Из жизни
08:54, 17 апреля 2015

Хохлома, ушанка, бабушка Что интересного предложат российские дизайнеры мировой фэшн-общественности

Юлия Верби
Фото предоставлено организаторами фестиваля «Русские сезоны»

В Москве с 24 апреля по 13 мая 2015 года пройдет фестиваль «Русские сезоны», посвященный русской культуре в моде. Российские дизайнеры и мастера народных промыслов готовятся показать модной мировой общественности, как творчески они переосмысливают культурное наследие родной страны. Посетителей мероприятия ждет много хохломы, гжели, оренбургских пуховых и павловопосадских платков, мехов и вологодских кружев, но все это будет не таким, как встарь, а более современным, органично перемешанным с текущими тенденциями. «Лента.ру» пообщалась с участниками «Русских сезонов», чтобы уяснить для себя место отечественной моды в мировой fashion-индустрии.

«Лента.ру»: Что сегодня могут предложить российские дизайнеры помимо шаблонных мотивов — хохломы и матрешек? Не кажется ли вам, что узнаваемые иностранцами темы несколько заезжены и их потенциал исчерпан? Как лично вам удается находить свежие идеи в том, что давно знакомо и много раз обыграно модой?

Диана Джанелли, дизайнер Dzhanelli Jewellery House: Российская культура настолько необъятна и многогранна, что даже такие культовые темы, как хохлома и матрешки, кажутся каплей в океане. В сентябре 2014 года мы с подругой, чемпионкой по синхронному плаванию Анжеликой Тиманиной запустили коллекцию Soviet Memories, в которой раскрыли тему нашего советского детства. Были представлены броши с Гагариным, Фаиной Раневской, крышки от жестяных банок с икрой и всеми забытые, но такие любимые игрушки — неваляшки.

Евгения Линович, дизайнер Masterpeace: Я согласна на сто процентов: с точки зрения моего внутреннего чувства меры, павловопосадским платкам и хохломе надо дать отдохнуть. Но с точки зрения рынка — это самые коммерческие ходы, их хотят еще и еще. Что делать, это такая русская классика. В нашем случае мы заказываем хохломскую роспись с собственным орнаментом, используем всего два цвета в одном изделии (для классической хохломы обычны четыре). Наши фирменные сочетания — античный золотой и черный, белый с темным серебром.

Какими современными мотивами, ассоциациями с Россией и ее культурой можно дополнить русский стиль в моде? Каковы ваши предложения?

Ольга Вильшенко, дизайнер бренда Vilshenko: Наша культура построена процентов на 80 из подражания Западу, поэтому о каких-то самобытных вещах говорить сегодня очень сложно. Именно поэтому все, кто использует в своем творчестве русские мотивы, обращаются к русской культуре прошлого. Я бы дополнила русский стиль в моде каким-нибудь правильным миксом. Например, мне нравится, как одежда из моих коллекций сочетается с вещами других марок, работающих в этно- и boho-стилистике. Вышивка, принты по мотивам русского искусства совершенно иначе смотрятся в сочетании с хипповской бахромой, грубыми ботинками или кожаной курткой-косухой.

Расскажите, пожалуйста, о ваших мастерах. Они готовы осовременить свое творчество, чтобы интегрироваться в мир моды? Это сложно для них, это им интересно? Какими были самые запоминающиеся примеры сотрудничества с дизайнерами?

Вячеслав Долгов, ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура»: Художников, которые сегодня на Павловопосадской фабрике создают рисунки для платков, всего девять человек. Они все — самостоятельные авторы. Это талантливые люди, которые различны по своему опыту, мастерству и индивидуальному почерку. Творчество наших мастеров можно охарактеризовать как гармоничное сочетание традиций и современности, что подтверждает устойчивый спрос на наши платки у миллионов покупательниц вот уже более полутора веков, включая и последние лет 20.

В своих работах наши художники учитывают тенденции моды, но не следуют им буквально. Они и не стоят в своем творчестве на месте, и наша мануфактура ежегодно выпускает платочные изделия с рисунками в новой, нетрадиционной манере (например, «Ласковый прибой» Елены Фаворитовой). Самым запоминающимся сотрудничеством с дизайнером для нас была многолетняя коллаборация с модельером Вячеславом Зайцевым, который, как известно, активно интегрирует русские народные мотивы в свои коллекции.

Елена Краюшкина, ЗАО «Хохломская роспись»: Тема хохломского рисунка уже много лет не сходит с подиумов. Самый яркий пример — «хохломская» коллекция Дениса Симачева, в которой был использован рисунок заслуженного художника России Любови Грибовой. Увы, о том, что автор рисунка — художник ЗАО «Хохломская роспись», никто даже не узнал. А наше обращение к дизайнеру осталось без ответа…

С чем, по-вашему, сегодня должно ассоциироваться у иностранца понятие современной российской моды?

Ольга Вильшенко, дизайнер бренда Vilshenko: Хотелось бы, чтобы с мастерством, уникальными навыками ручной работы. Российские мастера старых школ подготовлены намного лучше своих европейских коллег, но при этом у нас очень остро стоит проблема преемственности, возрождения и развития этих школ.

По-прежнему ли сегодня модный бренд может сделать себе имя, обращаясь к культурному коду своей страны, различным этническим мотивам? В прошлом было немало подобных историй успеха. Какие примеры среди ваших коллег вам запомнились?

Маруся Ильченко, дизайнер Marusya Furs: Это однозначно возможно. Очень важно не забывать свои истоки. Нет ничего лучше церковного золотого шитья, царских меховых оторочек. Насчет историй успеха — первым вспоминается, конечно, экономический триумф Симачева и его хохломской коллекции.

Евгения Линович, дизайнер Masterpeace: Это может сработать, если мы, представители модной индустрии, отбросим предрассудки и признаем, что самые невероятные творческие идеи и талант не спасут ситуацию, если коллекция выполнена некачественно. Нам нужны российские производители, ткани, фурнитуры, швейные, ювелирные производства. Без них мы не сможем снизить затраты, и наши изделия будут необоснованно дорогими. Руководство фабрик тоже должно идти навстречу дизайнерам, а не относиться к нам как к дойным коровам, — это недальновидно: завтра еще один клиент уйдет от них в Китай. Безусловно яркий пример успеха — дизайнер Ульяна Сергиенко. Она заставила самых богатых и знаменитых женщин мира надеть кутюрные платья, пропитанные нашей культурой в самом небанальном ее прочтении. Из прошлого мне близок пример Феликса Юсупова, открывшего со своей женой Ириной, племянницей Николая II, модный дом IRFE в Париже. Он знал и любил историю русского костюма и воплощал эту любовь в роскошных нарядах для парижанок.

«Лента.ру» напоминает москвичам и гостям столицы, что вход на «Русские сезоны» — свободный. В рамках фестиваля будет работать одноименный корнер, где участники выставки представят свои изделия. Мероприятие пройдет в торговой галерее «Модный сезон».

< Назад в рубрику