Мир
10:03, 19 апреля 2015

Фактор Билла Может ли экс-президент США помочь супруге выиграть выборы

Максим Жаров
Билл Клинтон
Фото: Jim Young / Reuters

Бывший госсекретарь и супруга 42-го президента Соединенных Штатов Хиллари Клинтон официально объявила о намерении участвовать в президентских выборах 2016 года. После этого заявления семейная жизнь четы Клинтон вновь оказалась в центре внимания. Какую роль в предстоящей кампании Хиллари сыграет ее супруг? Как американские избиратели отнесутся к возможному появлению во главе США политического тандема из мужа и жены? Только ли один семейный клан Клинтонов мечтает сегодня вновь утвердиться в Белом Доме? Об этом «Лента.ру» поговорила с директором Международного института политической экспертизы Евгением Минченко.

«Лента.ру»: Давайте поговорим о Хиллари Клинтон и о влиянии супруга Билла на ее дальнейшую политическую карьеру.

Минченко : Во-первых, супруги Клинтоны — это не просто супружеская пара и популярные политики. Это большой разветвленный клан с серьезной группой поддержки практически по всей стране. Они имеют несколько опорных точек — Северо-Восточное побережье США, Юг (откуда родом сам Билл Клинтон), Чикаго.

7 апреля чикагские выборы выиграл Рам Эмануэль, который, несмотря на то, что какое-то время был главой администрации Барака Обамы, все-таки считается человеком, близким к Клинтонам. Он избирался при очень серьезном противодействии со стороны своих же соратников по Демократической партии. Многие говорили, что сам Обама был не слишком заинтересован в его избрании. При этом надо заметить, что Клинтоны тщательно относятся к работе с людьми. Любая услуга, равно как и любой выпад в их адрес, учитывается при принятии тех или иных решений.

Евгений Минченко
Фото: Александр Паниотов / «Коммерсантъ»

Во-вторых, Клинтоны — это очень серьезная финансовая машина, группа, вовлеченная в фандрайзинг и для себя лично, и для Демократической партии. Они включены в долговременные отношения не только с бизнесом внутри США, но и с международным бизнесом и даже с целым рядом правительств в мире. Ни для кого не секрет, что Clinton Foundation длительное время получает взносы от правительств различных стран, в числе которых немало арабских государств. Недавно решено было ограничить круг стран, от которых принимаются пожертвования, но дочерние организации фонда продолжат получать пожертвования от иностранных правительств. Таким образом, клинтоновская финансовая машина — это еще и мощный элемент геополитического влияния.

В-третьих, вокруг Хиллари группируется целый ряд либеральных феминистских организаций. Например, известный PAC (Political Action Committee, комитет политического действия) Emily’s List, который занимается продвижением на всевозможные выборные посты женщин и кандидатов, активно поддерживающих женщин. Так что клан Клинтонов — не только финансовая машина, но еще и мощный конгломерат структурных низовых общественных организаций.

Как сегодня относятся американцы к экс-президенту Биллу Клинтону?

Билл Клинтон был одним из самых популярных президентов США. А из ныне живущих президентов он, вероятно, самый популярный на момент ухода со своего поста. Билл Клинтон — отличный оратор и очень обаятельный человек. Я неоднократно слышал жалобы от представителей Демократической партии на ограничение в два президентских срока, не позволяющее отставным президентам претендовать на этот пост даже спустя некоторое время. В 2012 году, после демократического конгресса, где выступали Обама, Байден и многие другие, после выступления Билла Клинтона один из участников этого мероприятия мне сказал: «Вот где харизма, ораторский талант! Вот кого бы выдвинуть в президенты!».

А американцев не смущает эта клановость — сначала муж был президентом, теперь жена хочет того же?

Конечно же, Билл с одной стороны является плюсом, но с другой стороны — и минусом для Хиллари. Избрание Клинтон президентом воспринимается американцами как покупка «два в одном». Конечно, многие считают проблемой ситуацию, когда два семейства уже который год делят между собой власть: клан Бушей сменяет клан Клинтонов, и так далее. С 90-х годов прошлого века вся политика в США вращается вокруг взаимоотношений этих двух кланов, что, конечно же, является достаточно серьезным обременением для страны.

Я правильно понимаю, что в стане демократов пока особых возражений против дуумвирата Клинтонов нет? Нет особых соперников у Хиллари, и никто не возражает, что все ресурсы, которыми обладает Билл, работают на Хиллари и на ее победу как демократического кандидата?

Я бы так не сказал. По поводу выдвижения Хиллари есть очень серьезная оппозиция внутри Демократической партии. Демократы-прогрессисты считают, что Хиллари слишком близка к финансовому истеблишменту, к Wall Street, и не служит олицетворением идеалов партии. К тому же у Хиллари сложные отношения с Обамой, однако он был вынужден скрепя сердце поддержать ее публично, сказав, что она сильный кандидат. Проблема в том, что Хиллари так долго была фаворитом у демократов, что в отбрасываемой ею тени никто другой не смог вырасти.

Как республиканцы реагируют на то, что Билл ведет жену к президентству?

Среди республиканцев считается хорошим тоном не любить чету Клинтонов. Однако для значительной части спонсоров Республиканской партии Хиллари — очень хороший вариант. А если брать финансовый сектор, то для них Хиллари — просто замечательный выбор. Она же может и с американским компаниями топливно-энергетического комплекса договориться. Не зря канадское правительство перечислило около миллиона долларов в Clinton Foundation. Канадцы надеются, что Хиллари займет более гибкую позицию по отношению к трубопроводу Keystone XL — проекту, который был поддержан Конгрессом и заблокирован президентским вето Обамы. Хотя Обама разделяет любовь Хиллари к финансовому сектору, но в то же время плотно сотрудничает с хай-теком и компаниями так называемой green energy. Поэтому для рядовых членов Республиканской партии, ее политического истеблишмента, Хиллари — отталкивающий персонаж, но для бизнеса, поддерживающего республиканцев, — вполне приемлемый вариант.

Представим, что Хиллари выиграла выборы, стала президентом США. По протоколу она должна появляться с мужем в рамках официальных визитов. Могут ли из-за этого возникнуть какие-то сложности?

Не вижу здесь проблемы. К тому же в американской политике схема, когда жена сменяет мужа на его посту, — не новая. К примеру, всерьез рассматривался вариант, что после того, как Арнольд Шварценеггер отработал два срока на посту губернатора Калифорнии, на этот же пост будет баллотироваться его жена Мария Шрайвер. Однако тут очень некстати случился скандал: выяснилось, что у Арни был роман с домработницей, которая родила ему внебрачного сына, — и об этой схеме пришлось забыть.

Уже сейчас обсуждается вариант, что через какое-то время Мишель Обама может стать кандидатом в президенты США. И, кстати, возможно, именно поэтому Барак Обама не проявляет особого энтузиазма по поводу выдвижения Хиллари. Если Хиллари в этот раз не станет президентом, то она не станет им уже никогда. А значит, титул «первая в истории женщина — президент США» какое-то время будет вакантным. Но если Хиллари изберется, то плюсик в графе «женщина-президент» уже будет поставлен.

Поэтому я не думаю, что появление Билла рядом с женой, ставшей первой женщиной-президентом Америки, будет какой-то проблемой. Билл — очень общительный и обаятельный человек, чего нельзя сказать о Хиллари. Возможно, если она станет президентом, его помощь в межгосударственных контактах даже будет для нее плюсом.

< Назад в рубрику