Сегодня во Львовской области начнутся совместные учения-тренинги подразделений Армии США и Вооруженных сил Украины (ВСУ). Военнослужащие американской 173-й воздушно-десантной бригады прибыли на украинскую территорию еще в минувшую пятницу и проведут там шесть месяцев, тренируя три батальона Национальной гвардии. «Лента.ру» проанализировала невеселые перспективы международной эскалации украинского конфликта.
Надо сказать, что Запад участвует в украинской войне вполне официально — это не слишком афишируется, но и не скрывается. К примеру, на прошлой неделе стало известно, что Канада направит на Украину около 200 военных инструкторов. К работе с украинскими военными они приступят с начала лета. Предполагается, что обучение будет проходить в основном на Яворовском полигоне во Львовской области и в центре по разминированию в Каменец-Подольском, а срок командировки канадских специалистов ни много ни мало до 31 марта 2017 года. Главнокомандующий НАТО в Европе Филип Бридлав заявил, что «аплодирует» решению Оттавы присоединиться к программе подготовки украинских силовиков, а посольство России в столице Канады назвало этот шаг «достойным сожаления и контрпродуктивным», подчеркнув, что Канада таким образом идет на поводу у «партии войны» в Киеве.
Но если бы канадцы были одни в своем стремлении помочь Украине! С марта на юге Украины в Николаеве с украинскими силовиками работают британские инструкторы. Согласно официальной информации, они делятся «медицинскими, логистическими, разведывательными знаниями и навыками ведения пехотного боя». Изначально в этой миссии были задействованы 35 англичан, но оговорено расширение до 75 человек.
Конечно же, столь лакомый кусочек не мог пройти мимо ближайших друзей Киева в Вашингтоне. Вопрос «тренировок» обсуждался на самом высоком уровне — между президентом Порошенко в Киеве и вице-президентом Джо Байденом в Вашингтоне. Итог — во Львовской области на Яворовском полигоне с 20 апреля проводятся совместные учения-тренинги 173-й воздушно-десантной бригады Армии США (в составе 290 американских десантников), которая ранее базировалась в Италии (соответствующие подразделения прибыли на Украину в конце прошлой недели), и Национальной гвардии Украины.
Американцы будут тренировать три потока по 300 гвардейцев каждый по 8 недель, потом состоятся итоговые совместные учения. Таким образом, всего с украинской стороны задействуют 900 силовиков, уже заявлено, что в учениях примут участие подразделения Нацгвардии «Азов», «Батальон им. Кульчицкого», «Ягуар», «Омега» и другие части из Киева, Харькова, Запорожья, Одессы, Львова, Ивано-Франковска и Винницы. После учений американцы оставят ученикам специальную амуницию и средства связи.
С другой стороны, украинская власть, отчасти исходя из внутриполитической конъюнктуры, отчасти для усиления своего воинского контингента, начала процесс легализации всех неучтенных военных подразделений и их интеграцию в состав официальных структур. Процесс идет пока с трудом: слишком сильно укоренились солдаты удачи на территории Украины, и многие из них получают поддержку как внутри страны, так и за ее пределами.
Идея формирования интернационального батальона в рядах украинской армии озвучивалась еще летом 2014 года. Казахский оппозиционер Айдос Садыков, нашедший приют в Киеве, и глава общественного объединения «Конгресс азербайджанцев Украины» Хагани Гусейнов обратились к украинскому президенту с просьбой предоставить иностранцам возможность официально воевать на украинской стороне. По их словам, на момент обращения несколько сотен человек с постсоветского пространства были готовы влиться в ряды украинской армии. Однако в тот момент эта идея официальной поддержки не получила. Желающим повоевать иностранцам пришлось присоединяться к уже существующим «добровольческим батальонам». Среди них были и россияне, и белорусы, о чем сообщал Порошенко. А также шведы, поляки и хорваты.
Однако наиболее известен так называемый чеченский батальон. Сперва в СМИ сообщали об отрядах «кадыровцев» — чеченских добровольцев, которые якобы выступали на стороне ДНР и ЛНР. Вскоре свои чеченцы появились и у ВСУ — был создан «Международный миротворческий батальон имени Джохара Дудаева». Его представители действовали вполне открыто, взаимодействовали с украинскими добровольческими батальонами и время от времени даже давали пресс-конференции. Однако и они столкнулись с проблемами в украинском законодательстве.
«На Украину в качестве иностранцев-добровольцев пришли около 100 человек. Мы работали согласованно с руководством АТО. Однако мы не получили той легализации, на которую рассчитывали, — удостоверение, гражданство, потому что по закону Украины иностранные граждане не имеют права служить в ВСУ», — жаловался украинским журналистам соучредитель общественной организации «Украино-чеченская дружба» Ахмед Алихаджиев в конце марта 2015 года. Он объяснял, что чеченцы «свое участие в АТО видели именно в государственных структурах под эгидой Минобороны». «Некоторым из наших парней был дан вид на жительство, но полноценной легализации мы не дождались», — подчеркнул он.
Собственно, именно вопрос легализации всегда был наиболее болезненным для иностранцев, желавших воевать на украинской стороне. Принимать иностранцев в ряды ВСУ не позволяет закон, но до определенного момента в Киеве на это закрывали глаза. Однако со временем выяснилось, что за Украину готовы воевать уже более тысячи наемников из различных стран — причем соответствующее заявление сделал представитель Генерального штаба ВСУ Александр Розмазнин.
Поэтому вскоре, отчасти в связи с необходимостью четкого учета военной силы, а отчасти в связи с конфликтом президента Петра Порошенко с днепропетровским олигархом Игорем Коломойским (которому приписывают финансирование запрещенной в России организации «Правый сектор»), проблема добровольческих батальонов встала очень остро. Большая их часть была переподчинена МВД или Минобороны. Остальные пока в процессе.
И вот тут иностранцы оказались в патовой ситуации. Не войдя в состав ВСУ, они будут незаконными вооруженными формированиями, а это и статья уголовного кодекса, и нарушение минских договоренностей. Но без украинского гражданства они никак не смогут попасть в ВСУ — причем проблема могла бы решиться за счет принятия пакета нужных законов, и такая инициатива в Раде уже имеется (согласно законопроектам, иностранцам предложено стать фактическими наемниками). Однако категорически против законодательной легализации наемников выступает Министерство обороны Украины, выдвигающее собственные аргументы, среди которых, понятно, гораздо больше неписанных, связанных с военными секретами. С подачи военных получается, что для участия в конфликте иностранный доброволец должен получить украинское гражданство.
Пока у иностранных наемников ВСУ остается два варианта. Первый — до последнего воевать в составе добровольческих батальонов на птичьих правах, игнорируя законодательство, которое на Украине исполняется далеко не всегда. Например, в полку «Азов», подчиняющемуся МВД, а также в батальоне «Донбасс» открыто воюют около трех десятков грузинских добровольцев. Они даже получают награды от украинской церкви, а затем вместе с экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили выступают перед камерами. Понятно, что, имея такого заступника в высшем эшелоне украинской власти, грузинские «нелегалы» могут пока продолжать принимать посильное участие в конфликте — и это будет именно политическое участие, поскольку для грузинских добровольцев война с Россией имеет явное идеологическое значение.
Второй вариант: воевать в качестве наемных военных инструкторов. Это позволяет даже не предъявлять официальных бумаг от правительств других стран, как делают все те же наемники из Грузии, приславшие целый десант инструкторов во главе с бывшим заместителем начальника Генштаба Грузии Мерабом Кикабидзе (в настоящий момент он — инструктор международной организации «Патриот»). Кикабидзе подчеркивает, что тренирует украинцев из идейных соображений: «Мы не просим за это ни денег, ни каких-то должностей. Нам тут на месте помогают неравнодушные люди с жильем. Помогают наши друзья — тоже из Грузии. Мы готовим ребят по стандартам НАТО». Впрочем, источников финансирования он не скрывает, отмечая, что «Патриот» действует под эгидой трех стран, это «совместный проект США, Израиля и Грузии». «Там есть израильские, американские и грузинские инструкторы. Грузию представляем мы — у нас есть неправительственная организация Didgori, в которой состоят бывшие военные грузинской армии — офицеры и сержанты в отставке», — рассказывает Кикабидзе.
При этом все очевиднее, что Украина старается уходить в легальное поле, привлекая к войне вполне официальных инструкторов из стран НАТО. Это выгодно и политически: вовлекая «в войну с Россией» (официальный Киев и многие в Европе считают Россию стороной конфликта на Украине, в Москве это отрицают) страны Североатлантического альянса, Киев решает целый ряд собственных внешнеполитических задач.
30 марта президент Украины Петр Порошенко подписал указ о плане проведения международных учений и о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2015 году. Согласно документу, на Украине в 2015 году предусмотрены украино-американские учения «Фиарлес Гардиан-2015» (2,2 тысячи участников, из них до 1 тысячи из США), «Си Бриз-2015» (2,5 тысячи участников, из них до 1 тысячи из США и до 500 из стран НАТО и программы «Партнерство ради мира») и «Сэйбер Гардиан/Репид Трайдент-2015» (всего 2,1 тысячи участников, из них до 500 из США и до 600 из стран НАТО и программы «Партнерство ради мира»), а также украино-польские учения авиационных подразделений «Безопасное небо-2015» (всего 350 участников, из них 100 польских военных) и подразделений военной полиции «Правопорядок-2015» (всего 100 участников, из них 50 польских военных).