Силовые структуры
21:00, 13 мая 2015

Условно свободен Алексею Навальному не заменили условное тюремное наказание реальным

Екатерина Петухова
Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Алексей Навальный (слева)
Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Люблинский суд столицы не удовлетворил очередную просьбу ФСИН России о замене Алексею Навальному условного срока заключения на реальный по делу «Кировлеса». На решение суда не повлияло правонарушение, из-за которого оппозиционер в феврале был арестован на 15 суток. Теперь многие эксперты утверждают, что это было предсказуемо. Однако интрига все же была, о чем свидетельствовали забитые прессой коридоры районного суда, большая спортивная сумка, с которой Навальный сфотографировался во дворе своего дома и неожиданная реальность приговора для Евгении Васильевой. «Лента.ру» проанализировала взаимоотношения оппозиционера со ФСИН и попросила экспертов дать политическую оценку решению Люблинского суда.

Как выйдет из дома — сразу аресты

По дороге в Люблинский суд супруга сфотографировала Навального с большой сумкой на плече и разместила снимок в своем Instagram. Все поняли: оппозиционер допускает, что домой он на этот раз не вернется. Может, даже получил какой-нибудь «сигнал». На фотографиях с предыдущего заседания, состоявшегося 23 апреля, действительно запечатлено, что оппозиционер заходит в здание суда налегке. Однако сам Навальный, по сообщению ТАСС, пояснил, что вещи он брал с собой, но тогда просто оставил их автомобиле.

13 мая состоялась третья попытка ФСИН России получить судебную санкцию на изменение условий применения меры наказания для осужденного Навального с условного на реальное лишение свободы. Главной опорой для ходатайства послужило административное правонарушение, связанное с незаконной агитацией в метро, за что Навальный в феврале 2015 года был помещен под арест на 15 суток. Правонарушение было вторым по счету, и тем самым, по мнению ФСИН, оппозиционер грубо нарушил условия испытательного срока, определенного судом.

Защита оппозиционера делала упор не на отрицании совершенных им административных правонарушений, которые Навальный и его адвокат, впрочем, не признавали, а на выполнении главных обязанностей: не менять место жительства и дважды в месяц являться в инспекцию.

В результате эта позиция и была отражена в решении суда.

«Из представленных материалов следует, что Алексей Навальный действительно совершил два административных правонарушения. Вместе с тем он соблюдал возложенные на него обязанности и от контроля не уклонялся. Между административными правонарушениями был промежуток длительностью около года. Поэтому суд продлевает испытательный срок на три месяца», — передает слова судьи Оксаны Зарецкой портал «Медиазона».

Порой по ходу заседания создавалось впечатление, что идет речь о каком-то трудном подростке.

«Беседуешь с Навальным, вроде бы он все понимает, реагирует положительно, но стоит ему выйти на улицу, и его снова задерживает полиция», — цитирует ТАСС представителя ФСИН.

Ошибки тюремщиков

ФСИН регулярно предпринимает попытки отправить Навального за решетку. Но все ходатайства возвращаются из суда с неизменным отказом. Для российской судебной практики это пример редчайший, если не исключительный. Обычно Фемида чутко реагирует на просьбы ФСИН России о замене условного исполнения наказания на реальный. Такие решения по всей стране идут потоком, сотнями в год, и редко когда судьи перечат позиции тюремного ведомства.

Рассмотрение последнего ходатайства ФСИН по Навальному суд переносил дважды. Оба раза по техническим причинам, связанным с непрофессионализмом, допущенным работниками тюремной службы. Сначала, 17 марта, материалы вернулись из-за ошибок в документах. Вторично, 23 апреля, заседание перенесли, потому как Навальный не получил судебной повестки. Оказывается, сотрудники ФСИН не отправили в должный срок в «Почту России» уведомление о том, что оппозиционер с 17 февраля освобожден из под домашнего ареста, а значит может получать почтовую корреспонденцию.

Испорченный браслет

За период с 31 декабря 2014-го до 10 января 2015 года ФСИН направил в Замоскворецкий суд четыре ходатайства об изменении меры пресечения для Алексея Навального с домашнего ареста на заключение под стражу. Все они были отклонены.

Вдобавок на всю страну стало известно, что оппозиционер 5 января попросту срезал электронный браслет, аргументируя свой поступок тем, что согласно УПК под домашним арестом может находиться только подозреваемый или обвиняемый, но никак не осужденный.

14 января Алексей Навальный сообщил журналистам, что перечислил на счет Федеральной службы исполнения наказаний 670 рублей в качестве погашения ущерба за порчу казенного имущества. Каких-либо правовых последствий этот поступок не получил.

Представитель ФСИН на заседании 13 мая даже не упомянула эпизод с браслетом. Хотя постаралась перечислить все претензии ведомства к оппозиционеру, включая то, что он отказался подписать протокол беседы с сотрудником службы 10 мая.

14 мая Люблинский суд рассмотрит еще одну жалобу ФСИН на Навального, связанную с исполнением приговора по делу «Ив Роше». На сей раз требуют четкого определения дней посещения оппозиционером тюремного ведомства для бесед — пока Навальному в этом плане предоставлена полная свобода.

Напомним, в 2013-м оппозиционер получил пять лет лишения свободы условно по делу «Кировлеса». Его признали виновным в причастности к хищению более 10 тысяч кубометров лесопродукции в Кировской области. В конце декабря 2014 года Алексей Навальный и его брат Олег решением Замоскворецкого суда были признаны виновными в хищении 26 миллионов рублей у компании «Ив Роше Восток» и свыше четырех миллионов у «Многопрофильной процессинговой компании». Олег Навальный получил 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима, Алексей — такой же срок, но условно.

Удобный Навальный

Эксперты не усматривают особенного политического звучания в решении Люблинского суда. По их мнению, придавать большое значение истории с Навальным не имеет никакого смысла. Скорее, наоборот: это участники процесса стараются максимально политизировать процесс, осознавая, впрочем, что особенных профитов в этом направлении не предвидится.

В частности, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что Алексей Навальный «удобен в том состоянии, в каком он сейчас находится».

«Понятно, что сам-то он стремился сесть, чтобы стать этаким символом, русским Нельсоном Манделой. Но власть, соответственно, не допускает этого всеми возможными способами», — говорит политолог.

Директор Центра политической информации Алексей Мухин в свою очередь удивлен, что судейское сообщество так благоволит к Навальному, хотя он и в особенности его команда «часто грешат тем, что пытаются оказать давление на суд, при этом всячески шельмуют определенных представителей судебного сообщества и разрушают его репутацию разными способами».

«С политологическим сообществом он уже рассорился окончательно. Его перспективы как политика весьма сомнительны. Что касается судейского сообщества, то, похоже, что представителям Фемиды Навальный и команда еще недостаточно насолили», — отмечает эксперт.

Мухин призывает не искать глубокий политический смысл в решении Люблинского суда. «Скорее всего, суд просто счел требования прокуратуры не соответствующими правонарушениям, которые Навальный допустил», — резюмировал эксперт.

< Назад в рубрику