Россия
20:01, 7 мая 2015

Министерская маевка Владимир Путин раскритиковал министров за исполнение майских указов

Татьяна Меликян
Дмитрий Медведев и Владимир Путин на совещании по исполнению майских указов
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Президент России Владимир Путин провел заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. Проще говоря, по исполнению майских указов, которые писались три года назад. И, надо отметить, в совершенно иных экономических условиях, — что, однако, сам Путин не считает уважительной причиной для их неисполнения. «Никакого отката быть не должно», — заявил он. И предостерег министров от попыток «объяснить свою собственную неэффективность тем, что ситуация изменилась». Однако в отставку никого не отправил. Во всяком случае, пока. Корреспондент «Ленты.ру» всматривалась в понурые лица чиновников.

Ровно три года назад, заступив на должность президента, Владимир Путин подписал 11 указов, с тех пор именующихся майскими. Есть в этом названии что-то солнечно-задорное. Впрочем, чиновникам, призванным их реализовывать, возможно, слышится другая ассоциация: майские от слова «маяться». Потому что указы тут же приобрели статус ориентиров социально-экономического развития страны и стали целью, к которой обязано стремиться правительство.

Среди целевых показателей, запланированных к 2018 году, например, такие: рост реальной зарплаты в 1,5 раза, обеспечение доступным жильем 60 процентов семей, создание 25 миллионов «высокопроизводительных» рабочих мест. Словом, серьезный вызов для управленца.

Для самого Путина исполнение майских указов стало «лакмусовой бумажкой» эффективности чиновников самых разных уровней. За недостаточно успешную работу по их реализации в разное время лишились своих постов несколько министров и губернаторов. Но даже под страхом отставки многие чиновники говорят о невозможности исполнения столь амбициозных задач. Главы многих регионов утверждают, что для достижения этих целей попросту нет денег в бюджете, а в 2015 году ситуация еще более усугубилась из-за проблем в экономике страны. И тут даже Путин немного отступил.

Еще в ноябре прошлого года президент заявлял, что при исполнении указов «снижать планку» недопустимо, но приоритеты надо уточнять. А в конце апреля он высказался уже так: «Мы не можем делать вид, что ничего не происходит и что ситуация, в которой мы живем, остается такой же, какой она была в мае 2012 года. Сейчас есть определенные проблемы, и это требует определенных корректировок». Но все-таки настоял: поставленные цели все равно должны быть достигнуты — «чуть раньше, чуть позже».

7 мая в Екатерининском зале Кремля, где обычно вручают госнаграды, за огромным круглым столом собралось почти полсотни участников заседания. Здесь были премьер-министр Дмитрий Медведев (накануне он отчитался, что правительству удалось исполнить 137 из 168 поручений), члены кабинета министров, полномочные представители президента России в федеральных округах, руководители ряда регионов и представители Общероссийского народного фронта. И собрались они, конечно, не за наградами. С невеселыми лицами выслушивали критику.

Министр обороны Сергей Шойгу хмурился больше всех: у него во время генеральной репетиции Парада Победы аккурат напротив Мавзолея заглох новый танк «Армата». Через полчаса к нему подогнали бронированную ремонтно-эвакуационную машину и помогли покинуть площадь. Ведущий объявил, что происходящее носило плановый характер и было связано с отработкой действий по эвакуации техники, но в это объяснение никто из присутствующих не поверил. Малозначительный эпизод (на то и репетиция, чтобы отработать все сложности), и все-таки крайне неприятный.

Остальным министрам тоже было о чем размышлять с невеселыми лицами. «Нельзя прикрываться только тем, что мы делаем нужные вещи. Нужно еще делать это с умом», — довольно резко высказывался президент. Во многом похвалив их работу (рождаемость выросла, младенческая смертность снизилась, зарплаты врачей и учителей увеличены, число неэффективных организаций сокращено, детские сады строятся, во многих регионах хорошо работает программа переселения из аварийного жилья), Путин перечислил и провалы.

«Почему не удается выйти на устойчивые темпы роста производительности труда по всей экономике? — спрашивал и сам же отвечал президент. — Потому что до сих пор не заработали действенные стимулы для бизнеса. Нужно их обновлять, ликвидировать устаревшие механизмы, которые мешают развиваться». Он отметил, что использование механизма технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, реализуемых за счет государственных средств, все еще носит единичный характер. Причем никакой реальной экономии средств пока не дает.

«Недопустимо, что снижается доступность важнейших социальных услуг, когда под видом оптимизации механически сокращаются койки, фельдшерско-акушерские пункты, подстанции скорой помощи, учреждения культуры, организации дополнительного образования детей», — заявил он. А затем раскритиковал работу правительства по обеспечению рабочих мест для инвалидов: «работы непочатый край». Однако министр труда и соцзащиты Максим Топилин позже в своем докладе ответил, что эта работа даже «превышает ориентировочные целевые показатели на пять процентов».

Едва ли не больше всех досталось министерству здравоохранения. «Правительство своевременно выделило ресурсы — 16 миллиардов рублей, но министерство даже не хочет брать их из Минфина, потому что считает, что все лекарственные препараты уже имеются в наличии. Но возникает вопрос, почему до людей-то они не доходят? Люди, которые имеют право бесплатно получить жизненно важные препараты, вынуждены неделями ждать, когда нужные лекарства поступят в аптеки», — обратился он к участникам заседания. Вероника Скорцова, глава Минздрава, позже ответила президенту, что объем закупленных лекарств для льготников превышает четырехмесячную потребность. А до аптек они не доходят потому, что товарными запасами неэффективно управляют. Министр заверила, что «автоматизированная система мониторинга движения лекарственных препаратов» уже разработана и начинает внедряться на территории страны.

Но, видимо, посчитав, что эта тема требует дальнейших разъяснений, по окончании заседания к журналистам подошла и вице-премьер Ольга Голодец, курирующая в правительстве социальные вопросы. «Есть много проблем. Сейчас идут сплошные рейды и сплошные проверки», — поделилась она с прессой. И подчеркнула, что в каждом регионе — своя специфическая проблема, но лекарства не доходят до льготников из-за «неэффективной работы тех служб, которые выписывают их и доводят до населения».

Вице-премьер ответила журналистам и на главный вопрос дня: будут ли после критики отставки? «Нет, выговоров не было, разгрома не было, — заверила она. — Наоборот, мы говорили о том, что было достигнуто. И что в сегодняшней ситуации, несмотря на все сложности, на которые привыкли ссылаться люди, все цели должны быть достигнуты». То есть практически повторила заявление президента: все, что обещано, должно быть выполнено. Чуть раньше, чуть позже.

< Назад в рубрику