

Профсоюзы на страже

Тенденцию к изменениям на рынке грузовых автоперевозок заметили и в профсоюзах. По мнению представителя ФНПР, «идет переток кадров (водителей, кладовщиков, операторов логистики) из мелких компаний в крупные».

Впрочем, эксперты уверены, что одними лишь слияниями и поглощениями перемены на рынке грузоперевозок не ограничатся. В частности, не исключается рост конкуренции, особенно со стороны крупных международных игроков. Они за счет глобальности получают прибыль не только в России и могут более эффективно ее перераспределять, идти на убытки на некоторых рынках, удерживая долю, имеют доступ к дешевому финансированию за рубежом, считает Мирослав Золотарев.

Также он отмечает, что санкции, введение которых всегда пагубно, перераспределяют потоки и заставляют клиентов перестраивать логистику: компании, закупавшие в Европе, начинают закупать в Азии, Китае, где логистика совсем иная. Учитывая эти обстоятельства, логистическим компаниям придется быть более гибкими, чтобы удержать клиента.

Однако неизбежно и то, что экономические сложности будут способствовать переменам и в самой логистической структуре, что отчасти может сыграть на руку автомобильным грузоперевозкам. Так, часть грузов перейдет с одного транспорта на другой, более дешевый, — с железнодорожного на автомобильный, или с авиатранспорта на морской и так далее. Обратное движение, как отмечает председатель правления ACEX, тоже возможно, но в меньшем объеме. «В моем понимании рынок движется также в сторону концентрации логистических потоков в центрах потребления, а не в центрах наличия инфраструктуры», — говорит он.

< Назад в рубрику