Мир
13:40, 8 апреля 2015

Борьба внутри, союзы снаружи Что ждет США в 2015 году

Фото: Kevin Lamarque / Reuters

В текущем году экономика США, несмотря на ряд сложностей, вырастет. Внутриполитическая жизнь Америки будет проходить под знаком все обостряющегося противостояния демократической президентской администрации и республиканского Конгресса. Для внешней политики Соединенных Штатов важнейшими останутся тренды, начало которым было положено в предыдущем году — борьба с «Исламским государством» (ИГ), укрепление связей с союзниками и налаживание контактов со странами, еще недавно считавшимися в Америке изгоями, — Ираном и Кубой. Какие еще факторы определят внешнюю и внутреннюю политику США в 2015 году, читайте в очередной главе прогноза «Международные угрозы-2015», подготовленного для «Ленты.ру» агентством «Внешняя политика».

В 2014 году в США ускорился рост ВВП, и вероятность сохранения набранного темпа высока. В августе Управление Конгресса США по бюджету предсказало увеличение ВВП на 3,4 процента в 2014 году. Основной источник оживления экономики — рост потребительских расходов. Этот фактор продолжит действовать и в 2015 году. Важным резервом ускорения может стать наметившееся восстановление рынка недвижимости.

Ограничение на пути дальнейшего роста — высокий уровень занятости. Уже к концу 2014 года безработица упала ниже 5,6 процента. В 2015-м возможно дальнейшее снижение этого показателя, в том числе за счет сокращения долгосрочной безработицы. Еще один фактор — низкая инфляция. В 2015-м с высокой вероятностью она будет балансировать в диапазоне 1,5-2 процента.

Изменение конъюнктуры мирового рынка ударит по быстрорастущему энергетическому сектору в США. Тем не менее прогнозируется рост добычи американской нефти до 9,3 миллиона баррелей в день. Падение производства углеводородов возможно лишь при сохранении низких цен на нефть (ниже 50-55 долларов за баррель) на протяжении первого полугодия 2015 года.

Федеральная резервная система США продолжит отход от сверхмягкой денежно-кредитной политики. С учетом благоприятной конъюнктуры в экономике небольшое повышение процентных ставок вероятно в середине или второй половине года.

В 2015 году ожидается дальнейшее оздоровление государственных финансов США. Бюджетный дефицит останется в пределах 2,5-3 процентов ВВП, а общий уровень правительственного долга может опуститься ниже 72 процентов. Военный бюджет на текущий финансовый год составляет 578 миллиардов долларов, и он может несколько вырасти с учетом позиции Конгресса по конфликтам в Сирии и на Украине.

Важнейшее условие сохранения позитивных тенденций в экономике и бюджете США — повышение потолка государственного долга в 2015 году. Часть республиканцев попытается превратить этот вопрос в предмет торга с администрацией. В то же время политические риски, связанные с неспособностью США финансировать собственные обязательства, должны обеспечить относительно безболезненное принятие этой меры.

Сокрушительная победа на ноябрьских выборах в Конгресс Республиканской партии грозит ужесточением борьбы между исполнительной и законодательной властью. Администрация Барака Обамы попытается ослабить давление законодателей за счет использования противоречий между республиканским истеблишментом и представителями более молодого и консервативного поколения политиков. Ее приоритетной задачей на ближайший год станет отстаивание законодательных побед последних лет.

Основные линии наступления республиканцы уже обозначили: пересмотр реформы здравоохранения, ослабление контроля над финансовым сектором, снижение налогов. Наименьшие шансы преодолеть противодействие президента у них в первом из этих вопросов, имеющем для Обамы особое значение. В то же время весьма вероятно снижение финансирования ряда социальных программ, перераспределение расходов в пользу оборонного сектора, ужесточение контроля над затратами на науку.

Из-за подписанных Обамой в конце 2014 года указов иммиграционная политика может превратиться в еще один фронт «словесной войны» между демократами и республиканцами. В то же время для пересмотра мер, предусматривающих легализацию проживания в США более четырех миллионов человек, потребуется альтернативный вариант реформы, договориться о котором будет сложно. Более вероятны попытки блокирования или торможения решений Обамы через судебные механизмы.

К концу 2015-го должны оформиться контуры грядущей в 2016 году президентской кампании. В демократическом лагере к декабрю станет понятно, сможет ли альтернативный кандидат бросить вызов Хиллари Клинтон. Среди республиканцев в борьбу включатся полтора-два десятка политиков — определенность в этом вопросе возникнет не ранее середины весны 2016 года.

В сфере внешней политики можно ожидать повышение значимости для США двух долгосрочных проектов — Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Несмотря на обнадеживающие заявления официальных лиц, завершить переговоры на каком-либо из этих направлений в течение года не удастся. Это возможно лишь в отношении ТТП в случае вымывания первоначального его видения как экономического соглашения нового типа. Еще менее вероятно, что такое соглашение будет оперативно ратифицировано Конгрессом.

В тихоокеанском проекте важнейшей задачей станет обеспечение поддержки Японии. С ней же Вашингтону предстоит начать договариваться о параметрах модернизации военного союза. США также понадобится развить недавние успехи в укреплении сотрудничества с Индией. По итогам визита Обамы в январе в Дели можно ожидать инициирование подготовки переговоров о создании двусторонней зоны свободной торговли.

В 2015-м США также продолжат добиваться расширения диалога с Китаем по вопросам укрепления военного доверия, финансового регулирования, снижения торговых дисбалансов, экологии. Но существенного прогресса ожидать сложно. Соединенные Штаты, скорее всего, воспользуются успехами двух последних лет в согласовании мер укрепления кибербезопасности с Россией и КНР для инициирования сотрудничества по этому вопросу в международном формате, а также развития сети аналогичных двусторонних соглашений.

На Ближнем и Среднем Востоке Соединенные Штаты постараются завершить операцию по подавлению «Исламского государства». Для фундаментального ослабления ИГ США потребуется принудить иракское правительство к сотрудничеству с местным суннитским населением. На фоне изменения регионального контекста и ситуации в самих Соединенных Штатах не исключено ужесточение американской позиции по Ирану, в том числе возобновление санкционного давления. Это отсрочит достижение взаимоприемлемого соглашения. В то же время Барак Обама может потратить часть оставшегося политического капитала на продавливание внутри Соединенных Штатов компромиссного решения иранской ядерной проблемы, рассматривая это как часть своего наследия.

Решение о начале нормализации отношений с Кубой открывает перспективы для активизации американской дипломатии в Латинской Америке. В ряде стран региона, прежде всего в Венесуэле, следует ожидать укрепление позиций сил, ориентированных на сотрудничество с США.

В отношениях с европейскими партнерами Соединенные Штаты сохранят акцент на идее перераспределения ответственности в военно-политической области без особой надежды на конкретный результат в краткосрочной перспективе. В рамках НАТО американцы продолжат заданный в 2014-м курс, в том числе на расширение присутствия Альянса в Центральной и Восточной Европе, а также на углубление связей с Украиной и Грузией.

Подобная политика определяется заинтересованностью в поддержке давления на Россию. От санкций в отношении Москвы Вашингтон не откажется, хотя и может ослабить часть неформальных ограничений на диалог деловых и общественных кругов. В то же время в случае снижения напряженности на Украине США могут не препятствовать нормализации отношений России и ЕС.

< Назад в рубрику