На прошлой неделе министр нефти Саудовской Аравии Али ибн Ибрагим аль-Наими заявил о готовности своей страны проводить политику повышения нефтяных цен, но совместно с другими странами, которые не входят в ОПЕК. Чем объясняется столь неожиданный ход саудовцев, ранее игравших на понижение нефтяных цен? Как долго продлится рост цен на нефть? Чтобы найти ответ на эти вопросы, «Лента.ру» изучила арабскую и американскую прессу.
Предложение нефти на рынке по-прежнему растет. Cильный доллар, низкий спрос на энергоносители в сочетании с большими запасами черного золота, накопленными во всех регионах мира, — все эти факторы слишком слабы, чтобы в течение длительного времени поддерживать рост цен на нефть, связанный с операцией Саудовской Аравии в Йемене.
Саудовская Аравия готова оказать содействие росту цен на нефть путем реализации политики сдерживания объемов добычи на уровне ОПЕК. Однако она не намерена делать это самостоятельно, и для изменения цен на глобальном рынке нужна консолидированная позиция других крупных игроков, к которым относятся Россия и Мексика.
Неопределенность цен на нефть оказывает существенное негативное влияние на нефтехимическую промышленность Саудовской Аравии. Падают индексы, в том числе у таких крупнейших производителей как «Saudi Basic Industries Corp». Напряжение на юге, у границы с Йеменом, вызывает опасение многих национальных инвесторов. Перспективы развития ситуации плохие. Эксперты ожидают существенного снижения доходов отрасли во втором квартале текущего года по сравнению с показателями 2014-го.
Рост цен на нефть не будет долгим. Между 2011-м и 2014 годами рынок не падал, так как сохранялся высокий спрос на нефть со стороны Китая и Европы, доллар сильно проигрывал евро, не была реализована в глобальном объеме технология добычи сланцевой нефти США и Канадой. Кроме того, поддерживала цену на нефть «Арабская Весна» — в Ираке, Ливии, Судане, Йемене. Рост доллара, относительная стабильность на Ближнем Востоке, снижение спроса Китая и развертывание добычи Соединенными Штатами не только снизили цены на нефть, но и привели к отмене или заморозке дорогостоящих проектов в русской Арктике, на шельфе Западной Африки и у побережья Бразилии.
Министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али аль-Наими подчеркнул, что он с оптимизмом смотрит на повышение цен на нефть в будущем. Он заявил, что добыча нефти является стабильной, а Саудовская Аравия намерена также увеличивать производство сланцевого газа. Кроме того, аль-Наими сообщил, что в самом начале стоимость чего-то нового всегда высока, но с развитием технологий и научных исследований цена снижается, и это глобальный процесс.
Большинство стран Персидского залива сохраняют высокие темпы роста экономики за счет устойчивости расходов и поддержки бюджетных резервов. Тем не менее остается риск падения доходности экономик в долгосрочной перспективе из-за высокой зависимости от экспорта нефти. МВФ понизил прогноз на 2015-й по профициту консолидированного бюджета стран региона с 275 миллиардов долларов до 100 миллиардов. В плохой ситуации находятся Оман и Катар. Чуть лучше чувствуют себя Кувейт и Саудовская Аравия. В Кувейте растет жилищный сектор, в Аравии — сектор банковский. Бахрейн и ОАЭ относительно стабильны, так как имеют диверсифицированные источники экспортных доходов.
Доминик Чирчела, старший партнер Института энергетического менеджмента в Нью-Йорке, заявил, что высказывания министра энергетики Саудовской Аравии о возможном сотрудничестве Аравии с Россией и Мексикой для повышения роста цен на нефть сами по себе обеспечат рост цен на нефть на пару дней.
Камель аль-Харами, независимый аналитик из Кувейта, заявил «Блумберг», что в тот момент, когда кто-нибудь из крупных игроков сядет с Саудовской Аравией за стол переговоров по выработке механизмов, повышающих цены на нефть, сама Саудовская Аравия уже получит преимущество и увеличит долю на мировом рынке за счет колоссального уровня ежедневной добычи нефти.