Депутаты, заслушав годовой отчет премьер-министра Дмитрия Медведева, потребовали у него смены курса правительства, отставки главы Центробанка и отдельных министров. Но в целом парламентарии были не столь категоричны, как случалось прежде. В кризис партии и правительство должны работать как единая команда, уверен Медведев.
Вторник 21 апреля стал для Госдумы днем особенным: на Охотный Ряд прибыл председатель правительства Дмитрий Медведев — отчитываться перед депутатами за работу кабмина в 2014 году. Эта его обязанность прописана в Конституции и выполняется главой правительства уже в седьмой раз с 2008 года. Тогда Медведев, будучи президентом, сам предложил ввести такую норму в основной закон.
Явился Медведев в Думу не один, а вместе с делегацией из чиновников Белого дома, а также главой Счетной палаты Татьяной Голиковой, главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной и спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко.
Из повестки пленарного заседания следовало, что на общение с премьер-министром депутаты отвели четыре часа, начиная с полудня. Примерно так и получилось. На доклад у Медведева ушло чуть более часа, а остальное время депутаты задавали вопросы и выслушивали выступления лидеров фракций.
Начал премьер-министр с благодарности парламентариям за «конструктивное сотрудничество», которое, по его мнению, в прошлом году вышло на новый уровень. Медведев отметил, что за текущую сессию Госдума успела принять 58 правительственных законопроекта, а всего на рассмотрении нижней палаты парламента сейчас находятся 226 проектов из Белого дома.
Правительство, напомнил он, весь год работало в тяжелых условиях. «С таким набором вызовов мы никогда не сталкивались, — отметил Медведев, имея в виду падение цен на нефть и санкции. — Сложился негативный мультипликатор, когда факторы действуют одновременно и усиливают влияние друг друга. Этого не было ни в советский, ни в постсоветский период».
Годовая инфляция превысила 16 процентов, темпы роста ВВП стали отрицательными, доходы населения упали, отток капитала масштабен, большинство отраслей продемонстрировали снижение производства, и теперь «ситуация с региональными финансами требует от нас нестандартных решений».
«Могла бы наша страна избежать такого сценария? Ответ прост: не могла, — решительно сказал Дмитрий Медведев. — И мы все понимаем почему». Прошлый год, напомнил он, — для России год Крыма, и власти, по словам премьера, осознавали экономические последствия возвращения полуострова в состав России.
Цена за Крым высока. По подсчетам ряда зарубежных экспертов, из-за введенных США и Евросоюзом ограничений России был нанесен ущерб в 25 миллиардов евро, то есть 1,5 процентов от ВВП. «В 2015 году ущерб может вырасти в несколько раз», — предупредил премьер-министр. И процитировал Петра Столыпина: «В политике нет мести, но есть последствия».
Тем не менее не все так плохо, как могло быть, уверен Медведев: антикризисные мероприятия правительства, по его словам, уже дают определенные результаты. В целом, отметил премьер, ситуация в экономике стабилизируется: валютный рынок успокоился, хорошие темпы демонстрирует сельское хозяйство, собран рекордный урожай зерновых. Улучшаются условия для частного бизнеса, госкомпании контролируются, социальные обязательства перед населением выполняются, безработица находится на низком уровне. Особенно Медведев гордится успехами в демографии: в 2014 году родилось почти 2 миллиона детей.
Одним словом, работа ведется: премьер-министр подробно описал, как именно правительство борется с кризисом и по каким направлениям.
Медведев пообещал и далее смягчать последствия кризиса для россиян, усиливать меры поддержки сирот, матерей, инвалидов и выделять дополнительные средства на строительство детских садов. «За 2013-2014 годы было создано 788 тысяч новых мест. Никогда такими темпами детские сады не сдавались», — не скрывал радости премьер.
Несколько раз его речь прерывалась негромкими аплодисментами (видимо, поддержку оказывали представители правящей партии, возглавляемой как раз Медведевым). Депутаты аплодировали, когда, например, премьер-министр говорил, что самые лучшие и вкусные продукты должны быть с маркировкой «сделано в России».
В конце своего доклада Медведев выразил готовность дополнить антикризисный план правительства предложениями парламентариев. Напомнил, что «у всех у нас единая цель — вместе пройти сложный период», и призвал депутатов к «великому труду».
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин оценил доклад премьера как «подробный и обстоятельный». Началось обсуждение услышанного. Вопреки ожиданиям, «жестких» вопросов от депутатов не последовало. Коммунисты интересовались, когда же, наконец, «Газпром», «наше национальное достояние», выполнит обещание Медведева и газифицирует села, говорили о необходимости госпрограммы вовлечения сельхозугодий в оборот, беспокоились за судьбу крестьян и пашен. ЛДПР волновало, как быть предприятиям, набравшим валютные кредиты, нет ли опасений у премьера, что объявленная президентом амнистия капиталов не дойдет до реализации. Также депутаты подняли проблему роста цен на продукты и лекарства.
Больше всех отличился «рабочий депутат» Валерий Трапезников (до избрания в Госдуму он работал токарем). Напомнив, что экономический блок правительства вновь ставит вопрос о повышении пенсионного возраста, Трапезников предложил Медведеву специальную пенсию депутатам, сенаторам, министрам и другим чиновникам выплачивать с 65 лет. Председатель правительства согласился с таким подходом. «Давайте это обсудим», — ответил он, добавив, что «если что-то и начинать в этой жизни, то всегда лучше начинать с себя».
Лидеры фракций выступили по очереди. Первым получил слово лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он-то и обрушился на медведевское правительство с критикой. Вождь коммунистов спросил Медведева, «почему у нас опять обвал», почему производство рушится, финансы обесценились, инфляция удвоилась, цены выросли на 23 процента, куда государство «профукало» 250 миллиардов долларов резервов, зачем «угробили» 50 тысяч коллективных хозяйств. Претензии были не только к экономической, но и к культурной политике: власти «удушили нас русофобскими сериалами», «перестаньте уродовать Красную площадь фанерными щитами».
«Главная беда — отсутствие стратегии развития, внимания к реальному производству, — провозгласил Зюганов. — Вы обещали нам диверсификацию, модернизацию, а сидим по-прежнему на нефтяной игле, и сидим все глубже». По мнению Зюганова, санкции — это «пока цветочки».
Он уверен, что для прогресса стране нужно обновить курс и заменить кабмин «на профессионалов». «Я не понимаю, зачем вы держите ливановых, улюкаевых и прочих? Ну ежу понятно, что они не тянут, не соображают», — обрушился на Медведева главный коммунист.
Впрочем, коммунисты бывали и резче. Так, в декабре 2014 года они требовали у президента Владимира Путина отставки лично Дмитрия Медведева и всего кабмина. Тогда коммунисты провели у стен Белого дома митинг под названием «Марш пустых кастрюль». Там звучали лозунги «Путин, отправь Медведева в отставку», «Центробанк к ответу!», «Димон, выйди вон!».
За Зюгановым на трибуну вышел лидер ЛДПР Владимир Жириновский и первым делом упрекнул коллегу в пессимизме. «Геннадий Андреевич, вас послушать — жить не хочется», — признался политик.
Необходимость импортозамещения Жириновский проиллюстрировал конкретными примерами. Достал и показал залу салфетки. Аппарат правительства, по его словам, закупает их в Швейцарии. «Что, наши ткачихи, женщины в Иваново, не могут такие салфетки делать сами?» — возмущался лидер ЛДПР.
Затем Жириновский извлек на всеобщее обозрение грушу, которая, по его утверждению, содержит предельно допустимое количество нитратов. Такие вредные груши закупаются в Польше, Аргентине, Турции, Бельгии, Нидерландах. Жириновский предложил Медведеву попробовать фрукт, но тот от угощения отказался.
По мнению Жириновского, отставки заслуживает глава ЦБ Эльвира Набиуллина, которая «опустила наш рубль». Среди экономических пожеланий лидера либерал-демократов прозвучало также обнуление долгов регионам и неимущим гражданам. Они «все равно отдать их не смогут, так зачем же держать их в стрессе», — рассудил Жириновский. Впрочем, поддержки у главы кабмина в этих двух вопросах он не нашел.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов также критиковал ЦБ и правительство за рубль. «Медлительность и нерасторопность правительства приводит к тяжелым последствиям», — констатировал он. Также лидер эсеров пожаловался, что высокомерные министры не ходят на проводимые партией конгрессы депутатов и выразил опасения, что деньги, выделенные банкам в рамках антикризисного плана, могут не дойти до реального сектора.
От Медведева больше всех досталось Зюганову, как самому бескомпромиссному. «Рыночная экономика по своей природе циклична, — обратился он к лидеру КПРФ. — Этого никто не отменял. Кризисы были и будут — их не ликвидировать как класс. А вот плановая экономика как легла, так уже и не поднялась». Также Медведев напомнил, как выглядели полки в советских магазинах — «есть было нечего».
Завершая заседание, Медведев подчеркнул, как важно правительству и Госдуме в непростое время объединять усилия, чтобы правительство и парламент работали сообща.