Среда обитания
17:00, 22 апреля 2015

Нет, не индусы мы Почему в России не будет жилья, построенного из контейнеров

Оксана Самборская
Фото: Lucas Jackson / Reuters

Проблема обеспечения граждан недорогим и комфортным жильем остается для России одной из самых насущных. Чего только ни делали чиновники, застройщики, архитекторы и просто энтузиасты, чтобы придумать адекватное ее решение: и специальную федеральную программу разработали, и площади квартир урезали до предела, и домостроительные комбинаты запустили по всей стране. Но сильно дешевле «квадрат» не стал. Тем временем, зарубежные специалисты предложили свое решение: малообеспеченное население, по их мнению, может жить в контейнерах.

На глаза сотрудников «Дома» недавно попалось сообщение об интересном архитектурном конкурсе, объявленном в индийском Мумбае. Конкурс международный и открытый, то есть принять участие в нем может каждый желающий — конечно, имеющий специальное образование. По условиям, на суд жюри будут представлены работы профессиональных архитекторов, урбанистов, дизайнеров, проектировщиков, а также студентов; индивидуальных участников и команд.

Цель конкурса благородная — «найти решение жилищной проблемы бедного района Дхарави в индийском городе Мумбаи». «Эта территория является густонаселенной, поэтому необходимым является строительство высотного и при этом доступного жилья. Задача участников — разработать проект одного или серии небоскребов с использованием транспортных контейнеров в качестве строительных модулей. Помимо решения актуальных проблем местных жителей, такие здания могут стать отправной точкой для формирования нового уникального архитектурного облика района», — сообщается в конкурсном задании.

Победитель конкурса получит 2500 долларов, за второе место дадут тысячу «вашингтонов», а за третье — всего 500. Предусмотрены и поощрительные премии.

На самом деле, этот контейнерный «велосипед» изобрели не в Индии. Три года назад в социальных сетях активно обсуждалась новость об аналогичном проекте, разработанном севастопольским архитектором Артуром Купрейчуком.

Тогда еще украинский архитектор спроектировал именно то, что и заказывают индийцы — быстровозводимый сборный многоэтажный жилой дом эконом-класса. Модульными пространственными ячейками, по его задумке, являлись морские контейнеры для межконтинентальных транспортировок двух типов (двадцати- и сорокафутовые). После монтажа внешние стены контейнеров планировалось утеплять с внутренней стороны. Первые два этажа, возведенные из сборного железобетона, служили стилобатом для контейнеров. Лифтовые шахты предполагалось выполнить из монолитного железобетона — во всей структуре они должны были играть роль ядра жесткости.

В общем, конкурс в Мумбае уже можно не проводить — все есть. Вот только непонятно, почему революционный севастопольский проект так и не был реализован ни на российской территории, ни на украинской? Этот вопрос «Дом» задал архитекторам-практикам, которые быстро разъяснили, почему дома из контейнеров строить глупо — по крайней мере, в России.

«Однажды в своей деятельности мы пытались сделать небольшой объект с использованием транспортных контейнеров, но пришли к заключению, что это неэффективно и отказались от идеи, — рассказывает соучредитель и главный архитектор бюро UNK project Юлий Борисов. — Стоимость контейнеров в России достаточно высока, но основной проблемой является климат. Наконец, нормативная база — у нас отсутствует возможность использования открытого металла, требуется проведение серьезных мероприятий по огнезащите».

По словам эксперта, в России применение контейнеров в архитектуре и строительстве допустимо лишь в единичных случаях, причем обусловлено оно не столько эффективностью и экономической целесообразностью их использования, сколько желанием сделать своеобразный «арт-жест».

«Но если же у заказчика имеется несколько тысяч транспортных контейнеров, которые достались ему бесплатно, то можно и над проектом работать», — отмечает Юлий Борисов.

Глава архитектурного бюро GaFa Гавалидис Григориос, между тем, считает, что индийцы тоже «пошутили»: «Программа этого конкурса представляется исключительно творчески-экспериментальной! Совсем необязательно, что проекты победителя или других участников непременно будут реализованы, даже в таком бедном районе, как Дхарави в Мумбаи. Что касается России, то у нас еще пока средний годовой доход на душу населения в 6,5 раз выше, а плотность населения в 43 раза ниже, чем в Индиии, поэтому острой необходимости селить кого-то в небоскребах из использованных транспортных контейнеров нет».

Впрочем, указывает эксперт, в мировой практике известны случаи, когда контейнерам находили весьма достойное применение. Так, в проекте индийской антарктической станции Bharati Polar Station, разработанном немецким архитектурным бюро BOF Architecten, предлагается задействовать 134 использованных контейнера. По мнению специалистов, эта станция служит одним из ярких примеров экологической архитектуры в условиях холодного климата.

Креативный директор группы компаний «Сапсан» (руководитель бюро «D45 / Лаборатория дизайна») Мария Иванова мумбайской идеей недовольна: «Аналоги такого строительства вряд ли есть, поскольку проект весьма бестолковый, хоть и, стоит признать, смотрится очень оригинально и на первый взгляд кажется дешевым в реализации. Однако, при средней температуре в Мумбаи +35 днем и +24 ночью, проживание в металлическом контейнере не представляется возможным в принципе».

Для того, чтобы создать условия, пригодные для комфортного обитания людей, в таком здании необходимо оборудовать очень серьезные системы вентиляции и водоснабжения — для постоянного охлаждения, указывает эксперт. «Вместе с отделкой, которая также должна быть достаточно специфичной, стоимость проекта в итоге будет вполне сопоставима со зданиями из привычных материалов, — предупреждает она. — Или даже дороже. Так что вопрос доступности в данном случае — очень спорный. Впрочем, использование промышленных "штук" — это почти всегда дорогостоящая затея, если речь идет о качественном результате».

По словам директора по проектированию Rose Group Сергея Крючкова, легально строить жилье из контейнеров в России не получится: «Технические регламенты безопасности в строительстве имеют статус федерального закона, и, в соответствии с ними, любое изделие должно быть сертифицировано для применения в строительстве».

Теоретически, сертифицировать транспортный контейнер можно, но для этого потребуются пожарные испытания, санитарные заключения и тому подобное. А пока любое повторное использование готовых изделий возможно только в индивидуальном строительстве.

Но — внимание — строить можно из мусора. «Использование отходов при производстве стройматериалов — вполне распространенное явление, в том числе и в России, — рассказывает Сергей Крючков. — Примеров множество, и контейнеры — только самый распространенный случай. Есть дома из пивных банок, стеклянных бутылок. Знаменитые шестиугольные окна в доме Мельникова — не формальная прихоть, а побочные эффект того, что автор изобрел особый тип кладки для экономии кирпичей: стены дома представляют собой пространственную структуру с шестиугольной ячейкой. Часть ячеек стала окнами, а остальные заполнены строительным мусором и паклей и оштукатурены».

Вопрос лишь в том, насколько российским гражданам нравятся дома, построенные из отходов. Но, судя по тому, что митингов против «мусорного» жилья пока не было, они просто не догадываются, в каких стенах живут. Скрыть контейнеры будет гораздо сложнее.

< Назад в рубрику