Сотрудники Управления «К» МВД России на днях задержали создателей интернет-магазинов по продаже автозапчастей domzap.com и eurozz.ru. По данным следствия, они брали у клиентов деньги, но товаров не доставляли. От мошенников пострадали более 100 граждан по всей стране. Рунет буквально заполонили нечистые на руку дельцы и откровенные мошенники. Эксперты и правоохранители винят в этом системные проблемы нормативного регулирования и правоприменительной практики. «Лента.ру» попыталась разобраться в ситуации.
«В начале текущего года в правоохранительные органы поступила информация о том, что на территории России действуют фиктивные интернет-магазины по продаже автозапчастей, — рассказала журналистам помощник министра внутренних дел России Елена Алексеева. — Их клиенты жаловались, что были обмануты лжепредпринимателями. Заказанные запчасти люди не получали, и возвращать деньги никто не собирался».
Банковские карты, на которые потерпевшие переводили деньги, регистрировались на подставных лиц. Общая сумма причиненного ущерба пока точно не установлена, но, по словам Алексеевой, исчисляется миллионами рублей.
Предполагаемый организатор группы мошенников — 20-летний житель подмосковного Красногорска. После задержания он во всем сознался. Дома у юноши изъяли компьютеры, с которых он администрировал сайты, несколько сим-карт и банковских карт, а также солидная сумма наличных. По решению суда молодой человек помещен в следственный изолятор.
Схема, по которой действовали злоумышленники, чрезвычайно проста. Интерес покупателей привлекался заниженными ценами. Расплачиваться предлагалось безналичным способом, заполнив все необходимые формуляры.
Стоит отметить, что полная предоплата на рынке автозапчастей — обычное дело, так же как и длительное время ожидания поступления заказа с завода-производителя. По крайней мере, в первые три недели после оплаты клиент жаловаться никуда не пойдет.
Особенности рынка мошенники учли, а вот технические возможности Управления «К» явно недооценили. У обманутых покупателей теперь есть шанс вернуть свои средства, а у фигурантов дела одна перспектива — несколько лет в колонии.
Согласно опросу, проведенному Ассоциацией компаний интернет-торговли в 2014 году, доля клиентов, оплачивающих покупки в онлайн-магазинах банковской картой (перед доставкой, а не после), выросла по сравнению с предыдущим годом с 55,3 до 61,7 процента. Хотя гарантий исполнения заказа, мягко говоря, недостаточно.
Интернет-магазинов, занимающихся почти не прикрытым «разводом» клиентов на деньги, великое множество. Они возникают и через несколько месяцев исчезают, выполнив свой «план выручки». Бороться с ними исключительно полицейскими мерами чрезвычайно неэффективно.
По словам председателя общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олега Павлова, в России, в отличие от Запада, практически отсутствует система нормативного регулирования и контроля за торговлей через интернет.
А ведь все технические возможности имеются. Для проверки сайта магазина, считает Павлов, требуется не более пяти минут. Выработаны и простые критерии вычисления большинства нечестных дельцов.
«На сайте отсутствует информация о юридическом и фактическом адресе продавца, по которому можно вернуть товар, а также информация о порядке и сроках возврата товара, или приводится недостоверная информация, — объяснил «Ленте.ру» Олег Павлов. — Просто нужны рычаги, позволяющие при выявлении нарушений выносить предупреждение и блокировать сайт до исправления недостатков».
На руку злоумышленникам играет и маркетинговая политика интернет-торговли, где определяющий фактор — повышенный спрос на более дешевую продукцию.
Главными критериями для выбора магазинов всегда были отзывы покупателей и цены. Профессионалы в области онлайн-продаж легко манипулируют этими параметрами для привлечения клиентуры.
«Лучшие места в поисковой выдаче того же "Яндекс.Маркета" свободно продаются, что также не способствует объективности выбора. По сути, любой интернет-каталог — это набор типовых описаний товаров с ценами от различных продавцов. Вся конкуренция сводится к способности магазина предложить потребителю наиболее низкую цену, — сетует Олег Павлов. — Очевидно, если магазин не соблюдает законодательство о техническом регулировании или иным образом нарушает права потребителей, то он минимизирует свои издержки и может за счет меньшей, чем у конкурентов, цены обрести гарантированный канал сбыта».
Ведущие интернет-каталоги заявляют о проверке продавцов, но эксперт полагает, что количество магазинов сократилось бы на 80 процентов, если бы их действительно проверяли хотя бы по базовым требованиям законодательства о дистанционной торговле.
«Каталоги прямо заинтересованы в постоянном росте числа продавцов на площадке, так как это увеличивает доходность, — отмечает он. — Отсеивать кого-либо просто невыгодно. Мы убеждены, что операторы данных сервисов должны иметь четко определенные обязанности по обеспечению прав потребителей и нести ответственность за их нарушение».
Уже более полугода продолжается противостояние «Общественной потребительской инициативы» и знаменитого магазина Pleer.ru. По мнению Павлова, эта площадка — своеобразный лидер по нарушению прав потребителей. Однако, судя по всему, у магазина крепкий юридический отдел. Об этом свидетельствуют многочисленные победы в судебных разбирательствах с клиентами.
Активность общественных защитников потребителей оборачивается конфликтами не только с руководством интернет-магазинов, но и с контролирующими структурами.
«Когда некоторые территориальные органы Роспотребнадзора на наши обращения не реагируют, то мы на них жалуемся в вышестоящие органы. Это вполне естественно. А сейчас уже доходит до смешного: они жалуются в прокуратуру на то, что мы их заставляем работать, — рассказал Павлов».
Контролирующие органы в России, по словам эксперта, живут вчерашним днем. Если на Западе уже урегулированы вопросы, связанные с продажами внутри мобильных приложений, то у нас этим еще никто не занимался.
«Мы отправили запрос в Роспотребназдор о том, каков вообще правовой статус внутриигровой покупки. Какие права есть у потребителя, какую информацию он должен получить и так далее, — отмечает Павлов. — Нам отвечают, что вот если вы приходите в магазин и покупаете диск, то это товар и ваши потребительские права на него распространяются...»
В марте Ассоциация компаний интернет-торговли подвела итоги российского рынка e-commerce за 2014 год. В общей сложности объем онлайн-торговли вырос на 31 процент и составил 713 миллиардов рублей. Из 73 миллионов пользователей рунета 40 миллионов совершают покупки через интернет.
«Ключевыми драйверами роста рынка выступили увеличение количества интернет-пользователей в регионах и развитие мобильного интернета», — сказано в докладе ассоциации.
Эксперты утверждают, что на развитие рынка онлайн-продаж повлиял общий экономический кризис.
«Мы ожидаем, что 2015 год окажется чрезвычайно сложным для всего рынка электроники, но это заставляет нас быстрее меняться в направлении мультиканальной модели продаж со значительным акцентом на онлайн-сегмент», — рассказал «Ленте.ру» генеральный директор компании «Техносила» Илья Тимченко.
Из-за укрепления позиций в интернет-торговле таких крупных игроков, как «М.Видео», по словам Тимченко, падает посещаемость былых лидеров, к примеру «Сотмаркета». В настоящее время, по данным РБК, эта известная площадка закрывается. Переговоры о приобретении бренда ведутся с уже упомянутым «М.Видео», «Эльдорадо» и Media Markt.
К «Сотмаркету», к слову, у клиентов накопилось немало вопросов, но отвечать на них никто, похоже, не собирается.
Так, в редакцию «Ленты.ру» пришло письмо от Виталия Кондратьева, заказавшего в этом магазине аккумулятор для ноутбука. Товара ему не доставили, заказ аннулировали и денег в обещанный срок не вернули. С начала мая на его письма и звонки в компанию никто не отвечает. Виталий обратился в Роспотребнадзор и надеется на то, что государство поможет ему восстановить попранные права.
Конечно, аккумулятор стоил всего 2700 рублей, и эта сумма могла «зависнуть» из-за закрытия магазина. Но Виталий в своих претензиях к «Сотмаркету» не одинок. Среди обманутых клиентов есть и те, кто пострадал, когда дела у компании шли хорошо.
«Мы с мая 2014 года ждем возврата 19 200 рублей за заказ 7892625. Однозначно эта компания — мошенники. После заказа они перезвонили и сказали: можете оплачивать заказ, все в наличии и в резерве. После оплаты товара сразу у них не стало, и они сказали: пишите заявление на возврат денег, что мы и сделали. Но ответа так и не поступило, — сообщает в соцсети «ВКонтакте» Наталья Просвирина. — В декабре мы повторно написали, но результатов нет. Они умышленно продают товар, которого у них нет, но при этом утверждают, что все в наличии. По этой схеме они обманули много людей, различные форумы пестрят подобными сообщениями. Давайте посадим этих мошенников!!! Все, кого они обманули, пишите в прокуратуру своего города обычным письмом, можно на их электронную почту».
Массовый переход компаний, имеющих реальные магазины, склады и юридические адреса, в онлайн-торговлю должен благотворно сказаться на защите прав потребителей: будет куда прийти, чтобы пожаловаться и поменять товар. И возможно, что именно крупный бизнес, а не общественные правозащитники, пролоббирует законодательные изменения, усиливающие государственный контроль за интернет-торговлей.
Это продиктовано необходимостью избавиться от конкурентов, выставляющих товары по заниженным ценам. Как ни странно, но именно присутствие на рынке продавцов контрафактной продукции и маленьких интернет-магазинов, дающих минимальные наценки, хоть как-то заставляло крупных игроков следить за ценниками. Своеобразная антимонопольная профилактика. Как ситуация будет развиваться дальше, пока неизвестно.
Опыт западных стран в сфере интернет-торговли, к которому апеллируют правозащитники, не следует все же воспринимать как нечто идеальное. Там тоже ведутся споры о допустимых мерах и способах регуляции. И мошенников тоже хватает.
Известна история, когда в Великобритании компания молодых людей сняла квартиру с помощью каких-то «левых» документов и накупила бытовой техники через интернет в кредит. Не сделав ни одного взноса, они съехали в неизвестном направлении, после чего продали товар уже через собственный интернет-магазин по ценам в два раза ниже рыночных. Подобную махинацию они проворачивали несколько раз. Любопытно, что мошенники — выходцы из России...