Россия
12:37, 12 мая 2015

Губернаторы раскрыли бумажники Что в декларациях о доходах глав регионов

Юрий Васильев
Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера — так официально называются антикоррупционные декларации чиновников всех уровней, раскрывающие доходы за минувший год. «Лента.ру» проанализировала то, что сообщили губернаторы о своих заработках.

Первое антидостижение нынешней налоговой кампании: к 30 апреля — крайнему сроку подачи деклараций — соответствующие документы появились менее чем на половине сайтов губернских администраций. Ранее налоговой пунктуальностью также отличались далеко не все главы регионов, но в нынешнем году их медлительность побила все рекорды. Чему, впрочем, есть свое объяснение.

В январе 2015 года о необходимости «обстоятельного и ответственного» подхода к декларированию доходов губернаторам и мэрам, собравшимся на организованный Кремлем семинар для региональных руководителей, говорил глава президентской администрации Сергей Иванов. Чиновник привел самые распространенные недочеты, выявленные по итогам кампании 2014 года, — например, забывчивость по поводу зарубежной недвижимости или несоответствие антикоррупционному законодательству, — а также особо подчеркнул, что глава Волгоградской области Сергей Боженов был вынужден уйти в отставку именно из-за неправильного декларирования доходов. Здесь не место рассуждать о многочисленных волгоградских скандалах, каждый из которых мог бы стать поводом для указа о досрочном прекращении губернаторских полномочий. Просто вспомним классическое «если надо причину, то это причина», и поймем, что «бить» губернаторов в случае чего будут не за срок подачи, а за цифры. Точнее, за их достоверность. Поэтому и вправду лучше немного пересидеть над декларацией, чем поторопиться — и подставиться.

И все же, пожалуй, стоит перечислить те регионы, где руководители не сочли необходимым выполнить требования закона даже к возвращению страны с весенних каникул. На момент написания статьи сведения отсутствовали на сайтах глав Алтайского края и Республики Алтай, Владимирской и Вологодской областей, Калмыкии и Карелии, Камчатского края, Мордовии и Марий Эл, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Самарской и Свердловской областей, Удмуртии и Хакасии.

Кроме того, декларацию пока не обнародовал и.о. главы Брянской области Александр Богомаз, сменивший в сентябре 2014 года Николая Денина, который лишился доверия главы государства. А было бы интересно взглянуть на то, как изменились доходы удачливого картофелепроизводителя. Ведь тут наверняка есть на что посмотреть: семья Богомаза, согласно прошлогодней — еще депутатской — декларации Александра Васильевича в 2013 году заработала более 454 миллиона рублей (2 с лишним миллиона — сам Богомаз, 452 миллиона — его супруга). Если тенденция не изменилась, то Богомаз вполне сможет претендовать на призовое место в губернаторском рейтинге зажиточности.

Будем, однако, считать, что главы перечисленных регионов отправили документы в налоговые органы до конца апреля и дожидаются последнего рубежа — 14 мая. Именно в этот день сведения о губернаторских доходах должны быть обнародованы в открытых источниках. А пока рассмотрим то, что уже показали руководители субъектов РФ.

«От двух до пяти» — миллионов рублей, естественно — так можно определить типичный губернаторский доход-2014. Вот один из обычных случаев: губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова — 3 миллиона 383 тысячи 706 рублей, включая пенсию в 299 тысяч 740 рублей и компенсацию за неиспользованный отпуск, составившую 941 тысячу 709 рублей. По сравнению с 2013 годом, доход Комаровой увеличился примерно на миллион.

Благосостояние отечественных губернаторов неуклонно растет. В 2014-м существенно увеличил семейный капитал сооснователь сети супермаркетов, губернатор Тульской области Владимир Груздев, заработав совместно с женой более 1 миллиарда 693 миллионов 700 тысяч рублей (при этом по основному месту службы он получил 700 тысяч с небольшим). Годом ранее семья Груздевых задекларировала 990 миллионов. Налицо прирост более чем в полтора раза и рекордный достаток среди коллег по губернаторскому корпусу. По сравнению с этим ближайший преследователь — бывший гендиректор Магнитки, а ныне губернатор Челябинской области Борис Дубровский, продавший акции и получивший некое наследство — увеличил доходы ненамного: 358 миллионов в нынешней декларации против 341 миллиона в прошлогодней. «Бронза» — у Константина Ильковского, Забайкальский край: прибавив 23 миллиона, за истекший налоговый год он получил 123 миллиона.

Однако лидером роста — в двадцать пять раз — следует признать главу Смоленской области Алексея Островского: 55 с лишним миллионов в декларации-2015, а в прошлогодней — два с небольшим. «Продажа квартиры, доходы по основному месту работы, заем» — значится в пояснениях.

Воронежский губернатор Алексей Гордеев показал более 11 миллионов рублей, присовокупив к данным прошлогодней декларации более трех миллионов. Около двух миллионов рублей прибавил и башкирский лидер Рустэм Хамитов с результатом в восемь миллионов против прошлогодних шести: помогла продажа земельного участка. Его татарский коллега Рустам Минниханов подходит к возможному второму сроку с 20 миллионами — плюс три, как у Гордеева. Чуть больше — 20 миллионов 400 тысяч — у главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, выходца из нефтегазового сектора, закончившего минувший год на первом месте в губернаторском рейтинге ФоРГО; прирост к 2013-му — на миллион с небольшим. На полмиллиона рублей за год увеличились доходы Рамзана Кадырова, Чечня: 4 миллиона 800 тысяч. У Олега Кожемяко сменилось место работы — из Амурской области он переведен в Сахалинскую, где недавно был арестован Александр Хорошавин, — но почти не изменилась сумма прописью: из года в год он стабильно зарабатывает по 9 с лишним миллиона рублей. К слову, прошлогодняя декларация Хорошавина-губернатора показывала менее девяти миллионов — и, надо полагать, сейчас она занимает почетное место в материалах по делу о многомиллионных махинациях.

Скромный прирост задекларировали и губернаторы двух столиц. Сергей Собянин обнародовал 7 миллионов 200 тысяч рублей, за год перекрыв предыдущие финансовые показатели почти на миллион. А Георгий Полтавченко заработал чуть более пяти миллионов — в предыдущей декларации до «пятерки» не дотянул совсем чуть-чуть. Вячеслав Наговицын, глава Бурятии, показывает пять с небольшим миллионов из года в год. А нынешний губернатор Тюменской области Владимир Якушев — возглавляющий регион, где стартовала политическая карьера того же Собянина, — декларирует более восьми миллионов.

Ростом задекларированных доходов могут похвастаться далеко не все руководители территорий. Почти вдвое — с шести до трех с небольшим миллионов — обеднел глава Ивановской области Павел Коньков. Гораздо меньше стала зарабатывать супруга, на которую в декларации-2014 записано более четырех миллионов рублей — в нынешних сведениях на ней только 700 тысяч. Та же беда у Николая Цуканова из Калининградской области: заработки жены упали примерно на пять миллионов, в результате совокупная декларация губернаторской семьи не дотягивает и до трех миллионов рублей (в минувшем году сумма превышала семь с половиной миллионов). Марина Ковтун, Мурманская область, вроде бы прибавила 300 тысяч к прошлогоднему «чеку» — в декларации, поданной одной из первых в истекшем налоговом сезоне, указано 5 миллионов 146 тысяч рублей, — но 1 миллион 750 тысяч — это от продажи квартиры.

Тринадцать тысяч рублей потерял глава Ярославской области Сергей Ястребов, находящейся в последней пятерке рейтинга Фонда развития гражданского общества. В его декларации заявлено 2 миллиона 932 тысячи рублей, а доходы его жены сократились на 866 тысяч. Что характерно, коллеги Ястребова по «зеленой миле» ФоРГО — за исключением Александра Винникова, уже покинувшего пост главы Еврейской автономной области — свое имущественное положение по сравнению с 2013 годом упрочили. За минувший год прибавил чуть более сотни легальных тысяч Андрей Шевелев, Тверская область, чуть менее — Таймураз Мамсуров, руководитель Северной Осетии — Алании. А глава Пермского края Виктор Басаргин заработал почти на полтора миллиона больше — 4 миллиона 800 тысяч рублей.

Абсолютным лидером падения доходов пока следует признать губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова. За 2013 год он и его семья заработали более 53 миллионов рублей, в нынешних же сведениях значится только четыре миллиона — то есть, лишь собственные доходы губернатора, сократившиеся по сравнению с предыдущей декларацией в четыре раза. Что ж, работа с наследием одного из самых проблемных — в том числе и по коррупции — регионов страны не предполагает личного обогащения.

Среди старожилов губернаторского корпуса выдающихся толстосумов по версии налоговой инспекции не наблюдается. Аман Тулеев с его личными 4 миллионами 750 тысячами (супруга — около 300 тысяч) почти половину получил за звания — «Народный губернатор», почетный гражданин Кемеровской области, городов Кемерово, Новокузнецк, Киселевск, Прокопьевск, Междуреченск, Осинники, Таштагол, Мысковского городского округа, Кемеровского района, Беловского района, Промышленновского района, Гурьевского района, Прокопьевского района, Топкинского района: выплаты по ним составили в минувшем году 2 миллиона 387 тысяч 727 рубля. Для сравнения: банковские вклады принесли губернатору Кемеровской области 58 рублей 23 копейки. Белгородский губернатор Евгений Савченко заработал за прошлый год чуть более 2 миллионов 300 тысяч рублей, прибавив — с посильной помощью жены, принесшей в семейный бюджет около 85 тысяч — двести тысяч по сравнению с предыдущей декларацией.

А в аутсайдерах по собственным заработкам пока что находится губернатор Псковской области Андрей Турчак. Странный разрыв между его доходами в 1 миллион 600 тысяч рублей и 74 с половиной миллионами, которые принесла в декларацию-2015 его супруга, скорее всего, еще долго будет поводом для разговоров в регионе и вокруг него. И это при том, что в прошлом году в декларации Турчак показал более 10 миллионов рублей, а его жена — почти в три раза меньше нынешнего.

< Назад в рубрику