Бывший СССР
15:31, 29 апреля 2015

Независимые и воинствующие Как уживаются казаки и ополченцы в самопровозглашенной Луганской республике

Анна Яловкина (специально для «Ленты.ру»)
Антрацит Андрей и Коляк
Фото: Анна Яловкина / «Лента.ру»

На днях украинские СМИ распространили сообщения о вероятном аресте главы самопровозглашенной Луганской народной республики Игоря Плотницкого в России. Об этом заявил спикер АТО Александр Бригинец, аналогичную информацию предоставил и военный эксперт со стороны ополчения Александр Жилин. Позднее сам Плотницкий назвал все слухи о его аресте фантазиями. Хотя ситуация прояснилась, на Украине продолжили обсуждать особенности жизни в Луганской республике — «исчезновение» Плотницкого конспирологи связывали с интересами как украинских, так и российских олигархов, а также новым эпизодом противостояния местных группировок. Подробности отношений руководства республики с казаками и другими ополченцами — в репортаже корреспондента «Ленты.ру».

На украинской стороне принято считать, что Луганская республика — сборище независимых и воинствующих казаков-разбойников, которые не подчиняются никому, грабят на дорогах и устанавливают свои порядки в отдельных районах. Как на самом деле устроена ЛНР, мало кто понимает. В отличие от упорядоченной и централизованной Донецкой народной республики, в Луганской области работает гораздо меньше журналистов — значительная часть информации поступает от местных атаманов через их традиционные видео-обращения (например, такие).

Свердловск Луганской области находится в полутора десятках километров от российской границы. Он совсем не пострадал от войны, идиллию не нарушают даже ставшие нормой в ЛНР и ДНР танки, то и дело проезжающие по центральным улицам окрестных населенных пунктов. Кафе, магазины, школы и детские сады продолжают работать. О войне местные жители слышат лишь из телевизоров и от казаков, чей гарнизон расположен в городе.

Командующий юго-восточного направления, генерал-майор казачьих войск Александр Гайдей (позывной — Рим) рассказывает о том, как в свободное от боев время его подразделение занималось построением государства в отдельно взятом городе. По его словам, казакам удалось запустить даже неработающие местные предприятия. Атаман гордо заявил, что в Свердловске с момента образования местной налоговой инспекции — полгода назад — уже зарегистрировались более двух тысяч организаций, которые исправно платят налоги. Если раньше весь процесс распределения бюджета был коррумпирован, то теперь, уверяет Рим, «городом руководят нормальные порядочные люди, никто не ворует и не кладет к себе в карман». При этом налоги здесь решили не выплачивать ни в Киев, ни руководству республики. Местная инспекция направляет собранные средства в городской бюджет, которые в свою очередь идут на поддержание бюджетных учреждений и нужды Свердловска. Распределением денег занимается мэр. Конечно, такой порядок установлен временно.

Компания Рината Ахметова ДТЭК и четыре принадлежащих ей шахты вокруг Свердловска (на сайте ДТЭК указано, что в Свердловске располагаются пять шахт и три обогатительные фабрики; при перечислении Александр Гайдей, вероятно, забыл упомянуть Должанскую-Капитальную шахту — прим. «Ленты.ру») зарегистрированы как украинские предприятия и платят налоги в Киев. Городские власти это терпят, поскольку компания дает рабочие места и регулярно выплачивает шахтерам зарплату. Однако как только градообразующее предприятие начнет пополнять местный бюджет, часть средств Рим обещает направлять руководству ЛНР (Ахметова обвиняли в поддержке ополченцев, но платить налоги самопровозглашенным республикам Донбасса бизнесмен неоднократно отказывалсяприм. «Ленты.ру»).

Казаки в Свердловске выполняют функцию правоохранителей наряду с милицией, прокуратурой и местным министерством госбезопасности. Власти республики терпят самоуправство Рима в городе, пока он подчиняется атаману Всевеликого войска Донского Николаю Козицину, с которым Плотницкий помирился в конце декабря 2014 года. С того момента Войско Донское действует с народной милицией и армией ЛНР в тандеме. По словам Рима, большая часть руководства ЛНР — те же, что были и при украинской власти.

В ЛНР к осени 2014 года образовалось своеобразное троевластие. За порядком в городах следят МВД и министерство госбезопасности, подчиненные Игорю Плотницкому, с ними конкурирует комендатура ЛНР, состоящая из вольных ополченцев, и казачьи военные гарнизоны. Формально у всех одна великая цель (защититься от украинской армии — прим. «Ленты.ру»), на деле разные группировки ведут борьбу за свое влияние.

Комендатура ЛНР создавалась как правоохранительный орган во время активных боевых действий и изначально действительно пользовалась в регионе большим авторитетом. Еще в прошлом году комендант Луганска Сергей Грачев устанавливал порядки в городе и отчитывался перед СМИ о ходе боевых действий. Служащие комендатуры следили за безопасностью в городе и по необходимости участвовали в боях. К настоящему времени из 1,8 тысячи человек в комендатуре остались 400 — и те в ожидании расформирования находятся на больничных.

Прокуратура ЛНР с начала этого года провела ряд задержаний, убийств и покушений на лидеров вооруженных формирований казаков, чем озлобила и обратила против себя многочисленные группы на Луганщине. Противостояние усугублялось слухами о разграблении гуманитарной помощи главой республики Игорем Плотницким и его подчиненными. Фактически, преследования атаманов и руководителей бандформирований начались, когда Козицын перешел на сторону ЛНР (вплоть до ноября прошлого года он и его подразделения конфликтовали с Плотницким; после возвращения атамана из России, где он пробыл около месяца, все конфликты с властями республики сошли на нет). С тех пор руководство ЛНР пытается установить единоначалие.

По словам Гайдея, несмотря на то, что статус казачьих войск в системе республики так и не определен, у самих казаков благодаря Козицину установлена жесткая вертикаль командования, а его договоренности с властями ЛНР обеспечивают взаимодействие народной милиции и Всевеликого войска во время боев. Атаман надеется, что в будущем казачьи войска официально войдут в структуру армии ЛНР.

Атаман станицы Антрацит Козырь со своими казаками принимает смену на передовой в селе Сокольники. Его подразделение заменяет восьмую роту четвертой бригады народной милиции ЛНР. Населенный пункт пустует, в нем остались только два человека. В шести километрах отсюда находится база украинских войск в селе Крымское — с той стороной иногда перестреливается артиллерия.

Козырь рассказал, что взаимодействие между армией ЛНР и казачьими войсками постепенно налаживается. «Случаются мелкие стычки из-за личных отношений. Например, многократные заявления командира подразделения "Русь" Сергея Бондаренко против политики Плотницкого. К нему были претензии со стороны милиции ЛНР и российской стороны. Сейчас, насколько я знаю, он задержан российскими спецслужбами», — напомнил Козырь.

Подразделение «Русь» — отдельное формирование, которое никому не подчиняется и живет по своим законам. Так, в марте, после рейда ЛНР к дому атамана Косогора, Бондаренко выступал с резкой критикой руководства республики. Во время спецоперации луганские ополченцы застрелили казака с позывным Хан, за что комбат «Руси» пообещал «разобраться» с местной прокуратурой. Через несколько дней после этого на него было совершено покушение, а позднее стало известно, что Бондаренко арестовали на территории России. Батальон «Русь» при этом якобы распался сам.

Атаман Антрацита отметил, что таких как Бондаренко осталось немного — практически все уже объединились. И добавил, что именно разрозненность казачьих групп мешала ведению общей стратегии в боях за Дебальцево. «Во время котла было несколько таких отрядов, которые по большей части просто мешали, нарушая своими действиями общий план. Поэтому сейчас и идет борьба с разрозненными отрядами, чтобы в будущем этого не повторялось», — заключил он.

В эпизоде с арестом атамана Сергея Косогора, по словам Козыря, прокуратура ЛНР однозначно перегнула палку. По его мнению, все разногласия можно было уладить в разговоре. «Это остатки несогласованности, с которой мы боремся», — объяснил атаман. Тут вступил в разговор казак из Луганска Коляк, напомнивший об убийстве командира группы быстрого реагирования «Бэтмен» с одноименным позывным — 1 января этого года неизвестные напали на его кортеж, по одной из версий, комбата сожгли в машине живьем. Тогда в организации убийства «непримиримого командира» ополченцы обвинили Игоря Плотницкого. «А как Бэтмэна убили? Что, нельзя было человека арестовать, чтобы он дал показания? Просто взяли со "Шмеля" завалили, чтобы не было никаких вопросов. Вот так работает ЛНР», — вздохнул казак.

Атаман Антрацита подчеркнул, что казачество в Луганской области организовалось в настоящую армию, насчитывающую около 10 тысяч человек. Все они координируются благодаря сознательности каждого казака и «пониманию необходимости совместных действий» по обустройству Новороссии (в марте этого года глава «Информационного сопротивления» Дмитрий Тымчук сообщал о полном переходе казаков в состав армии ЛНР на правах отдельного рода войск — прим. «Ленты.ру»). В завершении беседы он процитировал Льва Троцкого (в 1919 году председатель Революционного военного совета выступил автором документа «Тезисы о работе на Дону», определяющего политику РКП(б) по казачьему вопросу — прим. «Ленты.ру») — «казаки являются единственной частью русского народа, способной к самоорганизации, а потому подлежат поголовному истреблению» — и добавил, что самостоятельные казаки никогда не станут подчиняться государству. Они могут только сотрудничать. Или не сотрудничать.

< Назад в рубрику