В ближайшее время в Госдуме планируют рассмотреть вопрос о введении в России наказания за многоженство. По словам депутата Ольги Алимовой, такая практика существовала прежде и 20 лет назад за сожительство с несколькими женщинами можно было получить реальный срок. В свою очередь глава СПЧ Михаил Федотов предложил начать дискуссию о религиозных браках, которые не имеют правового статуса, однако служат оправданием многоженства для верующих мусульман. Насколько актуален сегодня в России разговор о многоженстве? Каково отношение к религиозным бракам у мусульман? Что думают об этом представители исламского духовенства? На эти вопросы «Ленте.ру» ответил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир-хазрат Мухетдинов.
«Лента.ру»: Многоженство в России популярно?
Мухетдинов: В последнее время в мусульманской среде, как в России, так и в странах СНГ, многоженство становится весьма распространенным явлением. Еще в СССР, несмотря на запреты и уголовную ответственность, многоженство имело место, особенно в республиках Средней Азии и на Кавказе. Теперь, по ряду причин, это стало более дозволительным и количество таких союзов увеличилось. Причем не только в регионах Кавказа, но и в европейской России. Чему-то удивляться тут уже не приходится. Те люди, которые укоренены в исламе и знакомы с религиозными законами, считают для себя возможным взять вторую, а иногда и третью жену.
Какова позиция исламского духовенства по этому вопросу?
Она заключается в соблюдении заповедей. Если к нам обращаются мусульмане с просьбой совершить обряд никаха (венчание), мы в соответствии с канонами нашей религии выясняем, было ли получено согласие первой жены, в состоянии ли этот мужчина обеспечить своих жен всем необходимым. Мы должны убедиться, сможет ли он быть справедливым к своим женам, и вообще оценить адекватность этого человека, понять, почему он решил взять вторую жену.
Чтобы следовать заповедям. Разве нет?
Это большое заблуждение. Многоженство в исламе — вещь допустимая, но не предписываемая Кораном, как многие считают. К сожалению, отдельные религиозные деятели порой выдергивают из священного писания цитаты и трактуют их таким образом, что мусульманин чуть ли не обязан иметь несколько жен. Тогда как Коран в этой связи говорит о женщинах из неблагополучных слоев населения, которые в силу ряда причин не в состоянии самостоятельно себя обеспечить. Но надо понимать, что Коран отражает состояние средневекового общества, где женщины, потерявшие кормильцев в ходе многочисленных войн, были обречены на рабское существование или голодную смерть. «И те из сирот, которые не смогут вступить в брак, берите из них вторую, третью и четвертую жену. Но будьте справедливы. Если же вам никогда не достигнуть справедливости, одна для вас предпочтительней», — говорит священный Коран. То есть прожить счастливым браком с одной единственной женой — это предпочтительный выбор.
И сегодня есть женщины, оставшиеся без социальной поддержки.
Увы, это так. Мне часто пишут женщины, уже в возрасте, просят найти им спутника жизни. Причем они готовы стать второй женой, понимая что это означает. Выходит, что быть второй женой, получая социальную поддержку, для них, наверное, лучше, чем жить в одиночестве. И Коран позволяет таким женщинам вступить в брак, чтобы не терпеть нужду.
Законы шариата гарантируют равные права всем женам?
Разумеется. Пророк Мухаммед, у которого было много жен, своим примером это показывал. Каждая жена имела свое отдельное место пребывания и свой день посещения. И будучи уже на смертном одре, Мухаммед просил у жен разрешения, чтобы они уступили свой законный день его любимой жене, которая за ним ухаживала. Не может мужчина чем-то обделить одну из своих жен. Это нарушение законов шариата. В нормальном мусульманском обществе эта женщина должна обратиться к кади (шариатский судья — прим. «Ленты.ру»), который вынесет предписание, как поступить с таким мужчиной. То же и в случае развода. По мусульманским законам женщина имеет право на имущество. Ее нельзя оставить без крова и без поддержки, покуда она не обретет нового кормильца. И были прецеденты, когда такая социальная ответственность длилась долгие годы.
Российские мусульмане это понимают? Соблюдают эти правила в отношении вторых жен, не защищенных семейным законодательством?
Вопрос верный. Под защиту нашего законодательства вторые жены не попадают, и их судьба остается на совести мужчины. А совесть такая вещь, которая то дремлет, то просыпается. И закон люди часто трактуют так, как им удобно. Сегодня он святее Папы Римского, а завтра может сказать: ты свободна, иди без всего, и ничего ты не докажешь. Таких прецедентов, увы, очень, очень много. И наши имамы из-за многочисленных жалоб со стороны женщин вынуждены постоянно произносить проповеди об ответственности мужчин. Приходится говорить об отношении к женам, об алиментах, о содержании детей. Но и женщины должны осознать, какой это риск. Им надо четко понимать, что, становясь второй женой, они могут уповать только на совесть мужчины и на милость Всевышнего. Исключения составляют только те общества, где сильны понятия рода и общины. Там, если второй брак стал публичным, женщина может обратиться к главе рода и к имаму. Община соберется и потребует соблюдения прав женщины. Но это все из области гипотетических предположений.
Почему так происходит?
Наши люди, к сожалению, далеки от глубокого понимания Корана. Их отношение к женщине зачастую потребительское. Оттого и сталкиваемся мы иной раз с тем, что мужчина берет вторую молодую жену, потому что первая ему наскучила. А ведь жены пророка Мухаммеда — это были вдовы. Не юные пышногрудые девушки, к которым он питал бы страсть и вожделение. Это были уже немолодые женщины, не рассчитывавшие на повторный брак.
Тогда не проще ли просто иметь любовницу? Зачем эти условности, если ответственности все равно никакой?
Кто-то тайно заводит любовниц и любовников, а кто-то берет вторую жену. С точки зрения ответа перед Богом человек может сказать, что это не любовница, а законная вторая жена. И пусть в другом обществе, в иной религиозной доктрине, это все равно расценивается как блуд — по законам шариата это считается вторым браком.
Как поступают имамы, если их просят о проведении такого обряда?
В прежние времена многие имамы просили показать паспорта с государственной регистрацией брака, как и православные священники, насколько мы знаем. И только после этого читался обряд никаха. Я считаю, что в светском обществе такой подход правилен. Именно потому, что в исламском обществе религиозный брак накладывает на человека ровно те же обязательства, что и законный брак в светском.
Другие имамы придерживаются той же позиции?
За всех ответить невозможно. Кто-то, для кого первичны религиозные нормы и правила, будет действовать согласно законам шариата. А кто-то, для кого на первом месте стоят принципы светского государства, будет руководствоваться ими.
Если имам откажется проводить обряд, верующий отступится?
В отличие от христианства, в исламе нет понятия церкви. Поэтому если в мечети имам отказал вам в проведении обряда никах, то вы можете найти любого мусульманина, привести двух свидетелей и провести обряд в квартире, на улице, в метро, где угодно, и даже по телефону. Это пример духовного невежества. В советское время мы не имели возможности готовить исламских богословов, и в их отсутствие каждый начал трактовать закон так, как он считает правильным. Всякий, кто пролистал Коран, мнит себя богословом и считает возможным говорить от имени Пророка. Люди почему-то считают, что можно как угодно и где угодно провести религиозный обряд или пятничную молитву. Да еще и сделать на этом деньги. Имама заменил интернет. «Окей Google, что говорит Коран о том-то и том-то…» Подыскивает такой мусульманин удобный для него ответ и заявляет: моя совесть чиста, я поступлю так, как написано в интернете.
В бывших республиках СССР сегодня законодательство более либеральное в плане многоженства?
Вовсе нет. Хотя многие пытаются представить ситуацию именно таким образом. Часто, отказывая в проведении никаха, приходится слышать: «Вот у вас тут так, а у нас в Таджикистане иначе, и на каком основании вы нам отказываете…» Таким мы предлагаем вернуться в Таджикистан и провести там подобный обряд. Там им не только откажут, но еще их и отчитают. А то и посадят, если выяснится, что кто-то что-то сделал в обход закона и существующих правил. Там не забалуешь, все как в Советском Союзе. Есть штамп в паспорте — венчают. Нет — до свидания!
Стоит ли сегодня говорить о легализации в России религиозных браков и многоженства?
Это опасная тема. Одна из тех, что подрывают основы светского государства, закрепленные в нашей Конституции. Если мы этого не хотим, то лучше оставить все как есть. Если люди хотят жениться, то какие бы запрещающие законы мы ни приняли, они все равно будут жениться на второй, третьей и четвертой. Если же мы решим изменять законодательство и признавать многоженство, то надо быть готовым к тому, что эта тема начнет развиваться и в других плоскостях. Кто-то потребует сдвинуть возрастные барьеры, а кто-то и половые.
Возможно, такие изменения стоит ввести в отдельных регионах?
Когда в 1991 году регионам дали столько суверенитета, сколько они хотели, это привело к двум чеченскими войнам. За последние 15 лет мы смогли привести региональные законы в соответствие с федеральными, и едва ли стоит возвращаться назад. А еще кроме традиционных конфессий есть и нетрадиционные, тоже заявляющие о своих правах и не понимающих, по какому принципу мы решаем, кому иметь больше прав, а кому меньше. Они такие же верующие. Правда, среди них есть, например, сатанисты. Поэтому лучше бы нам всем иметь общие законы и равные права независимо от национальных и религиозных особенностей.