Россия
07:59, 19 апреля 2015

В ватных пиджаках «Гражданская платформа» осталась без героев, олигархов и поменяла форму одежды

Наталия Осс
Председатель политического комитета «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов
Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсантъ»

Съезд партии «Гражданская платформа», состоявшийся после того, как ее покинул основатель Михаил Прохоров и члены федерального гражданского комитета Ирина Прохорова, Леонид Ярмольник, Андрей Макаревич, Михаил Барщевский, Людмила Улицкая, Евгений Ройзман, утвердил новый состав федерального политического комитета, принял в партию 48 новых членов, избрал руководителем Рифата Шайхутдинова, а также согласился придерживаться идеологических принципов, которые для партии либерального спектра выглядят если не скандально, то как минимум радикально. Эти либералы считают, что Крым — наш.

Партия, строившаяся на финансово-политической притягательности Михаила Прохорова и популярности единомышленников из ближнего круга, по идее, должна была бы исчезнуть сразу после конфликта Михаила Прохорова и его сторонников с Рифатом Шайхутдиновым. Так же как исчезло «Правое дело» после того, как Прохоров и его команда были вытеснены из партии политтехнологом Андреем Богдановым и его кремлевскими кураторами. Но пока ситуация развивается в другом направлении.

Как выглядело первое в истории партийное мероприятие с участием Михаила Прохорова в Академии наук, когда он заявил, что покидает «Правое дело» и требует отправить в отставку Владислава Суркова? Блистательно! Огромный зал, напряжение, волнение, десятки телекамер, радостное оживление, всегда вызываемое присутствием множества медийных лиц и лицезрением фиги, которая достается из кармана и демонстрируется обнаглевшей власти, Алла Пугачева, Леонид Ярмольник, Александр Любимов, Андрей Макаревич и кто-то еще в первых рядах. Весело и не страшно.

На тех фото 2011 года видно, как сотни микрофонов стянуты к одной точке — Михаилу Прохорову, а он, в тот момент похожий на молодого Ельцина (тогда еще шансы на политическую победу измеряли в «ельциных»), говорит что-то кажущееся потрясением основ. В частности: «В нашей стране есть кукловод, который давно приватизировал всю политическую систему, дезинформирует руководство страны, давит на СМИ, пытается манипулировать гражданами, их мнением. Зовут его Владислав Юрьевич Сурков». Тогда все задохнулись от восторга и Михаил Прохоров стал лидером молодого политического поколения на целых три года.

А как выглядел вчерашний постпрохоровский съезд «Гражданской платформы» в отеле «Азимут»? Скучно. Медийных звезд — ноль. Немного журналистов. Оживленные и бойкие, никому не известные региональные делегаты, летающие стайками на кофе-брейки («Девочки, кладите мяту в чай. Мята — к деньгам»). Ни одного из сторонников Прохорова, не пропускавших мероприятий с его участием. В зале собрались люди, которых никто не знал. Точнее, никто их всерьез не рассматривал — на фоне Прохорова и Макаревича. Но ситуация после двух выборов и 2014 года кардинально изменилась. Не гражданин участвует в политике, а политика участвует в нем. В таких условиях чего бы не создавать партию: ткни — оно само растет.

Идея, похоже, состоит в том, чтобы партию, оставшуюся без героев, переформатировать в такую, где каждый — герой. Соответственно, зал и сцена меняются местами: если раньше партийцы взирали на выступающих на сцене с надеждой и верой, как простой народ — на лидера, то теперь на сцене — те же люди, что и в зале. («Я представитель социального лифта, обычный, земной», — сформулировал свое самоощущение член федерального политического комитета Андрей Маликов из Белгорода). Разница и в том, что раньше зал хотел наговорить лидеру приятных вещей и понравиться ему, теперь же выступающие хотят понравиться залу и наговорить ему массу приятных вещей.

Ораторы не скупились на комплименты рядовым членам партии.

«Люди, которые никаких подачек не хотят, кому нужны не социальные, а правовые гарантии… Кормильцы, на которых держится страна... Самый уязвимый и требующий защиты класс. Этому классу сейчас дается шанс, на него делается ставка, эти люди будут формировать национальную буржуазию и национальный капитал в стране», — глава федерального политического комитета ГП Рифат Шайхутдинов.

«Те, кто сделал свою профессию и карьеру сам, привыкли решать проблемы своим умом». «Свободные люди, к которым почему-то никто не обращается, в этом недостаток нашей политической системы», — Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер».

«"Единая Россия", "Народный фронт" развернуты к людям, которые ощущают себя объектами. Правая партия должна быть обращена к тем, кто готов быть субъектом. Это не только люди бизнеса, они могут заниматься чем угодно — быть доярками, истопниками, литераторами... Правая партия развернута к людям, которые хотят быть авторами своей жизни», — Андрей Ашкеров, доктор философских наук, руководитель Российской гильдии исследователей.

«Я никогда не работал по найму, потому что не хотел, чтобы мной командовали дураки. Поэтому я здесь, с вами. Вы совершили высокоморальный поступок, отказались от идеологии бунта и революции», — Тимофей Сергейцев, философ.

«Мы поддерживаем людей среднего класса, а партию возглавлял олигарх. Мы распростились с этой двусмысленностью», — сообщил Рифат Шайхутдинов, очерчивая новые электоральные границы. Обычно правые партии отличаются тем, что ратуют за хорошее и прогрессивное против плохого и мракобесного. Отсюда размытость программ (чтобы не отпугнуть потенциального избирателя, лучше не писать ничего острого и однозначного). В данном случае, поскольку после конфликта с Михаилом Прохоровым и его сторонниками терять уже все равно нечего, некоторые вещи были сказаны прямо.

Первое — партия представляет интересы мелкой и средней буржуазии, «среднего класса без олигархов».

Второе: отношение к Крыму. Точнее, это первое и главное. Крым же и послужил причиной раскола. С Крыма начался съезд.

«Мы поддерживаем внешнеполитический курс президента, мы за воссоединение России с Крымом, считаем санкции экономической агрессией против России», — Рифат Шайхутдинов. То есть партия «Гражданская платформа» делает политическое предложение, на которое давно возник спрос на электоральном рынке: либерализм без «Крым-не-наш». Простая эта идея, наверное, приходила в голову многим, но правый политический сектор в России устроен так, что прямо формулировать такие вещи для либерала неприлично. Поэтому интересно, что же удастся собрать «крымнашей» «Гражданской платформе», если она доберется до выборов, в сравнении с коалицией «Навальный-РПР-Парнас», например.

Третье: демонстративный отказ от любимых российскими политиками медийных технологий. «Мы распрощались с использованием партии ради пиара. И как завесы для другой активности. Не можем долгое время сидеть в засаде, ожидая удобного момента, чтобы высказать свою позицию. Мы против медийных лиц, которые были бы выше партии, сильнее партии, использовали партию для чего-то. Во-первых, это дорого, во-вторых, не хочется краснеть за их деяния», — Рифат Шайхутдинов.

«Гражданская платформа» демонстративно порывает с интеллигенцией, чей авторитет подпирал прохоровскую партийную конструкцию. И это важная ремарка: похоже, до сих пор никто не осмеливался выписывать интеллигенцию из своих рядов с таким билетом — «предали идею». «Что касается самоустранения гражданского комитета. Это очень показательный процесс, в рамках которого интеллигенция предает собственную роль. Представители прежнего гражданского комитета считали себя интеллигенцией, даже солью интеллигенции. И они предали основную идею, которая была завещана Ахматовой. Ахматова не уехала, она решила быть с народом, там, где этот народ был. Интеллигенция должна принимать народ, несмотря ни на какие обстоятельства должна быть готова к субъектности, которую народ на себя принимает, даже если эта субъектность не устраивает ее по причинам этическим, эстетическим, политическим. В настоящий момент большинство населения хотят быть ватниками, это способ для народа участвовать в политической жизни. И я сегодня тоже в ватном пиджаке не случайно. И вас призываю надеть его», — Андрей Ашкеров.

В процессе представления кандидатов в члены федерального политического комитета выяснились занятные биографические подробности: двое из них возглавляют региональные Ассоциации по хоккею с мячом. «Это, безусловно, спорт партии "Гражданская платформа"», — член федерального политического комитета Игорь Морарь, Мурманск. Тут даже нечего добавить, кроме того, что играть на правом поле в ватнике и с Крымом в руках (на съезде было решено создать, в том числе, и крымское отделение ГП) против статусной интеллигенции, озвучившей свою антикрымскую позицию, — невиданный доселе вид политического спорта. Наблюдатели не верят в перспективы партии, которая взялась в это играть.

Но что интересно. Делегатам, похоже, до этого нет никакого дела. Они участвовали в партийном строительстве тогда, при «первом походе Прохорова», ходили в агитаторах и активистах на президентских выборах, стали членами партии при «втором походе Прохорова», не покинули ее после ухода Прохорова. Наверное, и уход Шайхутдинова пережили бы спокойно. И возвращение Прохорова бы их не смутило.

Партстроительство без участия знаменитостей, без надежд, которые дает близость к крупному капиталу, без скандалов — скучнейшая на свете вещь, мухи дохнут. Но в этой рутине — реклама несостоявшейся нормы: так мог бы выглядеть мир профессиональной политики, если бы мы смогли когда-нибудь его построить.

< Назад в рубрику