15 апреля — черный день в истории английского клуба «Ливерпуль». Из года в год боссы мерсисайдцев делают все возможное, чтобы официальные матчи не попадали на эту дату. 26 лет тому назад в давке на стадионе «Хиллсборо» погибли 96 болельщиков «Ливерпуля». «Лента.ру» вспоминает об обстоятельствах той трагедии и о других случаях массовой гибели на футбольных стадионах мира.
Одна из самых страшных трагедий в истории мирового футбола произошла во время встречи полуфинала Кубка Англии 1989 года между «Ноттингем Форест» и «Ливерпулем». Матч состоялся на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде. Начало встречи было запланировано на 15:00 по местному времени, но многие болельщики «Ливерпуля» из-за пробок опоздали на игру, из-за чего у сектора фанатов образовалась давка. В цейтноте начальник безопасности на стадионе, шеф полиции Дэвид Дакенфилд принял роковое решение — пустить болельщиков на трибуны без проверки билетов, однако по ошибке направил всех в переполненный сектор, вместо двух полупустых. В результате поклонники «Ливерпуля» оказались в металлическом капкане, многие начали задыхаться.
Пытаясь спастись от давки, болельщики на шестой минуте встречи попытались прорваться на поле, но им преградили путь полицейские, расценившие действия фанатов как намерение сорвать игру. На пытавшихся спастись натравили собак, а мольбы открыть одну из оград остались без ответа. В итоге две волны болельщиков превратили фан-сектор в братскую могилу. В Шеффилде на месте трагедии погибло 93 человека, еще двое скончались спустя несколько дней. Один пострадавший умер через четыре года — все это время он находился в коме. Одной из жертв давки стал двоюродный брат будущего многолетнего капитана «Ливерпуля» Стивена Джеррарда.
В феврале 2010 года была создана Независимая комиссия по расследованию причин трагедии на «Хилссборо». Согласно основным выводам, виноваты прежде всего сотрудники полиции во главе с Дакенфилдом, предпринимавшие неверные действия по допуску фанатов на стадион, а также отказавшиеся оперативно пропустить кареты скорой помощи. В 2012 году премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон от имени правительства страны извинился перед семьями погибших и заявил о проведении нового расследования с тем, чтобы установить и наказать виновных в случившемся.
В середине марта этого года на одном из допросов в полиции Дакенфилд признал вину, но расследование все еще продолжается.
Матч национального первенства Египта в Порт-Саиде между местным «Аль-Масри» и «Аль-Ахли» из Каира обернулся кровавым побоищем.
После окончания встречи, завершившейся победой хозяев со счетом 3:1, фанаты «Аль-Масри» выбежали на поле, напав на игроков и тренерский штаб команды соперника. Футболистам и тренерам удалось ретироваться, после чего завязалась жестокая драка между болельщиками. Полиция в этой ситуации повела себя довольно странно: на протяжении долгого времени сотрудники правоохранительных органов никак не вмешивалась в происходящее. В драках, давках на выходах со стадиона и в результате падений с трибун погибли 74 человека, около тысячи получили ранения.
Из-за беспорядков футбольная федерация Египта приостановила матчи египетской премьер-лиги. Полиция по горячим следам арестовала 73 возможных зачинщика. В итоге суд Каира отправил на смертную казнь через повешение 21 болельщика «Аль-Масри». 24 человека приговорили к различным тюремным срокам. Еще 28 были оправданы.
Давка на матче 1/16 финала Кубка УЕФА между московским «Спартаком» и голландским «Хаарлемом» вошла в анналы как «Трагедия в Лужниках». Вечер 20 октября 1982 года стал одним из самых черных в истории советского и российского спорта.
В день игры в Москве установилась аномально холодная погода, около 10 градусов ниже нуля. Поэтому на игру, которая состоялась в столичных «Лужниках», было продано всего 16 500 билетов. Трагические события начались на последних секундах второго тайма, когда при счете 1:1 Сергей Швецов отправил в ворота голландцев победный мяч. К этому времени значительная часть замерзших фанатов решила покинуть стадион, но после взятия ворот, болельщики ринулись обратно. Из-за этого на лестнице одной из трибун образовалась давка, унесшая жизни 66 человек, подавляющее число из которых были школьниками и студентами.
Советская пресса умолчала о случившемся, в ведущих спортивных изданиях в отчетах об игре о гибели болельщиков ничего не говорилось. Первые публикации появились только спустя семь лет — в 1989 году. К 10-летию со дня трагедии, в 1992 году, у западных трибун «Лужников» установили памятник «Погибшим на стадионах мира».
В результате расследования к уголовной ответственности были привлечены директор Большой спортивной арены стадиона имени Ленина Виктор Кокрышев и главный комендант Юрий Панчихин. Оба получили по три года лишения свободы, но как раз в это время объявили амнистию в связи с 60-летием образования СССР. Кокрышев был освобожден от ответственности как лицо, имеющее правительственные награды. Панчихину срок заключения сократили наполовину.
В разное время на домашнем стадионе «Глазго Рейнджерс» «Айброкс» случилось три трагических инцидента.
В 1902 году на «Айброкс» произошел первый в истории мирового футбола инцидент с массовой гибелью болельщиков. Тогда впервые лицом к лицу сошлись сборные Англии и Шотландии. Встрече сопутствовал безумный ажиотаж. На игру пришло около 70 тысяч зрителей, что почти в два раза больше номинальной вместимости стадиона. В результате в деревянных перекрытиях на одной из трибун образовался провал, куда стали падать болельщики — с 12-метровой высоты. Трагедия унесла жизни 25 человек, еще несколько сотен серьезно пострадали.
Уголовное дело, заведенное против архитектора арены, ни к чему не привело. По итогам расследования с него сняли все обвинения. Во-первых, «Айброкс» изначально не был рассчитан на такое количество людей, а во-вторых, главной причиной трагедии были признаны стальные опоры деревянных трибун, не выдержавшие нагрузки, а не сами перекрытия. Прецедент заставил власти выпустить распоряжение о реконструкции всех арен Великобритании.
Спустя 59 лет в давке на лестнице шотландского стадиона около 13 выхода погибли два болельщика.
Самая же страшная трагедия в истории арены случилась десятью годами позже. В 1971-м на той же самой лестнице в конце принципиального матча «Рейнджерс» против «Селтика» образовалась давка, причиной которой, как и в Москве, послужил гол команды-хозяйки: результативный удар футболиста из Глазго в концовке заставил уходивших со стадиона поклонников «Рейнджерс» поменять решение и кинуться обратно на трибуны. Погибли 66 человек — как и в Москве спустя 11 лет.
Вскоре делегация «Рейнджерс» во главе с главным тренером команды Уильямом Уодделлом посетила немецкий «Вестфаленштадион» — одну из самых безопасных арен того времени. Через три года стадион был полностью реконструирован, три четверти трибун «Айброкс» заменили на современные сидячие места.
Самая масштабная трагедия произошла в Перу больше 50 лет назад. На Национальном стадионе в Лиме встречались олимпийские сборные Перу и Аргентины, на кону стояла путевка на Олимпиаду-1964 в Токио.
Аргентинцы вели со счетом 1:0. За две минуты до конца встречи сборная Перу сумела отыграться, но арбитр гол, который мог бы стать решающим в борьбе за поездку на Игры, не засчитал. Это вызвало гнев перуанских болельщиков, на трибунах возникли беспорядки. Полиция применила слезоточивый газ. Задыхающиеся фанаты бросились к выходам, но администрация спортивной арены закрыла массивные ворота до конца матча и не собиралась их открывать.
В жестокой давке погибли 318 человек, более 500 получили ранения различной степени тяжести. В стране на месяц было введено военное положение.