Россия
16:30, 13 апреля 2015

Избавление от страшной русской тюрьмы Правозащитники просят депутатов доработать проект амнистии

Дина Ушакова
Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Амнистия заключенных к каждой юбилейной дате победы в Великой Отечественной войне стала в России традицией. В этом году, накануне празднования 70-летия Победы, проект постановления об амнистии внес в Госдуму президент России Владимир Путин. Опрошенные «Лентой.ру» эксперты считают, что «помиловать» также надо ученых, осужденных за мошенничество предпринимателей и участников беспорядков на Болотной.

Согласно документу, внесенному президентом в Госдуму 9 апреля, амнистия распространяется на отдельные группы граждан, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Лица, осужденные за умышленные убийства, разбой, терроризм, бандитизм и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, рецидивисты, а также злостные нарушители порядка отбывания наказания под нее не подпадают.

Как следует из проекта постановления, амнистируются «лица, рисковавшие своей жизнью и здоровьем в интересах Родины», — всего таких 124 человека. Среди них — участники боевых действий в Афганистане, участники вооруженного конфликта в Чечне, труженики тыла, лица, занимавшиеся ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также те, кто в результате аварии подвергся воздействию радиации.

Вторая категория — социально незащищенные граждане: несовершеннолетние (100 человек), женщины с несовершеннолетними детьми и беременные (867 человек), престарелые, одинокие мужчины с детьми, мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет. От наказания также освобождаются инвалиды первой и второй группы, больные активной формой туберкулеза и онкологические больные (всего 478 человек).

В случае, если они осуждены на срок, превышающий пять лет, он сокращается на одну треть; если на срок свыше 10 лет — то на четверть.

Под действие амнистии подпадают совершившие преступления по неосторожности, осужденные условно и к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Также в проекте есть положение, по которому освобождаются те, кому сидеть осталось менее года.

«Как раз эти положения, в случае их принятия, могут сделать амнистию достаточно широкой», — говорит адвокат Московской коллегии адвокатов «Защита» Алексей Каширский.

В проекте говорится, что амнистия может затронуть до 60 тысяч заключенных и до 200 тысяч осужденных условно. Всего в тюрьмах сейчас находятся порядка 647 тысяч человек.

Тюрьмы, как известно, являются рассадниками туберкулеза. Но к росту заболеваемости этой болезнью амнистия не приведет, уверен член комитета по охране здоровья Сергей Фургал (окончил Благовещенский государственный медицинский институт).

Он обращает внимание на то, что амнистия распространяется только на определенные категории людей, и они не опустились до такой степени, чтобы быть безразличными к собственному здоровью. «Те, кто хочет выйти на свободу, заинтересованы в том, чтобы им поставили этот диагноз, — говорит Фургал. — Предположить, что человек будет скрываться от лечения, можно только в отношении того, кто сбежал из тюрьмы и прячется от правосудия».

По его словам, все освобожденные больные в обязательном порядке попадут в специализированные диспансеры, где лечение проводится полностью за счет государства. «Можно с уверенностью сказать, что по улице бацилловыделители гулять не будут», — считает он. Собеседник напоминает, что паспорт отбывшему срок выдается в отделении полиции по месту жительства, где человека сразу ставят на учет. К тому же существует закон, по которому больному туберкулезом выделяется отдельное жилье.

Специалисты из московских противотуберкулезных диспансеров в разговоре с «Лентой.ру» отметили, что как пациенты бывшие заключенные не представляют опасности для окружающих и по каждому из них ведется строгий учет.

Профессора Высшей школы экономики и члена президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илью Шаблинского больше интересует другое. Он рассказал «Ленте.ру», что подготовленный экспертами СПЧ проект амнистии в стенах администрации президента претерпел значительные изменения.

«Мы предлагали распространить амнистию в том числе на фигурантов «Болотного дела» и на лиц, осужденных по ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"), — говорит он. — Моя позиция в том, чтобы вышло как можно больше людей, осужденных за ненасильственные преступления». За мошенничество, напоминает Шаблинский, осуждены многие предприниматели.

Участники массовых беспорядков конца 2011-го — начала 2012 годов обвиняются в основном по ч. 1 ст. 318 («Применение насилия в отношении представителя власти», не опасного для жизни или здоровья) и ч. 2 ст. 212 («Участие в массовых беспорядках»), — а она уже относится к категории тяжких. Однако даже совершившим преступления средней и небольшой тяжести, по логике документа, чтобы попасть под амнистию, нужно относиться к категории социально незащищенных или к лицам, имеющим особые заслуги перед родиной. «Проектом предусмотрена амнистия для лиц, которым отбывать наказание осталось менее года. В их число могли бы попасть порядка десяти "узников Болотной"», — посчитал Шаблинский.

Депутатам Госдумы нужно заняться доработкой документа, считает эксперт: «Надеюсь, что существующие коллизии будут трактоваться в пользу амнистируемых».

Под амнистию не попадут оппозиционер, бывший кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный и его брат Олег, а также бывшая руководительница департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева. «Васильевой вменяется совершение нескольких преступлений, среди которых ч. 4 ст. 159 (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности), — она относится к категории тяжких. По ней же осуждены Навальный и его брат (по делу “Ив Роше”)», — говорит адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Ирина Барсукова. По мнению Алексея Каширского, даже если распространить амнистию на обвиненных в мошенничестве, для Навального и Васильевой все равно амнистирование будет возможно только при соблюдении дополнительных условий: «Например, в случае установления инвалидности либо заболеваний у обвиняемых, а в случае с Васильевой — установления факта беременности или усыновления ею ребенка».

За более широкую амнистию выступает и Виктор Шейнис — один из авторов российской Конституции. «В любом случае, амнистия всегда есть благо, — считает он. — Для значительной части этих людей она станет избавлением от страшной русской тюрьмы. Кто-то оступился, другой раскаялся, есть и такие, кому приговор был вынесен по ошибке».

По мнению Шейниса, в перечне амнистируемых не хватает ученых, обвиненных в шпионаже в пользу других государств. Например, в середине 2012 года Петербургский городской суд приговорил двух профессоров Балтийского государственного технического университета («Военмех») Евгения Афанасьева и Святослава Бобышева к длительным срокам заключения за передачу представителям китайской военной разведки сведений, касающихся ракеты Р-30 «Булава».

Бывший депутат Госдумы Виктор Шейнис отмечает, что амнистию, согласно Конституции, должна объявлять Госдума, а не президент. «В России предложенная не президентом амнистия была принята лишь однажды: к 60-летию Победы, — вспоминает Алексей Каширский. — Тогда прошел проект депутата Павла Крашенинникова, ныне главы думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству».

В период президентства Путина самая масштабная амнистия объявлялась к 55-летию Победы в 2000 году. Тогда, по оценкам главы СПЧ Михаила Федотова, на свободу вышло более 200 тысяч человек. В 2001 году проводилась амнистия в отношении несовершеннолетних и женщин. Из колоний и тюрем были освобождены около 10 тысяч подростков и 14 тысяч женщин, совершивших нетяжкие преступления. В 2003 году амнистировались чеченские боевики, добровольно сложившие оружие.

Благодаря амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции (вступила в силу в августе 2014 года), уголовное преследование было прекращено в отношении 13 из 30 фигурантов «Болотного дела», активистов Greenpeace и участниц панк-группы PussyRiot. Был «помилован» и бывший министр обороны Анатолий Сердюков.

В истории Советского Союза самой масштабной стала амнистия, инициированная после смерти Сталина в 1953 году главой МВД Лаврентием Берией. Благодаря ей свободу обрели миллион заключенных, в числе которых были и опасные преступники. В 1957 году на свободу вышли 200 тысяч человек, в 1982-м — 90 тысяч, в 1987-м — 100 тысяч. В 1997 году на воле оказались 34 тысячи человек, в 1999-м — немного больше.

По словам Ильи Шаблинского, общество хорошо запомнило амнистию 1953 года, а более поздние уже не вызывали сильного резонанса. «После 1953-го произошел рост преступности, потому что вышли осужденные за убийства, разбой, — рассказывает он. — Все последующие амнистии проводились более взвешенно. Осужденных за насильственные преступления не выпускали, поэтому вспышек преступности в связи с амнистиями не наблюдалось».

Проект постановления об амнистии не требует одобрения Совета Федерации и подписи президента, он вступит в действие сразу после принятия депутатами в окончательном чтении. Павел Крашенинников заявил журналистам, что в первом чтении проект может быть рассмотрен 21 апреля.

< Назад в рубрику