Трудности перевозок

Выдержат ли аэропорты Крыма очередной туристический сезон

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

В мае на Крымском полуострове официально начался курортный сезон. И снова на первый план вышла проблема транспортной доступности. Пока на переправе формируются многочасовые очереди на паром, столпотворения начались и в аэропорту Симферополя — единственном на полуострове принимающем гражданские суда. Об этом в социальных сетях активно пишут пассажиры. При этом авиаперелеты остаются основным и самым популярным у туристов способом добраться из материковой России. Так, по данным Минкурорта республики, на майские праздники воздушным путем прибыли почти 40 процентов туристов. Однако в летние месяцы пассажиропоток будет в разы больше. «Лента.ру» разбиралась, готов ли аэропорт Симферополя встретить туристов на должном уровне.

Аэропорт на потоке

По данным Росавиации, с 1 по 4 мая услугами аэропорта Симферополя воспользовались 44 233 пассажира. «В Крым прилетели 25 469 человек, вылетели — 18 764 человека. Всего было выполнено 322 рейса: 160 на прилет и 162 на вылет. В аналогичный период годом ранее аэропорт обслужил 131 рейс и 16 511 пассажиров», — говорится в сообщении федерального агентства воздушного транспорта. А с января по апрель 2015 года пассажиропоток аэропорта по сравнению с показателями 2014 года увеличился в 3,4 раза: с 204 869 до 695 837 человек.

Всего же с марта по конец октября Симферополь готовится принять более 24 тысяч рейсов из 40 пунктов по внутреннему и международному направлениям. Вместе с тем прогнозируется рост пассажиропотока на 20-25 процентов относительно того же периода прошлого года. В среднем, подсказывает калькулятор, выходит 100 рейсов ежедневно. Однако пик нагрузки придется на июнь-август, когда будет более сотни рейсов в день.

Терминал новый, проблемы старые

Большая реконструкция аэропорта Симферополя стартовала в начале этого года. 9 мая торжественно открыли новый терминал А, который «поглотил» терминал С. Руководство аэропорта обещает к 1 июля полностью завершить реконструкцию терминала В. Помимо этого в 2016 году начнется строительство еще одного терминала, на отдельном земельном участке, ближе к взлетно-посадочной полосе. Полностью закончить проект должны к лету 2018 года.

Отличительная черта аэропорта в Симферополе — значительная удаленность взлетно-посадочной полосы от аэровокзального комплекса, а также нетипично большая длина и ширина ВПП, вследствие чего самолеты выруливают долго. Эти факторы позволяют достраивать аэровокзальной комплекс и принимать самолеты любого типа. Так, авиакомпания «Трансаэро» уже начала эксплуатацию на маршруте из Москвы в Крым двухпалубного самолета Boeing 747-400 вместимостью более 500 пассажиров.

При этом уже сейчас, даже после открытия нового терминала, как рассказывают пассажиры, аэропорт с трудом справляется с наплывом людей. Основные жалобы — долгая выгрузка багажа. Пассажирам некоторых рейсов багаж приходится ждать полтора-два часа. Однако это не единственная проблема.

Вот что по поводу работы аэропорта написал в социальной сети пассажир Александр Беланов: «А хоть кто-то доложил Сергею Аксенову (главе республики Крым — прим. «Ленты.ру»), что в новом терминале симферопольского аэропорта работает только одно окно досмотра пассажиров? Одно из двух. А для работы на все рейсы нужно не менее десяти... Я вчера (11 мая, в 14:50 рейс на Москву) стоял в очереди аж из тысячи человек. Стоял три часа. Затем вместе с 300 невольно опаздывающими на свой рейс пассажирами брал штурмом пункт досмотра, а когда оказался в самолете, еще час томился в ожидании опаздывающей VIP-персоны.... Бардак! Прилетел в Москву, включил телевизор — репортаж об открытии терминала! Тишь да гладь! Снимали до открытия...» В беседе с «Лентой.ру» Беланов уточнил, что такой кошмарной давки, как в Симферополе, не видел еще ни в одном аэропорту.

В ожидании лета

Мы попросили прокомментировать ситуацию генерального директора аэропорта Симферополя Евгения Плаксина.

«К лету будет расширено все: зоны контроля авиационной безопасности и зоны досмотра. Сейчас есть проблемы с очередями, потому что продолжается реконструкция в других частях терминала А и терминала В. У нас большой сложный проект. Это даже не терминалы, а входные группы, пусковые комплексы», — рассказал Плаксин.

По его словам, сейчас аэропорт работает в режиме 50 рейсов в день. В конце мая количество рейсов увеличится, затем еще больше рейсов станет с середины июня. Тем не менее, подчеркивает собеседник, 100 рейсов в день (двести взлетно-посадочных операций соответственно — прим. «Ленты.ру») аэропорт Симферополя отработает спокойно. А на вопрос о максимальной пропускной способности Плаксин ответил так: «Обслужим всех, кто прилетит, все заявки, которые есть на летний период».

Бельбек: погоны под пиджаком

Еще одним аэродромом полуострова является Бельбек, расположенный неподалеку от берега моря севернее Севастополя. Бельбек долгие годы был закрытым военным аэродромом. Остается он им и сейчас, однако в силу насущной необходимости начинает приоткрываться для штатских.

До распада СССР на Бельбеке сидели перехватчики ПВО Су-15. Потом там базировались самолеты украинских ВВС (сперва те же Су-15, потом МиГ-29). Весной 2014 года, после сецессии Крыма и его присоединения к России, там вновь развернули перехватчики, на сей раз Су-27СМ и Су-30М2 38-го истребительного авиаполка.

Бельбек обладает сравнительно неплохой полосой длиной 3010 метров, расширенной в 1980 году. Полоса способна с запасом обеспечивать взлет и посадку среднемагистральных гражданских самолетов, и с 1980 года аэродром использовали как правительственный.

Однако реальная эксплуатация Бельбека как пассажирского аэропорта велась спорадически. В 2002 году он получил статус международного, однако за пять лет через него прошло лишь немногим более 50 тысяч пассажиров, после чего полеты были приостановлены. Новый этап эксплуатации Бельбека начался в 2010 году, и связан он был с активностью украинской компании «Днеправиа», принадлежавшей группе «Приват» Игоря Коломойского. Тем не менее осмысленной коммерческой загрузки Бельбек не имел и в основном ориентировался на прием чартеров, бизнес-джетов и правительственных самолетов.

Власти Крыма и федеральный центр осознают проблемы дефицита транспорта, особенно в летний период, и проявляют особый интерес к коммерческой эксплуатации аэродрома. В частности, в 2014 году проводились работы по укреплению ВПП, которая, как сообщалось, не была готова к приему большого количества среднемагистральных пассажирских лайнеров.

Тонкость состоит еще и в том, что в Крыму сосуществуют сразу два субъекта федерации: собственно Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Несмотря на довольно плотную упаковку объектов на местности, Симферополь считается аэропортом республиканским, а третий российский город федерального значения должен иметь свой собственный аэропорт.

20 апреля 2015 года было подписано соглашение между властями Севастополя и Минобороны о совместном использовании полосы Бельбека. По заявлению севастопольского губернатора Сергея Меняйло, уже в этом году Бельбек будет принимать регулярные гражданские авиарейсы. По его оценке, весь комплект документации должен быть готов в июне-июле 2015 года.

Основной проблемой Бельбека как коммерческого аэропорта остается исключительно низкая пропускная способность пассажирского терминала — не более 100 человек в час (год назад Минтранс оценивал ее более реалистично — 40-60 человек в час). Для сравнения: симферопольский аэропорт после реконструкции двух терминалов, законченной в эти дни, способен пропускать в пиковый период до 1,5 тысяч пассажиров в час.

По утверждению властей Севастополя, пропускную способность терминала увеличить можно, однако сопоставимых с Симферополем воздушных ворот у города не будет вплоть до постройки на Бельбеке нового пассажирского терминала. О чем, насколько нам известно, речи пока не идет.

Впрочем, если подводить итог, очевидно, что даже несколько часов ожидания в аэропорту Симферополя туристы перенесут легче, чем очередь длиной в сутки на Керченской паромной переправе. Транспортная доступность Крымского полуострова пока остается головной болью и для представителей власти, и для обывателей.