Постоянно растущие объемы производства наркотиков и влияние наркоденег на терроризм побуждают мировое сообщество искать новые методы и средства борьбы с этой угрозой. Государства активировали свои действия накануне специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков, которая пройдет в 2016 году. Страны-участницы ШОС и БРИКС проанализировали текущую ситуацию и выдвинули ряд предложений по совместной ликвидации всемирного зла.
По словам главы Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова, основу наркобизнеса составляют два планетарных центра производства: Южная Америка, где сосредоточено все мировое производство кокаина, и Афганистан, производящий более 80 процентов героина в мире. «В 2014 году там достигнут исторический максимум производства наркотиков, — сообщил Иванов на Министерской встрече БРИКС, которая прошла в Москве 22 апреля 2015 года. — Под опийный мак было занято 224 тысячи гектаров, под культивирование каннабиса — около 150 тысяч гектаров».
Руководитель ФСКН отметил также рост производства наркотиков в так называемом «Золотом Треугольнике» — горных районах, граничащих с Мьянмой, Лаосом и Таиландом, где действуют не подчиняющиеся центральным правительствам «повстанческие» армии региональных наркобаронов.
Кроме того, набирают оборот синтетические наркотики, которые создаются в небольших лабораториях по всему миру, — в Китае, Пакистане, Иране, а также в странах Европы.
Запрещенные вещества распространяются по всему свету. В Россию наркотики попадают из стран-изготовителей по трем маршрутам: восточный путь — из Китая и стран Юго-Восточной Азии через Сибирь и Дальний Восток; южный маршрут — через Казахстан; западный — из Европы.
Крупнейшей транзитной страной является Бразилия, через которую в США, страны Африки и Европы контрабандой переправляется значительная часть кокаина, доставляемого воздушным и морским путями из Боливии, Колумбии и Перу.
80 процентов всех наркотиков, предназначенных для продажи в Европе, проходит через Балканы. По словам представителей ФСКН, в последние годы растет роль северного ответвления этого пути, начинающегося в Иране и идущего в обход Турции через Кавказский регион и акватории Каспийского и Черного морей — в Россию, а также через Украину — в Западную Европу.
Вследствие увеличения объемов наркопроизводства все большее число людей втягивается в потребление «дури». Количество наркопотребителей в мире за пять лет выросло почти на треть и составляет до 324 миллионов человек.
По словам Иванова, только в России зарегистрировано около восьми миллионов наркозависимых людей. Из них полтора миллиона употребляют героин, около трех миллионов — марихуану, еще столько же — синтетические препараты и 500 тысяч человек — кокаин. Ежедневно на покупку наркотиков в стране тратится около 4,5 миллиарда рублей. Таким образом, годовой объем российского наркорынка приближается к полутора триллионам рублей.
Глава ФСКН сравнил нелегальный наркобизнес с оружием массового поражения. «Наркопроизводство способно в кратчайшие сроки привести институты государства, против которого развязана наркоагрессия, к полному развалу и деградации», — подчеркнул Иванов и привел данные, что по разным оценкам годовой оборот мирового наркобизнеса колеблется от 500 миллиардов до триллиона долларов.
«Эти деньги пополняют теневой сектор мировой финансовой системы и разрушающе действуют и на бизнес, и на политическую стабильность, к тому же подпитывают терроризм. Это беспокоит глав государств», — отметил Виктор Иванов.
Например, власти Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая озабочены потоком героина из Афганистана. Наркотики способствуют дестабилизации региона, разогревают сепаратистские настроения. Кроме того, преступные группировки, которые занимаются транзитом наркотиков, постоянно конфликтуют друг с другом. Бандиты ведут бои и с правоохранительными органами, ведь в случае поимки им грозит смертная казнь.
Наркоденьги разрушают и Африку. Афганский героин, доставляемый через восточное побережье континента, и кокаин, проникающий через западное побережье, создают негативную криминальную среду во всей Африке, особенно в регионе Сахеля (регион Сахеля охватывает Алжир, Буркина-Фасо, Камерун, Мавританию, Мали, Нигер, Нигерию, Сенегал, Судан, Чад, и Эритрею — прим. «Ленты.ру»), порождая огромное количество экстремистских группировок. Иванов сообщил, что, по его сведениям, основной доход сомалийским пиратам приносит именно транзит запрещенных веществ, а не нападение на торговые суда.
Террористическая группировка «Исламское государство» также ежегодно получает до миллиарда долларов прибыли от перевозок афганского героина через территорию Ирака и других стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу.
Кроме того, по словам главы ФСКН, имеются неоспоримые факты привлечения наркозависимых к организации так называемых «цветных революций».
Набирает силу тенденция либерализации международного режима контроля за незаконным оборотом наркотиков. По мнению главы ФСКН, сторонники такого подхода пытаются представить факты таким образом, что якобы именно запретительная политика мирового сообщества привела к формированию наркопреступности.
«Популярные предложения о легализации наркотиков навязываются теми людьми, которые используют разного рода неправительственные организации и, видимо, получают подпитку от теневого сектора мировой банковской системы. Эти деньги побуждают их публиковать в медийном пространстве различную информацию в пользу необходимости легализации наркотиков», — сказал Иванов. Он добавил, что легализация, без сомнения, приведет к пополнению теневого сектора промышленности и не уменьшит масштабов преступности.
На текущий момент речь идет о легализации легких наркотиков, к примеру, каннабиса, что уже сделано в Нидерландах, отдельных штатах США, Уругвае и некоторых странах Латинской Америки, но так называемый гибкий подход к международным и национальным правовым нормам может повлечь за собой декриминализацию любых видов наркотических и психотропных веществ.
Кроме того, у тех, кто употребляет «легальные» наркотики, будет деформирована нервная система и выработается толерантность к тяжелым наркотикам — например, к героину, кокаину, синтетике. «Я легализаторам посоветовал бы оперироваться у хирурга, который сидит на марихуане, или летать на самолетах, которыми управляют пилоты — любители марихуаны», — заявил Иванов.
С этой точкой зрения согласен министр полиции ЮАР Нкосинати Нлеко. По его словам, легализация наркотиков может привести к зомбированию населения: «Появится целый класс людей, которые будут работать и жить в режиме зомби, этими людьми будет очень легко управлять».
Пропаганда легализации наркотических веществ умалчивает и о росте бытового насилия, распаде семей, разрушении демографического потенциала и прочих негативных явлениях.
Экономическая эффективность легализации оборота каких-либо наркотических веществ — достаточно спорный аргумент, поскольку не принимает во внимание среднесрочные и долгосрочные последствия данного решения, которое наверняка повлечет за собой расходы на здравоохранение и социальное обеспечение, как минимум пятикратно превышающие полученные доходы.
В связи с ростом наркотрафика увеличиваются и объемы изъятия психотропных веществ. Виктор Иванов рассказал, что за четыре месяца 2015 года оперативники ФСКН изъяли почти полторы тонны концентрата дизайнерских наркотиков иностранного производства. Из них можно изготовить 30 тонн курительных смесей. «Пяти граммов таких смесей достаточно для того, чтобы пять-шесть человек получили наркотическое опьянение от одной затяжки», — пояснил он. Многочисленные виды синтетики попадают под запрет — например, в 2014 году запретили 288 наркотиков, а за четыре месяца 2015 года — еще 65.
Не дремлют правоохранительные органы и в Китае. Так, с октября 2014 года по конец марта 2015 года в рамках масштабной национальной операции по борьбе с наркотрафиком «Запретим наркотики в сотнях городов» были задержаны более 133 тысяч человек, замешанных в производстве и распространении наркотиков, сообщает агентство Синьхуа. Оперативники изъяли более 43 тонн наркотических веществ.
Министр полиции Южно-Африканской Республики Нкосинати Нлеко сообщил на заседании БРИКС, что в последнее время силовые структуры обеспокоены масштабами производства каннабиса и героина в стране. Он отметил, что в крупных нарколабораториях, раскрытых полицией, работали высококлассные специалисты, а члены группировок делились друг с другом опытом, создавая отлаженную систему наркокартелей.
Страны-участницы ШОС и БРИКС проводят и совместные операции. Так, в конце 2014 года Россия и Китай в рамках Меморандума о приграничном сотрудничестве провели операцию, в которой были задействованы Управление ФСКН по Забайкальскому округу и подразделение Министерства общественной безопасности Внутренней Монголии Китая. В ходе мероприятий силовики пресекли деятельность российско-китайской преступной группы.
Продолжается и совместная операция «Шанхайская паутина»: силовые действия ведутся в 20 регионах России, арестованы, по данным ФСКН, более 200 наркоторговцев. Целью операции является перекрытие каналов поставки спайсов из Китая в Россию, республики бывшего СССР и страны Европы.
В конце 2014 года первую совместную антинаркотическую операцию в рамках ШОС провели Китай и Таджикистан. В результате на территории двух государств выявлено 34 факта незаконного оборота наркотиков, изъят 181 килограмм наркотиков, в том числе героина — свыше 22 килограммов, опия — 18 килограммов и наркотиков каннабисной группы — свыше 140 килограммов.
21 апреля министр общественной безопасности КНР Го Шэнкунь доложил на рабочей встрече с главой ФСКН России, что в рамках международного сотрудничества его страна не ограничивается силовым взаимодействием. Так, например, Китай оказывает Афганистану и Пакистану помощь в подготовке наркополицейских.
По словам Иванова, совместные операции проводятся и в рамках БРИКС, «но обычно в этом случае речь идет о многостороннем сотрудничестве: не всегда наркотрафик проходит по странам БРИКС».
Например, в начале января 2015 года состоялась совместная операция России, Бразилии и Перу, в ходе которой ликвидировали крупный канал поставки наркотиков, отлаженный российскими гражданами. В Бразилии преступники были зарегистрированы как руководители туристической компании.
Однако все понимают, что одними силовыми методами проблему решить невозможно. «ШОС полагает, что нельзя ограничиваться борьбой с наркотиками в странах-потребителях и странах-транзитерах, — сказал генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев. — Необходимо учитывать сложную социально-экономическую ситуацию и нестабильность в регионах».
Перспективными, с точки зрения организации совместной работы государств БРИКС и ШОС, представляются совместные действия, нацеленные на ликвидацию инфраструктуры наркопроизводства героина в Афганистане и кокаина в Южной Америке. Потребуется разработка и реализация масштабных программ альтернативного развития этих наркопроизводящих регионов.
По словам Иванова, в Афганистане выращиванием опийного мака круглый год занимаются около 3,5 миллионов крестьян. Земледельцам выгодно выращивать запрещенные культуры, поскольку эта работа оплачивается теневым сектором мировой банковской системы по принципу опережающего кредитования. Гарантию сбыта продукции дает местная наркомафия, которая охраняет это производство с помощью частных военизированных охранных предприятий. А крестьяне, которые возделывают, например, пшеницу, таких кредитов не имеют, как и гарантий покупки произведенной ими продукции.
Страны ШОС и БРИКС призывают восстановить инфраструктуру полного сельскохозяйственного цикла в Афганистане — от обработки земли до переработки и сбыта продукции. «При этом под комплексным альтернативным развитием нельзя понимать единичные проекты по раздаче афганским крестьянам семян сельскохозяйственных культур», — заявил Виктор Иванов.
Кроме того, Россия предложила сделать Афганистан, который сейчас является только наблюдателем, полноправным членом ШОС. «Необходимо включить Афганистан, а точнее, его экономику в сферу общей экономики ШОС. Ясно, что одними полицейскими мерами проблему производства наркотиков не решишь. Даже самая успешная операция по ликвидации героинового наркоканала, проведенная в Подмосковье, не приведет к тому, что афганские крестьяне перестанут возделывать опиум», — сказал Иванов.
В ФСКН уверены, что новый статус страны поможет также прекратить массовое дезертирство из армии и полиции. Так, в 2014 году дезертировали порядка 100 тысяч хорошо вооруженных людей, которые теперь, скорее всего, работают на наркомафию.
При этом глава ФСКН раскритиковал позицию США, которые отказались брать на себя задачу ликвидации наркопроизводста в Афганистане: «По словам помощника секретаря Госдепартамента Браунфельда, это проблема только афганского правительства».
Сетуя на то, что ряд стран-членов НАТО самоустранились от решения проблемы, Иванов заявил, что страны ШОС и БРИКС, наоборот, сейчас объединяют свои усилия — в частности, налаживают обмен информацией. 21 апреля 2015 года страны ШОС подписали соглашение о размещении списков запрещенных веществ на сайте организации. Эта мера поможет гармонизировать законодательства заинтересованных государств и закроет лазейку для наркодельцов.
Ранее, в середине апреле, Россия и Китай подписали меморандум, предусматривающий оперативный обмен информацией по идентификации новых химических формул. Кроме того, документ конкретизирует вопросы, связанные с противодействием синтетическим наркотикам, поскольку действия преступников, поставляющих новые психоактивные вещества, отличаются от приемов торговцев гашишем или марихуаной. «Синтетика» распространяется бесконтактным способом — через закладку тайников, деньги переводятся через интернет, продавец и покупатель не контактируют друг с другом и часто даже не знакомы.
О плотном сотрудничестве и постоянном обмене информацией говорят и участники БРИКС. Уже принято решение о создании межгосударственной антинаркотической группы к саммиту БРИКС, который состоится в июле 2015 года в Уфе. Ожидается, что уже в ноябре этого года начнется формирование единой антинаркотической стратегии на 2016-2026 годы.
Таким образом, многие страны постепенно отходят от исключительно силового метода борьбы с наркоугрозой и обращаются к экономическим и социальным аспектам проблемы. Не стоит забывать и про наркопотребителей: необходимо создавать сети реабилитационных центров, социализировать бывших наркозависимых людей и менять к ним отношение. Ведь пока в обществе бытует мнение, что наркоманы — преступники и маргиналы, больные будут бояться обращаться за квалифицированной помощью и останутся один на один со своей бедой.