Правительство России пообещало «Уралвагонзаводу» рассмотреть вопрос о госгарантиях на фоне конфликта с Альфа-банком, пригрозившим обанкротить танкостроительную корпорацию. Юристы полагают, что иск о банкротстве и впрямь может быть подан, но только для острастки. Стороны, вероятно, постараются договориться во внесудебном порядке. Гораздо печальнее может оказаться судьба дочернего тракторного завода УВЗ в Челябинске, из-за долгов которого производители танков и повздорили с «Альфой»: пока госгарантии не получены, под угрозой увольнения по-прежнему остаются пять тысяч человек.
Альфа-банк преподнес неприятный сюрприз производителю новейшего российского танка «Армата» накануне 70-летия Победы, объявив, что может подать иск о банкротстве «Уралвагонзавода» из-за долгов. Позднее стало известно, что банк настаивает на досрочном погашении внушительного кредита и уже подал иск на 6 миллиардов рублей и 39,7 миллиона долларов.
Танкостроители, судя по реакции топ-менеджеров, такого подвоха не ждали. Замгендиректора УВЗ Алексей Жарич говорил «Ленте.ру», что позиция банка «неконструктивна» и вопрос нужно решать «в русле диалога». «Действия Альфа-Банка связаны с допущенной просрочкой по кредиту "ЧТЗ-Уралтрак" (Челябинский тракторный завод, входящий в УВЗ — прим. «Ленты.ру»), которая в данный момент погашена. Тем не менее банк предъявил сразу всю сумму к погашению, а сейчас пытается банкротить уже всю корпорацию», — возмущался он. В УВЗ подчеркивали, что челябинское предприятие ждет госгарантий по кредитам на 15 миллиардов рублей — часть этих денег пойдет на погашение долгов и антикризисную программу. Последовавший за этим арест по решению суда 523,5 миллиона рублей, принадлежащих УВЗ и ЧТЗ, в корпорации считают незаконным. Гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко высказался еще жестче. «Из содержания писем, которые мы получаем от банка, могу заключить только одно: это чистой воды шантаж. Будем предпринимать юридические действия», — заявил он 13 мая в интервью РБК. И добавил, что «банк сам нас умолял и хотел с нами работать».
Днем позже военному оппоненту ответила пресс-служба Альфа-банка, распространив многословный комментарий, суть которого сводилась к следующему: УВЗ сам подписал договор, предусматривающий требование досрочного возврата всего займа в случае неплатежей. «Мы приветствуем частичное погашение долга (29 апреля заемщик перечислил 325 миллионов рублей), однако к моменту платежа заемщик должен был вернуть всю сумму кредита», — сообщили в банке. И заявили, что не видят оснований для продления сроков займа дочерним структурам «Уралвагонзавода». «Финансовое положение предприятия («ЧТЗ-Уралтрак» — прим. «Ленты.ру») ухудшается, сроки предоставления государственных гарантий не обозначены, а заложенная производственная недвижимость неликвидна», — пояснили в банке. И предупредили, что любые комментарии о незаконности поданных Альфа-банком исков «могут быть расценены как попытка оказать давление на суд».
В «Уралвагонзаводе» говорят, что челябинское предприятие всегда было проблемным активом. Как следует из базы СПАРК, «ЧТЗ-Уралтрак» создали на базе обанкротившегося в 1998 году Челябинского тракторного завода, а УВЗ стал совладельцем предприятия в 2001 году. Теперь завод принадлежит УВЗ и дочерним структурам самого ЧТЗ, причем напрямую корпорация владеет лишь 17,33 процента акций, около 16 процентов — у Минимущества Челябинской области. Помимо тракторов, предприятие выпускает дорожно-строительную технику: бульдозеры, погрузчики, трубоукладчики. В 2011 году убытки ЧТЗ-Уралтрак составили 5 миллиардов рублей, в 2012-м — 1,3 миллиарда, в 2013 году — 2,5 миллиарда рублей (данных за 2014-й нет).
Завод, рассчитанный на выпуск 70 тысяч тракторов в год, априори не мог быть полностью загружен заказами и нуждался в переформатировании на современный лад. «Изначально мы выделили в отдельное производство выпуск двигателей для бронетехники, в том числе танков Т-90 и «Армата», которое сегодня работает без сбоев, полностью загружено, больших долгов по кредитам не имеет. Что касается гражданской продукции, в следующем году планировалось начать реализацию антикризисной программы, предусматривающей переезд в более компактное помещение, сокращение непрофильных активов, персонала», — рассказал «Ленте.ру» Алексей Жарич. По его словам, ситуация с дорожно-строительной техникой резко ухудшилась после вступления России в ВТО: иностранные производители, в том числе из Китая, вытеснили с рынка российскую продукцию. В связи с этим была разработана антикризисная программа ЧТЗ, включающая в себя сокращение персонала и производственных площадей с 400 до 100 тысяч квадратных метров.
Спасительной соломинкой для завода должен был стать совместный проект УВЗ с американской Caterpillar по выпуску локомотивов. СП планировалось развернуть на площадке Челябинского тракторного завода, а объем инвестиций с обеих сторон оценивался в 7 миллиардов рублей. Но после того, как «Уралвагонзавод» попал в санкционный список США, американская компания вынуждена была прекратить сотрудничество.
Предприятие готовилось к худшему, намереваясь уволить большую часть персонала — около 6000 человек из чуть более 8000. Второй шанс дали ЧТЗ девальвация рубля (иностранная техника подорожала, и спрос на российские трактора, погрузчки и другие машины вырос) и распоряжение правительства о закупке только российской дорожной техники для инфраструктурных проектов. Компания отозвала уведомление о сокращениях, а планы по выпуску спецтехники пересмотрела в сторону увеличения примерно на 35-40 процентов, до 1200-1300 штук. «Мы попросили госгарантии именно для реструктуризации кредитного портфеля и пополнения оборотных средств, чтобы предприятие могло выполнять возросший объем заказов на дорожно-строительную технику», — объясняет Жарич.
Многолетние проблемы ЧТЗ обострились на фоне трудностей в других сегментах гражданского сектора — вагоностроении, где «Уралвагонзавод» традиционно занимал лидирующие позиции, а также производстве трамваев. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в первом квартале этого года УВЗ сократил выпуск грузовых вагонов в шесть раз до 920 штук на фоне общего снижения спроса: производство в РФ упало вдвое до 6,6 тысяч штук.
Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук полагает, что у «Уралвагонзавода» еще есть шанс увеличить выпуск вагонов во втором квартале, но все будет зависеть от мер господдержки и доступности кредитных ресурсов. В целом в 2015 году ожидается дальнейшее сокращение производства грузовых вагонов в России с 70-75 тысяч до 35-45 тысяч. «Уралвагонзавод» также мог бы заработать на трамваях, которые выпускает его дочернее предприятие «Уралтрансмаш» совместно с польской Pesa, выигравшее тендер на поставку Москве 120 единиц. Кроме того, в прошлом году УВЗ представил новый сверхсовременный низкопольный трамвай R1. Но трамвайный рынок сегодня находится не в лучшей форме. «Количество городов с трамвайными системами постоянно сокращается, спрос в основном в ближайшие годы можно ожидать только в городах, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года», — полагает Савчук. Довольно туманными эксперт считает и долгосрочные перспективы увеличения спроса на трамваи.
В такой ситуации «Уралвагонзаводу» приходится надеяться только на гарантии государства по кредитам и деньги гособоронзаказа. В марте гендиректор УВЗ Олег Сиенко говорил, что корпорация нуждается в госгарантиях на 60 миллиардов рублей и докапитализации еще на 30 миллиардов. Челябинский тракторный завод запросил госгарантии на 15 миллиардов рублей. В начале мая Сиенко обращался с письмом к вице-премьеру Дмитрию Рогозину с просьбой о госгарантиях, в котором фигурируют другие цифры: 16,7 миллиарда рублей для УВЗ и 4,8 миллиарда рублей — для челябинского завода. Глава «Уралвагонзавода» также просил о докапитализации компании на 35,2 миллиарда рублей. В Минтрансе подтвердили «Ленте.ру» получение копии этого письма и его содержание. В Минфине сообщили, что письмо поступило в межведомственную комиссию. В Минпромторге и МЭР на запрос не ответили.
Вопреки заявлениям о невмешательстве российских властей в хозяйственные споры, правительство России отреагировало на многочисленные просьбы Сиенко о помощи: премьер-министр Дмитрий Медведев 15 мая пообещал дать поручение рассмотреть вопрос о предоставлении госгарантий.
В администрации Челябинской области «Ленте.ру» сообщили, что вопрос господдержки «ЧТЗ-Уралтрак» рассматривался неоднократно, в том числе комиссией по мониторингу за состоянием системообразующих предприятий. Дать госгарантии заводу просил Минпромторг, в результате, по словам представителя администрации, «было принято принципиальное решение о возможности предоставления государственных гарантий в объеме 4,8 миллиардов рублей». «Данный вопрос вынесен на ближайшее рассмотрение межведомственной комиссии», — добавил он. Если в спасении самого «Уралвагонзавода» сомневаться не приходится (а уж банкротство производителя «Арматы» выглядит совсем фантастикой), то судьба челябинского завода остается не ясной. Во всяком случае перспектива сокращения персонала ЧТЗ вполне реальна. «По состоянию на 13 мая "ЧТЗ - Уралтрак" уведомил службу занятости населения о предстоящем увольнении по сокращению численности работников в мае-сентябре — 5006 человек при среднесписочной численности предприятия 8111 человек», — сообщил «Ленте.ру» пресс-секретарь губернатора Челябинской области Олег Гришанков. И добавил, что в области действует госпрограмма содействия занятости, помимо этого ЧТЗ — участник дополнительных мероприятий (временная занятость, переобучение), находящихся на согласовании комиссии при Минтруде.
Жесткая позиция Альфа-банка к полувоенному неплательщику может быть связана с финансовым положением самого банка, прибыль которого за 2014 год упала в 27 раз до 303 миллионов долларов. Сказались переоценка ценных бумаг, рост резервов по кредитам (отчисления на резервы удвоились до 1,4 миллиарда долларов) и неплатежей. Среди проблемных клиентов значатся инжиниринговая группа Е4, основанная министром открытого правительства Михаилом Абызовым, и авиакомпания «ЮТэйр». С ними «Альфа» также разбирается в судах, пытаясь взыскать многомиллиардные долги. В своем релизе в ответ на упреки топ-менеджмента УВЗ Альфа-банк прямо заявил, что невозврат долгов заемщиками «несет потенциальную угрозу стабильности» кредитного учреждения.
Источник, близкий к Альфа-банку, говорит, что с крупными клиентами, такими как «Уралвагонзавод», обычно стараются уладить конфликты миром. Вероятно, все к тому и идет, поскольку сложившуюся ситуацию стороны больше не комментируют, подтверждая, что внесудебные переговоры продолжаются. «Это стратегический заемщик, и банки в аналогичных случаях обычно идут на рефинансирование долга. Тем более что просрочка — в пределах трех месяцев», — утверждает собеседник «Ленты.ру». И не исключает, что агрессивная стратегия банка может быть нацелена на получение доли в «ЧТЗ-Уралтрак».
Адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев отмечает, что все это «похоже на психологическую войну со стороны банка». «Очень вероятно, что стороны в итоге достигнут договоренности. Хотя не исключено, что иск о банкротстве все же будет подан, чтобы сильнее воздействовать на корпорацию», — сказал он «Ленте.ру». Зампредседателя коллегии адвокатов компании «Де-Юре» Антон Пуляев добавляет, что дела о банкротстве длятся годами, а вопрос госгарантий «политический и к судебному разбирательству непосредственного отношения не имеет».