В Вене завершился суд над основателем Group DF Дмитрием Фирташем, выдачи которого по обвинениям в коррупции добивались США. Исход разбирательства стал победой олигарха: суд отклонил запрос о его экстрадиции, придя к выводу, что ходатайство подано по политическим мотивам. Дополнительный резонанс судебному разбирательству обеспечило то, что на процессе были преданы огласке некоторые подробности недавней истории Украины и ее взаимоотношений с США. Результатом всего этого могут стать коррективы в политике — как самой Украины, так и связанных с ней внешних игроков.
Дмитрий Фирташ, по версии Forbes, входит в двадцатку богатейших людей Украины. В рейтинге влияния, составленном журналом «Фокус» в 2014 году, он занял шестое место. Созданная им группа компаний специализируется на азотном, титановом и газовом бизнесе (в 2000-е годы одним из ключевых направлений его бизнеса была деятельность компании «Росукрэнерго», занимавшейся перепродажей российского газа на Украину). С олигархом связывают некоторых украинских политиков, в том числе тех, что принимали участие в Евромайдане (в частности, Виталия Кличко).
С учетом непродолжительных перерывов заседание суда в Австрии продолжалось 12 часов. Речь шла о так называемом титановом деле. Олигарха обвинили в том, что в 2006 году его компания дала взятку индийским чиновникам, которые за 18,5 миллиона долларов якобы обещали пролоббировать получение лицензий на разработку титановых месторождений. Сырье планировалось поставлять некой американской компании, которая в обвинительном заключении фигурировала как «Компания А» (предполагалось, что речь идет о Boeing): в феврале 2007 года швейцарская компания Фирташа Bothli Trade AG заключила с ней меморандум о возможности поставок от 2,3 до 5,4 тысячи тонн титановой губки на сумму от пяти до 12 миллионов фунтов в год.
Сам Фирташ заявил о своей невиновности. Его юристы доказывали, что дело сфабриковано, а обвинения имеют политическую подоплеку.
Адвокаты, услуги которых, по данным СМИ, обошлись олигарху в 20 миллионов долларов, заявили суду, что в обвинениях, подготовленных американской стороной, отсутствует доказательная база — в частности, показания свидетелей. Не были указаны и номера счетов, которые якобы использовались для перевода денег. Не было доказано и то, что человек, который якобы брал взятку, являлся чиновником и мог оказать влияние на выдачу разрешительного документа.
Параллельно с этим защита пыталась увязать обвинения против Фирташа с бизнес-интересами Соединенных Штатов. По версии адвокатов олигарха, США выступали против его индийского бизнеса из-за того, что не хотели роста его влияния на этом рынке (по их данным, олигарх мог войти в тройку крупнейших производителей титана в мире). Также, следуя этой версии, недовольство Вашингтона вызвала возможность влияния Фирташа (посредством поставки титана) на производство авиации для американской армии, которым помимо прочего занимается «Компания А».
Всего этого, впрочем, для суда могло оказаться недостаточно. Поэтому адвокаты задействовали еще одну линию защиты — политическую. В целом она сводилась к тому, что США не устраивали ориентация Фирташа на сближение с Россией, а также его протеже в украинской политике (на суде по сути впервые была публично признана связь между Дмитрием Фирташем и Виталием Кличко — главой партии «УДАР», одним из лидеров Майдана и нынешним мэром Киева, которому олигарх, по собственному признанию, оказывал финансовую поддержку).
Стало известно, что на прошлогодней встрече в Вене (в марте 2014 года, вскоре после смены власти на Украине) помимо нынешнего президента Петра Порошенко, Кличко и Фирташа присутствовал также и бывший глава президентской администрации Сергей Левочкин. Именно тогда, согласно протоколу допроса олигарха, было принято решение об объединении усилий Порошенко и Кличко на выборах. Там же, согласно показаниям Левочкина, стороны договорились, что из всех кандидатов в президенты Фирташ сделает ставку именно на Порошенко, который в итоге и занял президентский пост.
Защита Фирташа также указала на то, что подача первого запроса на его арест (в октябре 2013 года) практически совпала по времени со встречей Виктора Януковича (тогда еще находившегося у власти) и Владимира Путина. А отзыв запроса на арест последовал за встречей украинского президента с представителем Госдепартамента США Викторией Нуланд (на которой, как утверждалось, Янукович пообещал выполнить выдвинутые ему условия).
«Приезжает Нуланд и говорит [Януковичу]: во-первых, подписываешь Ассоциацию с Европой, во-вторых, отпускаешь Тимошенко на лечение за границу, в-третьих, отдаешь харьковские месторождения — [энергетической американской компании] Chevron. И Янукович все это Нуланд обещает. И вы помните, они заканчивают встречу — и с меня через час снимают обвинения», — заявил в суде олигарх.
Иными словами, согласно Фирташу, речь шла о том, что американская сторона оказывала на Януковича давление еще до Майдана и преследовала собственные экономические интересы — заключение контрактов по добыче сланцевого газа на украинской территории. Преследование самого олигарха, по его объяснениям, стало результатом борьбы внешних игроков, включая США, за влияние на Украину и ее политиков.
Вердикт по этому делу в прессе назвали пощечиной Вашингтону. Европа продемонстрировала: в вопросах, касающихся Украины, она готова действовать самостоятельно даже вразрез с пожеланиями США.
Между тем откровения олигарха (в частности, по поводу контактов с Порошенко и Кличко) могут осложнить политическую ситуацию на самой Украине. Венские заявления сделаны в то время, когда правящая коалиция в стране трещит по швам. Спикеру Верховой Рады Владимиру Гройсману при 302 депутатах зачастую не удается собрать даже необходимые 226 голосов, чтобы принять тот или иной законопроект. Президент находится в жесткой конфронтации с олигархом Игорем Коломойским, с которым связаны некоторые добровольческие батальоны и многие депутаты. Все громче правительство критикует Юлия Тимошенко, партия которой входит в состав парламентской коалиции. Помимо прочего, десятки депутатов в пропрезидентской фракции «Блок Петра Порошенко» относят к группе влияния Левочкина-Фирташа.
Вероятность досрочных президентских выборов в нынешней ситуации практически сводится к нулю, но слухи о переизбрании Верховной Рады (которая была сформирована менее года назад) ходят уже давно. Предполагается, что выборы в парламент возможны еще до конца года. Разоблачения Фирташа могут дать участникам коалиции лишний повод для выяснения отношений и способствовать тому, что сценарий с досрочными выборами будет реализован.
От исхода выборов зависит в том числе и позиция власти по поводу войны на территории Донбасса. Если, к примеру, «Оппозиционный блок» (относящийся к группе влияния Фирташа-Левочкина) занимает умеренную позицию и призывает к мирному разрешению конфликта, то «Народный фронт» премьера Арсения Яценюка относят к группе «ястребов». Петр Порошенко, в свою очередь, пытался маневрировать между различными лагерями (выступал за мир, санкционировал наступление на Донбасс, пытался договориться с мятежными территориями). Но если расклад сил поменяется, президенту придется определиться, на чьей он стороне.