Уходящая неделя прошла под знаком интенсивных переговоров по самым острым международным проблемам. В Москве лидеры России и Греции обсуждали межгосударственные отношения, заставив поволноваться руководителей Евросоюза. Также в российской столице встретились представители официального Дамаска и сирийской оппозиции. Сеул и Токио обменялись претензиями по поводу принадлежности спорных островов, а VII саммит Америк показал, что страны латиноамериканского региона больше не хотят быть «задним двором» США. Анализ этих событий и сопутствующих им трендов читайте в материале, подготовленном для «Ленты.ру» агентством «Внешняя политика».
Визит в Россию Алексиса Ципраса на этой неделе вызвал крайне негативную реакцию в Европе. Греческого премьера обвинили в желании «продаться Москве» и выступить против европейского консенсуса на летнем саммите ЕС, где будет решаться вопрос о продлении санкций в отношении России. «Я могу посоветовать Ципрасу не ставить под удар единство Евросоюза», — заявил председатель Европарламента Мартин Шульц. Однако в реальности Владимир Путин и Алексис Ципрас, по всей видимости, не собирались разрушать консенсус европейских стран. Но это не значит, что они не попытались использовать возникшие опасения для того, чтобы извлечь из них максимальную пользу.
Греция сейчас не готова идти на серьезнейший конфликт с ЕС из-за России. Страна слишком зависит как от европейского финансирования, так и от европейских рынков. Однако сам факт того, что Ципрас может сорвать голосование по антироссийским санкциям и продемонстрировать всему миру раскол внутри Евросоюза, способен вынудить Брюссель пойти навстречу Афинам по ряду вопросов. Например, отказаться от чрезмерных требований по секвестру бюджета.
В свою очередь Москве самой невыгоден отказ ЕС от продления антироссийских санкций через демарш Греции. Раскол в ЕС станет очевидным, Евросоюз просто потеряет субъектность, и для Москвы ничего хорошего в этом нет. В этом случае не исключена радикализация тех стран Евросоюза, что выступают главными критиками России, и их еще большее сближение с США.
Москве необходимо снятие санкций через европейский консенсус, добиваться которого можно в том числе и при помощи Греции. Но не используя ее как таран, а через выборочную отмену продовольственных санкций для Греции как для страны, правительство которой публично выступает против жесткого европейского подхода к России. Подобный бонус — хороший стимул для других европейских стран последовать греческому примеру.
Конфликт в Сирии продолжается уже пятый год. Сегодня основные бои идут за один из крупнейших городов страны — Алеппо, часть которого контролируется правительством, а часть — силами оппозиции. Очень напряженная ситуация в Ярмуке, пригороде Дамаска, где располагается лагерь палестинских беженцев. Значительную территорию района захватили боевики «Исламского государства», а Дамаск контролирует прилегающие территории. Сообщается о планах совместной операции палестинских и сирийских сил по освобождению лагеря от исламистов. Это очень знаменательно, поскольку палестинские лидеры все время занимали антиасадовскую позицию.
Несмотря на заявления различных представителей оппозиции и их спонсоров о том, что «у сирийского конфликта есть лишь дипломатическое решение», только Россия в действительности последовательно старается реализовать этот принцип.
С 6 по 9 апреля в Москве прошел второй раунд переговоров представителей законной сирийской власти и некоторых групп оппозиции. Прорыва достичь не удалось, да и вряд ли это было возможно, если учесть, что крупнейшие оппозиционные группировки — Сирийский национальный совет и Национальная коалиция оппозиционных сил — участвовать в переговорах отказались. Они по-прежнему называют уход Башара Асада предварительным условием начала диалога с официальным Дамаском.
Между тем на Смоленской площади уверены, что именно переговоры с привлечением всех заинтересованных сторон сирийского противостояния станут залогом прекращения сирийского кризиса. От себя добавим: принципиально, что эти переговоры проходят именно в Москве, подчеркивая ее особый статус важного посредника в урегулирования конфликта. К 9 апреля была достигнута договоренность о приверженности сторонами шести принципам первого Женевского коммюнике 2012 года: политическое урегулирование на основе положений итогового документа Женевы-1, прекращение военных действий, преодоление гуманитарной катастрофы, борьба с терроризмом, запуск демократического переходного периода, освобождение заключенных.
Впрочем, скорее всего, решающее значение для сирийского конфликта будут иметь не переговоры, а ход боевых действий. Кому удастся нанести сокрушительный удар по боевикам «Исламского государства», тот и определит будущее страны. Пока на это способен только режим Башара Асада.
На неделе обострился конфликт между Токио и Сеулом из-за островов Токто (в Японии они называются Такэсима). Эти две скалы в Японском море принадлежат Южной Корее, но в японских учебниках написано, что суверенитетом над ними обладает Страна восходящего солнца. Отвечая на критику со стороны южнокорейцев по этому поводу, японский министр образования Хукубун Симомура заявил, что «дети должны обладать правильными знаниями о своей стране и, в первую очередь, о ее территории».
Между тем принадлежность острова Токто — лишь один из многих спорных вопросов, оставшихся в наследство после японской оккупации Кореи и Второй мировой войны. Быстро решить их у Токио и Сеула не получится — необходимы годы переговоров, причем потребуется не только дипломатический процесс, но и общественное примирение.
В Панаме в пятницу (10 апреля) открылся VII саммит Америк. Этот форум заранее окрестили историческим, поскольку в его работе впервые приняла участие Куба, а встреча ее лидера Рауля Кастро с американским президентом Бараком Обамой анонсировалась как главное событие саммита. Однако между Островом свободы и США разразился новый скандал. Среди участников одного из предварявших саммит мероприятий оказались бывшие агенты ЦРУ Феликс Родригес Мендигутиа (прозвище — Кот) и Луис Посада Каррилес. Первый из них участвовал в 1967 году в поимке и ликвидации Че Гевары, второй подозревается в причастности к покушению на Фиделя Кастро. Возмущенные делегации Кубы и Венесуэлы демонстративно отказалась от мероприятий с участием этих лиц.
Неудивительно, что передовицы на этой неделе были заполнены публикациями, посвященными поведению Вашингтона в Латинской Америке. Со времен доктрины Монро 1823 года этот регион рассматривался американскими властями как «задний двор Соединенных Штатов» — название не очень приятное для самих латиноамериканских стран, но достаточно точно описывающее подход северного соседа к выстраиванию отношений.
Помочь латиноамериканцам расстаться с этим статусом готовы внерегиональные игроки. Китай взял на себя экономический аспект. Если в 2000 году его доля в латиноамериканском экспорте не превышала 1 процента, то в 2013-м перевалила за 10 процентов. Это сопровождалось и ростом китайских инвестиций, объем которых в 2014 году превысил поступившие средства от таких традиционных кредиторов, как Всемирный банк и Межамериканский банк развития. Причем, в отличие от этих организаций, Китай не требует от местных правительств реформ.
Россия в свою очередь развивает активное сотрудничество в военной сфере. В марте начались совместные с Венесуэлой военные учения на юге Карибского моря. Визит министра обороны Сергея Шойгу в прошлом месяце завершился укреплением военного сотрудничества с Никарагуа, где строится канал, альтернативный Панамскому.
Призывая отказаться от мышления в рамках «сфер влияния» на европейском континенте, США явно обеспокоены такой активностью конкурентов на континенте американском. Пытаясь улучшить свой имидж в глазах латиноамериканцев, Вашингтон положил начало иммиграционной реформе и приступил к налаживанию отношений с Кубой. Не забыт и военный компонент — на этой неделе было объявлено об увеличении контингента американской базы в Гондурасе. Помимо этого, к концу года Пентагон планирует создать специальный мобильный отряд для реагирования на кризисы в Центральной Америке. А накануне саммита заместитель советника по национальной безопасности администрации Белого дома Бен Родс заявил, обращаясь к Каракасу, что США «открыты к продолжению диалога и готовы напрямую обсуждать вопросы, вызывающие взаимное беспокойство».
США и страны Латинской Америки сейчас вырабатывают новую модель взаимодействия. С точки зрения экономики, усиление американского доллара и готовность покупать продукцию обрабатывающей промышленности привлекают экспортно-ориентированный бизнес региона. Но в целом страны Латинской Америки уже явно дают понять, что «задний двор» превратился во вполне обособленный участок, готовый сотрудничать, где это выгодно, но и давать отпор, когда сосед по старой привычке пытается устанавливать свои порядки.