Это не юбилейная, но весьма знаменательная дата. Три года назад, 8 мая 2012 года, Госдума утвердила кандидатуру Дмитрия Медведева на посту премьера. Еще одна сопутствующая годовщина — трехлетие майских указов Владимира Путина. Кабмин заверяет, что выполнено свыше 80 процентов президентских поручений. Путин в связи с изменением экономической ситуации допускает корректировку оставшихся. Но настаивает, что «отката назад быть не должно». Иными словами, правительство получило не столько амнистию, сколько отсрочку. Кому из руководства кабмина такая передышка пойдет на пользу, а кому нет? Ответ на этот вопрос — в очередном вице-премьерском индексе от «Ленты.ру».
Президентский призыв «с умом проводить оптимизацию в социальной сфере» дал Ольге Голодец серьезные козыри в борьбе с оппонентами из финансово-экономического блока. Хотя подопечные самой Голодец оказались наименее расторопными в исполнении майских указов. На долю Минтруда и Минобрнауки приходится около трети неисполненных поручений. Таким образом, на руку социальному вице-премьеру и заявление главы государства о необходимости «сделать поправки» в указах.
Наконец Путин дал возможность Голодец отстоять те 50 миллиардов рублей, которые зарезервированы на поддержание занятости в регионах. Ситуация на рынке труда, как признает сама вице-премьер, достаточно спокойная. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предлагает приостановить финансирование региональных программ по борьбе с безработицей и фактически изъять указанную сумму у социального блока. Подчиненные Голодец в свою очередь не прочь перенаправить эти деньги на финансирование детских садов. Сложно предположить, что в полемике с Улюкаевым Голодец не напомнит путинский пассаж о необходимости «особое внимание уделить профессиональной подготовке педагогов, воспитателей, всех специалистов, работающих в системе дошкольного образования»
Перед первым вице-премьером очередной вариант головоломки про волка, козу и капусту. Как куратору финансово-экономического блока, именно Игорю Шувалову придется выполнять президентское поручение по поиску резервов и нестандартных решений «для более рачительного, акцентированного использования средств».
Не менее серьезная головная боль Шувалова — резкое падение производительности труда, на которое обратил внимание Путин. В конце сравнительно благополучного 2013-го первый вице-премьер считал, что эта проблема решается повышением эффективности естественных монополий. Сокращением их расходов, замораживанием тарифов и т.п. Однако сегодня инвестпрограммы инфраструктурных гигантов — едва ли не единственный, наряду с бюджетом, драйвер экономического роста. Более того, в случае ограничения своих тарифных аппетитов естественные монополисты неизбежно усилят давление на казну и нацфонды.
Есть, конечно, такая немаловажная опция, как сокращение зарплат топ-менеджеров. Но сложно предположить, что первому вице-премьеру по силам добиться соответствующих изменений.
Впрочем, у Шувалова имеется утешительный приз. Правительство поручило ему визировать списки товаров, пригодных для параллельного импорта. Дабы снизить цены, кабмин «счел целесообразным» поэтапный переход к международному принципу исчерпания прав на товарные знаки по отдельным группам. И теперь производители и авторизованные поставщики ведущих глобальных брендов в немалой степени зависят от благосклонности Игоря Шувалова. А это дорогого стоит.
Трехлетие своего вице-премьерства Аркадий Дворкович отметил рождением третьего сына. А вот его подчиненные оказались не столь аккуратными в следовании датам и цифрам. Минсельхоз так и не успел к 6 мая — как было указано в соответствующем поручении вице-премьера — представить новую формулу расчета экспортной пошлины на зерно.
Перефразируя известную пословицу, можно предположить, что новоиспеченный министр сельского хозяйства Александр Ткачев не только по новому метет, но и переиначивает систему взаимоотношений со своим формальным куратором. К тому же у бывшего губернатора Краснодарского края наверняка найдутся хорошие друзья среди кубанских аграриев. В свою очередь сокурсник Аркадия Дворковича бизнесмен Зиявутдин Магомедов имеет самое непосредственное отношение к одному из крупнейших российских зерновых экспортеров — «Объединенной зерновой компании». А как признают отраслевые аналитики, ныне обсуждаемая формула расчета экспортной пошлины выгоднее скорее посредникам, нежели самим производителям.
Правительственный куратор Северного Кавказа может записать в свой актив итоги деятельности двух подопечных регионов. Чечня и Ингушетия вошли в первую тройку субъектов федерации по эффективности органов власти.
Параллельно Грозный, согласно исследованию, проведенному департаментом социологии Финансового университета при правительстве, признан самым богатым городом страны. Доля бедного населения в Грозном — всего 9 процентов, меньше всего по России. В Москве и в Санкт-Петербурге этот показатель — 11 и 14 процентов соответственно.
Впрочем, учитывая политический вес главы Чеченской республики Рамзана Кадырова, сложно рассматривать такие результаты, как безусловный хлопонинский успех. Зато значительное отставание от Чечни других северо-кавказских республик следует расценивать как недоработку вице-премьера.
Атака «дальневосточного премьера» на «Нацрыбресурс» пока отбита. Это госпредприятие играет основную роль в совершенствовании портовой инфраструктуры, и «никакого другого инфраструктурного игрока на рынке сейчас нет». Такова позиция главы Росрыболовства Ильи Шестакова.
Сам Юрий Трутнев утверждает принципиально иное: «Это такое ископаемое, которое чудесным образом сохранилось до нашего времени. Они получают от аренды гидротехнических сооружений 198 миллионов: это примерно им на зарплату и все. В инфраструктуру они вкладывают 4 процентов от выручки».
Однако выгоды от сохранения «Нацрыбресурса», судя по всему, еще перекрывают связанные с этим предприятием издержки, в том числе и репутационные. При этом, скорее всего, ключевым бенефициаром является отнюдь не Росрыболовство.
Итоги правительственного исследования, посвященного эффективности региональных властей, едва ли порадовали Дмитрия Козака. Для вице-премьера, отвечающего за социально-экономическое развитие субъектов федерации, их разнонаправленная динамика — далеко не лучший знак. Между тем позиции 43-х регионов по итогам 2014 года улучшились, а 37-ми — наоборот, ухудшились.
Причем в аутсайдерах главным образом европейская часть России. Что косвенно подтверждает исследование, проведенное департаментом социологии Финансового университета при правительстве. Самыми бедными городами России признаны Волгоград, Липецк, Пенза, Саратов и Ярославль.
Впрочем, имея на руках такие данные, Козак, скорее всего, поддержит Ольгу Голодец в ее нежелании возвращать в казну те 50 миллиардов рублей, которые зарезервированы на борьбу с региональной безработицей.
Пожалуй, наименее праздничное настроение в эти дни у Дмитрия Рогозина. Падающий «Прогресс» и заглохший на генеральной репетиции парада новый танк «Армата» не могут добавить оптимизма правительственному куратору космоса и оборонно-промышленного комплекса. Тем более что Wall Street Journal сообщил, что Минобороны якобы подумывает о сокращении количества закупаемых у «Уралвагонзавода» боевых машин. Как утверждают эксперты, военное ведомство не устраивает дороговизна новых танков.
Пожалуй, единственной ложкой меда для Рогозина может стать сегодняшняя реплика президента о темпах производительности труда в ОПК. Путин фактически привел в пример эту отрасль, заявив: «В тех сферах, где не ссылаются на трудности, а стараются решать эти задачи, удалось выйти и на двузначные цифры роста производительности труда. По десяти крупнейшим предприятиям ОПК рост производительности труда превысил 20 процентов».
Но однозначно рассматривать данный пассаж как охранную грамоту для курирующего ОПК вице-премьера было бы по меньшей мере неосмотрительно.