Россия
00:05, 8 апреля 2015

Дошли до патриотизма Чиновники заставят россиян гордиться страной

Наталья Гранина (Редактор отдела «Россия»)
Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Минобрнауки разработало новую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Текст документа до 16 апреля выставлен для общественного обсуждения на едином госпортале. У разработчиков вполне конкретные цели. За пять лет количество россиян, «гордящихся своей страной», должно вырасти на восемь процентов. Воинские части в три раза повысят охват шефской помощи школам и профучилищам. А желающих служить в армии станет больше на десять процентов. Среди исполнителей числятся несколько ведомств, в том числе Минобороны. Однако координировать процесс поручено Росмолодежи. На пропагандистскую кампанию планируется затратить в общей сложности 1,8 миллиарда рублей.

Пятилетние планы по патриотическому воспитанию Минобрнауки начало внедрять еще в 2001 году. Но если в самой первой программе задачи были прописаны туманными фразами о «формировании у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству», современный документ отличается большей конкретикой. В пояснительной записке говорится, что в нынешней непростой «геополитической ситуации», когда происходит «резкое усиление глобальной мировой конкуренции», наблюдаются «попытки... использовать социально-экономические проблемы для дестабилизации политической ситуации внутри страны», России нужно пересматривать концепцию выращивания патриотов.

Разработчики предлагают государству комплексно ударить сразу по нескольким направлениям: активизировать научные работы по разработке новых технологий формирования госидентичности, расширить практику шефской помощи между воинскими частями и образовательными учреждениями, усовершенствовать методы работы с волонтерами, усилить информационную кампанию. В этой связи рекомендуется осваивать современные медиапространства — наполнять патриотической тематикой интернет-сайты, блогосферу, а также «создавать условия для поддержки игровых и медиапрограмм».

Спецмероприятиями предполагается охватить поголовно всех россиян, начиная с ясель. Для каждого возраста и социальной группы (семья, школа, армия, учреждения культуры, госслужащие) планируется применять особые «адресные» методики. В конечном итоге это должно привести к «трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России». А также к готовности «служить интересам Отечества, вплоть до самопожертвования».

Значительная часть программы посвящена развитию военного патриотизма и повышению мотивации молодежи к службе в Вооруженных силах. К 2020 году количество «идейных» призывников должно вырасти на 10 процентов. Помимо шефства армейских частей над школами, будущих воинов предполагается воспитывать посредством спартакиад по военно-прикладным видам спорта. А также — сдачей норм ГТО. Количество обладателей значков «Готов к труду и обороне» повысится в три раза. Как отмечают эксперты, это самый доступный результат, поскольку «спортсменам» обещают преференции — начиная от дополнительных баллов при поступлении в вузы до «лишнего» выходного на предприятиях.

Ключевой показатель эффективности новой патриотической программы — ожидаемый рост на 8 процентов к 2020 году «доли россиян, гордящихся своей страной» (отряд патриотов будет увеличиваться на два процента в год). Правда, как измерять это чувство и сколько в настоящее время «гордецов», не сообщается. Кроме того, в три раза увеличится объем исследований и методичек на тему воспитания патриотов, в два раза — количество «патриотических» педагогов, на 50 процентов — число граждан, знающих основные события истории России, литературы, географии и культуры.

***

Толстые — хуже?

Тамара Эдельман

Тамара Эйдельман, преподаватель истории московской гимназии номер 1567, член правления Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории»

Программы преднамеренного патриотического воспитания и уж тем более военно-патриотического в лучшем случае не имеют смысла. Но к сожалению, чаще всего они наносят вред. Когда детям в лоб говорят, что они должны любить Родину, это вызывает равнодушие. А чаще происходит обратная реакция, свойственная подросткам — сделать все наоборот. Любой нормальный учитель воспитывает любовь к Родине тем, что он хорошо преподает свой предмет. Если говорить об историках, то мы даем детям возможность размышлять о судьбе государства.

Часто государственные лица под патриотическим воспитанием понимают, что мы должны говорить детям только о том, чем в нашей истории можно гордиться. Но если так «выхолащивать», сортировать предмет, это означает — врать. Мне что, не рассказывать об Иване Грозном или представлять его исключительно как замечательного государя, когда он бояр на сковородках поджаривал? Или рассказывать лишь о том, кого и как наше государство победило и завоевало? В нашей истории есть разные моменты. И как раз задача учителя не давать детям слащавую картинку, а научить видеть черное и белое и размышлять над этим. Ведь выйдя из школы, они сталкиваются с реалиями.

Детям надо говорить правду, и это лучшее патриотическое воспитание. Если дети знают, что учителя говорят им правду, соответственно у них вырабатывается позитивное отношение к истории, к школе, к взрослым, к миру. Это и есть патриотизм. Оценивать уровень любви к родине — тоже из разряда чего-то немыслимого. Так мы дойдем до того, что будем оценивать, как ребенок любит маму. Если обидел — два. Посуду помыл — пять. Мы не учим любить маму ребенка. Это аксиома. Любовь к родине тоже аксиома. Не надо ее девальвировать идиотскими программами.

В советской школе этот «ура-патриотизм» мы уже проходили: поголовные «Зарницы», все мальчишки-девчонки автоматы разбирали. Предполагалось, что так мы готовим патриотов. Печально, что все это, а еще нормативы ГТО, начинает возвращаться. Я за здоровье. Но физкультура должна укреплять детей. Как только возникают нормативы, то есть тот, кто лучше сдал — тот лучший, это у меня вызывает отторжение. А если ты просто слабый, а если ты толстый, а если ты неуклюжий? Чем эти люди хуже? То что нормы ГТО дают преимущество при поступлении в университет — вообще нонсенс. То есть умным быть не обязательно, достаточно хорошо отжиматься.

Почему у нас патриот сейчас ассоциируется исключительно с воином, солдатом? Ведь существует миллион разных способов развивать интерес к своей стране. У нас в школе недавно проходила благотворительная ярмарка. Я пытаюсь подключить своих учеников к фонду «Старость в радость», чтобы они посылали старикам письма, посылки. Мы помогаем детскому дому. Это развивает какое-то человеческое отношение. Есть путешествия по родной стране. Нравится кому-то смотр песни и строя — пожалуйста. Но чтобы это было от души. А не как раньше — поголовная принудиловка. Это фальшь. Дети ее всегда чувствуют.

Сначала — в подъезд, а потом — в Отечество

Лев Любимов, заместитель научного руководителя Высшей школы экономики:

Чиновники думают, что дикая сумма их мероприятий приведет к какому-то взрыву патриотизма. А это ни к чему не приведет. Никакой риторикой, никакими демонстрациями и военными музеями, мероприятиями с почетными караулами патриотизм не формируется. Он воспитывается в ребенке только одним — его участием в чем-то. Когда они говорят: «Мы приведем в школу ветерана Великой Отечественной войны», то надо понимать, что это такое. Настоящему участнику военных событий уже за 90 лет. Вместо побуждающего воображение ребенка воина с мужественным профилем, придет огарочек. Я бы предложил прямо противоположное. Сходили бы два-три ученика из класса к этому ветерану домой, вымыли бы полы у него, вытерли пыль, погладили белье. Привезли бы маленький тортик, кило мандаринов. А он бы со слезой вытащил два-три альбома с фотографиями. Но ведь во всех этих дурацких программах ничего похожего нет.

Когда мой старший сын пошел в первый класс, я чисто интуитивно ему сказал: «Ты же знаешь, в воскресенье я четыре часа провожу за уборкой квартиры. Ты уже взрослый. Давай, ты часть дел возьмешь на себя. Выбери себе фронт работ». «Хорошо, пап. Давай, я буду отвечать за туалет и ванну». После первой уборки он начал очень внимательно следить за всеми, кто выходит из туалета. Как думаете — почему? Он вложил туда свой труд. И вы и я любим только то, во что вложились. С этого начинается любовь к месту. Патриотизм — это прежде всего чувство к месту. Хотите воспитывать — начните с этого. Пусть вкладывает сначала в семью, в подъезд, во двор, потом в класс, потом — в райончик. А в старшем классе, возможно, и в Отечество.

Мы последние 25 лет детей растили так, что они ни за что не были ответственны. Лишь читали им нотации и речи, от которых они кисли и зевали. И это неправильно — делать основной упор на военный патриотизм. У нас что — не было ни Ломоносовых, ни Менделеевых? История состоит из многих вещей, и не только военных. У нас было много образцовых граждан, далеко не все из них полководцы. Пример навскидку. Есть креативная мировая индустрия — филармоническая деятельность. Вы знаете, какие композиторы чаще всего звучат в их репертуаре и пользуются наибольшим спросом? Чайковский и Рахманинов. Об этом надо рассказывать. У нас ведь не только одним маршалом Жуковым гордиться можно. Кстати, в одном ряду с Суворовым, Кутузовым, Барклаем де Толли он не выдержит конкуренции. А вот Чайковского и Рахманинова — хоть с Бахом сравнивай, хоть с Моцартом. И в нашей эпохе много достойных современников. Почему бы не гордиться Сахаровым? Хотя он, наверное, сейчас не так актуален. К сожалению, у нас теперь в струе депутат Ирина Яровая.

Назад в СССР

Лев Гудков, директор «Левада-Центра»

Лев Гудков

Патриотизм — довольно сложное коллективное чувство и очень неоднородно по своей структуре. В частности, включает в себя отношение к месту рождения человека, к прошлому, его символам. Когда мы замеряем подобные вещи, получаем противоречивый набор состояний. С одной стороны — гордость за страну. Но, как правило, гордятся прошлым: победой во Второй мировой, успехами в космосе. Многие отмечают масштабы территории, огромные природные богатства — то есть нерукотворный компонент. С другой стороны, наряду с гордостью, многие испытывают стыд за то, что великая страна живет в бедности. Очень сильная агрессия наблюдается в отношении чиновничества. Все коррупционные скандалы переживаются как коллективное унижение. И это тоже проявление патриотизма. Только вывернутое. Помните лермонтовские строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью»?

Некий всплеск чувства идентичности со страной, ощущения гордости за державу мы наблюдали в прошлом году в связи с присоединением Крыма. Но это также очень сложная и неоднозначная реакция. Она связана именно с глубоко сидящим комплексом национальной неполноценности. До 2014 года большинство россиян считали, что Россия утратила статус великой державы, страна не развивается. И испытывали от этого дискомфорт и раздвоенность. В соцопросах тогда многие отмечали, что их угнетает, что мы не можем стать «нормальной страной». В слове «нормальной» присутствуют важный ориентир и оценка: жить как в большинстве других стран, достичь того же уровня социальной защищенности, благосостояния, демократического развития.

На этом фоне «крымнаш» дал очень сильную реакцию, но направленную именно на Запад. Поскольку именно с ним связано ощущение собственной неполноценности. И несмотря ни на что мы показали миру, что становимся сильными, независимыми, отстаиваем свои интересы и не равняемся на всех остальных. Это подростковый синдром, который выплеснулся в виде такого поверхностного патриотизма. Сейчас власть ставит знак равенства между патриотизмом и лояльностью к себе. Это попытка дискредитировать демократические и правовые западные ценности и обеспечить лояльность к себе путем возбуждения ненависти к другим странам и другим силам. Понятно, что сейчас состояние идеологической мобилизации будет поддерживаться милитаристской пропагандой, истерия будет нагнетаться. Народ постепенно приучают к идее «великие цели оправдывают любые жертвы». Призывы потесниться демократическими свободами ради блага родины, демагогия и риторика победы — все это имеет своей целью навязывание государственных ценностей перед ценностями частной жизни.

В конечном итоге это может привести к рецидивам тоталитаризма, возвращению в советские времена, ужесточению репрессий, идеологическому промыванию мозгов. Это очень опасная вещь и грозит нашей стране глубоким спадом и деградацией. Советский Союз не случайно развалился. Он просто не мог дальше развиваться. Поэтому сейчас нам надо выбрать: либо на ненависти строить мобилизационное общество по типу Северной Кореи, гордящееся собой, но изолированное от внешнего мира. Либо развивать и усложнять структуру власти, что означает представленность в обществе самых различных сил и структур. Пока мы возвращаемся в СССР. Пропаганда патриотизма ничего другого не означает.

Спортсмен и патриот

Антон Цветков, председатель президиума общественной организации «Офицеры России»

Антон Цветков

Я считаю, что патриотическое воспитание должно быть адекватно современным реалиям. У нас зачастую сейчас оно основано на опыте Советского Союза. Но это не всегда работает. Надо ориентироваться на современные технологии. Не уверен, что упор надо делать именно на военной составляющей. Скорее это должно быть гражданско-патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание. Если человек — спортсмен и патриот, то в дальнейшем при необходимости мы из него сможем подготовить защитника Отечества.

Порядочность — прежде всего

Николай Сванидзе, телеведущий, член Общественной палаты:

Николай Сванидзе

Я не понимаю, почему сейчас патриотизм путают с милитаризмом. Если бы на нас кто-то нападал или пытался бы напасть и мы бы все вместе готовились заканчивать учиться, воспитывать детей, работать и шли на фронт защищать Родину от мала до велика, — тогда подобный накал был бы уместен. Но поскольку никто на нас не нападает и не нападет — дураков нет связываться с большой страной, обладающей ядерным оружием, — то патриотизм заключается в том, чтобы нормально жить и нормально работать.

Поэтому совершенно непонятно, причем тут пропагандистские военные штуки в стиле 30-х годов .

Прежде всего надо воспитывать людей порядочных. Если детям давать нормальное воспитание, приучать их читать книги, ходить в театр, ценить культуру, в первую очередь отечественную, отличать прекрасное от злобного, — то они так или иначе будут любить папу с мамой, хорошо относиться к окружающим и любить свою родину. Потому что это одно из качеств воспитанного и порядочного человека. Если детей воспитывать в атмосфере злобности и агрессии и учить ненависти в отношении всего, что нас окружает, — это ни к чему хорошему не приведет. На мой взгляд, нет специального патриотического воспитания. Есть просто воспитание нормальных культурных, порядочных людей, хорошо относящихся к окружающим, терпимых к чужим недостаткам.

< Назад в рубрику