Цикл Mortal Kombat — одна из самых известных видеоигр в России. Тот, чья юность пришлась на девяностые, может ничего не знать о современной индустрии электронных развлечений, но легко угадает музыкальную тему из этого файтинга, вспомнит имена ключевых персонажей и, наверное, даже похвастается победами над одноклассниками. Верность традициям гротескного насилия хранит Mortal Kombat X, доступная с 14 апреля в версиях для PC, PS4 и Xbox One. Летом эта игра появится также на Xbox 360 и PS3.
Препарировать противника голыми руками, оставив без сердца или позвоночника, — привычный исход боя для героев Mortal Kombat. Еще в начале 1990-х обильно льющаяся на аренах кровь и летающие во все стороны головы взбудоражили западное общество до такой степени, что для игр придумали систему возрастных рейтингов. В современной России Mortal Kombat X — тоже файтинг не для детей и продают его с пометкой «18+».
Как рассказал «Ленте.ру» продюсер Адам Урбано, в Mortal Kombat нет места реалистичному отображению страданий. Геймдизайнеры намеренно отдают предпочтение утрированным способам расправы с соперниками, чтобы зрелище получилось скорее комичное в своей неправдоподобности, чем по-настоящему жуткое. «Во время общих обсуждений мы спорим, какие удары добавить, — пояснил создатель и главный идеолог Mortal Kombat Эд Бун. — И бывает, насчет чьего-нибудь предложения инстинктивно чувствуешь, что это уже чересчур. Так, я думаю, происходит с любой игрой. Существует граница, за которую никто не хочет заходить».
Поединки ведутся один на один, под управлением игрока — один из представленных в ростере бойцов. Помимо ветеранов вроде Саб-Зиро или Скорпиона, на аренах появится немало новых лиц. Эд Бун как-то обмолвился, что в Mortal Kombat X будет больше дебютантов, чем когда-либо в истории цикла. Как и в файтинге Soul Calibur 5, многие новички — дети давно знакомых геймерам героев. Если вы внимательно следите за новостями о разработке игры, вам не нужно представлять Кэсси Кейдж (дочь Джонни Кейджа и Сони Блейд) или Джеки Бриггс (дочь Джакса). Родители тоже остались в строю на радость поклонникам.
Милина съедает противнику лицо, Кэсси Кейдж одним ударом оставляет врага без челюсти и выкладывает в социальной сети селфи с обезображенной жертвой, Джонни Кейдж разрывает сопернику грудь. Все это — особые приемы «фаталити», которыми персонажи могут добить поверженных противников, визитная карточка Mortal Kombat. Кроме того, у соревнующихся есть так называемые приемы X-Ray, расходующие накопленную в бою энергию, — аналог ультимативных ударов из других файтингов. Несмотря на мощь, X-Ray — не гарантия победы, от всех них можно увернуться. Под блокирование вражеских атак отводится отдельная кнопка, в отличие от Injustice и традиционных двухмерных файтингов (Guilty Gear, Street Fighter, Marvel vs. Capcom).
Персонажи в Mortal Kombat X представлены трехмерными моделями, но сами бои напоминают о сражениях в первых трех Mortal Kombat: участники не могут свободно перемещаться во всех направлениях. Эта особенность позаимствована у предыдущего выпуска — вышедшей в 2011 году Mortal Kombat. В официальном названии отсутствовал порядковый номер — так авторы подчеркивали, что игра перезапускает весь цикл и воспроизводит лучшие особенности первых трех Mortal Kombat. Геймерам так понравился ретро-стиль, что новинка разошлась рекордным для сериала тиражом. Только за первый месяц после премьеры в мире было продано два миллиона копий игры.
Главная особенность Mortal Kombat X — определившись с персонажем, игрок выбирает перед началом поединка один из трех доступных герою стилей ведения боя. Так, например, Саб-Зиро всегда сможет швырять в противников замораживающие шары. Но стиль «Криомансер» позволит ему создавать из воздуха ледяные мечи, а «Великий мастер» — производить ледяных клонов, которые послужат и щитом, и метательным снарядом. Новая героиня Ди’Вора — наполовину человек, наполовину насекомое — в одной из вариаций («Пчелиная матка») специализируется на ударах, подбрасывающих врагов в воздух. Стиль «Мать-героиня» открывает в ней дар призывать насекомых, чтобы те временно оглушили противника, а стиль «Отрава» дает набор соответствующих приемов. Как объясняют авторы, так они хотели позволить геймерам более свободно выбирать бойцов. Если герой нравится внешне или по характеру, то, скорее всего, один из доступных ему стилей впишется в предпочтения геймера (играть в обороне, делать ставку на постоянные атаки, наносить удары с расстояния и так далее).
По примеру Injustice, файтинга с участием персонажей DC Comics, разработкой которого также занимались авторы Mortal Kombat, в новинке предусмотрены интерактивные арены. Бойцы смогут бросать в противников подобранные на ринге предметы: от бревен до зрительниц-пенсионерок. В отличие от Injustice, все импровизированные метательные снаряды разрешается блокировать. Каждое взаимодействие с декорациями расходует немного энергии из того же запаса, который предлагают тратить на приемы X-Ray. Такую систему предусмотрели, чтобы пресечь возможные злоупотребления.
Изменения затронули и онлайновые режимы. По словам авторов, они значительно улучшили сетевые функции по сравнению с предыдущим выпуском. Повысилась информативность сообщений об ошибках. Вместо фразы сonnection lost (cвязь потеряна) отображаются более подробные сведения о причинах отключения. Еще одно новшество — так называемые «квиталити». Если пользователь сбегает до финала онлайнового поединка, у его персонажа взрывается голова. По мнению разработчиков, это небольшое, но все же утешение для оставшегося игрока.
Для тех, кому не хочется сражаться с другими геймерами, добавили несколько типов «башен» — серий поединков с компьютерными противниками. Этот режим появлялся и в предыдущей Mortal Kombat, но в десятом выпуске решили сделать как обычные, доступные без подключения к сети башни, так и «живые», для которых требуется интернет. В «живых» башнях боевые задания обновляются регулярно, чтобы геймерам не надоедали повторные визиты. Используя любого бойца из представленных в ростере, игрок должен победить всех соперников. Для выигрыша требуется не просто одержать верх, а еще и соблюсти заданные перед началом драки условия: использовать тот или иной маневр оговоренное количество раз или добить врага определенным ударом. По замыслу авторов, это мотивирует изучить возможности персонажа, а не жать по кнопкам наугад. Чтобы дополнительно усложнить схватку, на каждой арене приготовят какую-нибудь западню: от вылезающих из-под земли демонических рук до кислотного дождя или ковровой бомбардировки.
Серии поединков сортируются по продолжительности. Самые быстрые (от 15 до 30 минут) — задания в «живых» башнях, меняющихся каждый час. Ежедневно обновляющиеся серии задуманы как более сложные. Самыми трудными пообещали сделать «элитные» башни, которые преображаются по особому расписанию. В них разрешат бесплатно потестировать героев, распространяемых в составе платных дополнений. Доступ к персонажу откроют на время, затем его заменят на другого бойца, и так по очереди можно будет изучить всех. Пока в ротации заявлены Хищник из одноименного кинофильма, маньяк Джейсон из кинохорроров «Пятница, 13», а также знакомые ветеранам Mortal Kombat Таня и Тремор.
Любителям схваток с другими пользователями предложат онлайновые соревновательные режимы: от традиционных поединков один на один до прохождения башень наперегонки и мини-турниров для двух команд по пять участников в каждой. Также в игру добавят кроссплатформенный многопользовательский режим «Война фракций». При первом выходе в онлайн геймер решает, к какой из пяти представленных в игре фракций он будет принадлежать. В дальнейшем его действия в игре приносят очки этой фракции. По итогам недели фракция, набравшая наибольшее количество очков, получает награду — ею может оказаться даже какой-нибудь новый добивающий прием-фаталити.
Схватки в Mortal Kombat могут разворачиваться где угодно: хоть в заснеженном лесу, хоть в тропических джунглях, хоть на шоссе, где валяются искореженный современный самолет и легковые автомобили. Главное, чтобы ничто не мешало раскидывать кишки во все стороны.
Интересно, что один из альтернативных образов Скорпиона нарисовал российский художник Сергей Свистунов. Сначала этот костюм предложат покупателям специального издания, а спустя какое-то время образ смогут приобрести все.
Файтинг Killer Instinct на Xbox One сильно напоминает Mortal Kombat и по игровой механике, и по визуальному стилю. Что неудивительно: оригинальная Killer Instinct на Super Nintendo в девяностые годы тоже была единственным конкурентом классических Mortal Kombat. Если же вынести за скобки реалистичный дизайн и жестокость, то Mortal Kombat можно сравнить со Street Fighter IV, где бой также идет в двух плоскостях, хотя знатоки жанра и скажут, что это совершенно разные игры.
Интерфейс в Mortal Kombat X переведен на русский, для реплик героев вместо переозвучки используются субтитры. Исключение временно сделано только для традиционных фраз персонажей в начале и после схватки. Субтитры для них обещают добавить с помощью патча.
Mortal Kombat X для мобильных платформ под управлением Android и iOS — совсем другая игра по сравнению с вариантами для PC и домашних консолей. Адаптировав бои для сенсорных экранов, разработчики значительно упростили управление. Чтобы выполнить базовую цепочку из трех ударов, достаточно нажимать пальцем на дисплей. Время от времени предлагается завершить комбо четвертым ударом — сделать росчерк в направлении, которое укажет стрелка на экране. В новинку добавлены элементы коллекционных карточных игр. Чтобы усилить способности персонажа, нужно покупать за внутриигровую валюту специальные карты, дающие бонус к характеристикам. Кроме того, это условно-бесплатный файтинг. Скачать приложение и начать прохождение вам предлагают бесплатно, но существует возможность ускорить прокачку героев или получить новых бойцов в свое распоряжение в обмен на реальные деньги. Так, для мобильной Mortal Kombat предлагают покупать «наборы персонажей» — комплект, в котором гарантированно будет одна карта кого-то из сильных бойцов (по терминологии новинки, «золотого уровня») и две случайные карты.