Бизнес
12:23, 20 мая 2015

Ретейл закатает губу Торговым сетям хотят запретить наживаться на поставщиках и производителях

Инесса Паперная
Выкладка товара на стеллажи торгового центра МЕТРО Кэш энд Керри
Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Депутаты решили взяться за торговые сети, берущие плату за доступ товаров на полки. Госдума приняла 19 мая в первом чтении законопроект о снижении максимального размера вознаграждения, которое поставщики выплачивают ретейлерам, с 10 до 3 процентов и отмене всех бонусов. «Лента.ру» попыталась разобраться, приведет ли запрет на магазинные поборы к главной цели властей — увеличению доли отечественной продукции на прилавках.

Крупнейшие водочные производители накануне уладили громкий конфликт с сетью «Дикси», на которую ранее жаловались в ФАС. Холдинги «Синергия» и «Руст», владеющие вино-водочными и коньячными заводами, были возмущены превышением допустимого размера бонуса, якобы потребованного ретейлером с производителей.

В совместном заявлении сторон указывается, что компромисс между производителями алкоголя и одной из крупнейших российских сетей демонстрирует возможность построения цивилизованных отношений между поставщиками и ретейлерами в рамках открытого диалога.

Торговая война

А ведь в возможность таких отношений еще недавно верилось слабо. Долгие годы между сетями и продуктовыми производителями кипят нешуточные страсти. Последние обвиняли первых в многочисленных поборах, начиная от предоставления скидок от оптово-отпускной цены товара и платы за вход и заканчивая навязыванием дорогостоящих, порой ненужных услуг (так называемый фальш-маркетинг: маркетинговых услуг по продвижению товара, по прогнозированию объемов продаж и т.д.), отказ от которых грозил разрывом контрактов.

Еще накануне прошлого кризиса ФАС вычислила, что в некоторых сетях торговые наценки и другие накрутки достигают 80 процентов от общей стоимости товара. Более того, игроки зачастую жаловались на разный размер поборов для поставщиков схожей продукции, что на языке экономистов называется «дискриминационной политикой».

Многочисленные разбирательства антимонопольного ведомства с сетевиками заставили законодателей задуматься об ограничениях «жирных котов» в лице ретейлеров. Вступивший в силу в феврале 2010 года закон «О торговле» должен был ограничить их монополию и искоренить практику поборов. Торговым сетям запретили включать в договор поставки различные бонусы, кроме так называемого ретробонуса (премии за объем продаж), размер которого не должен превышать 10 процентов. И хотя закон позволил сетевикам также предоставлять дополнительные услуги и брать за них плату, ставить договор поставки в зависимость от договора на маркетинговые услуги было запрещено.

На деле же мало что изменилось. Накануне ФАС уличила «Перекресток» в создании дискриминационных условий для поставщиков мяса: им навязывали различную стоимость за одинаковый объем услуг по продвижению товаров. По словам заместителя начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Екатерины Урюкиной, ведомство до сих пор сталкивается со случаями, когда торговые сети, занимая более сильную экономическую позицию, создают условия, при которых поставщики вынуждены платить разную цену за одно и то же.

Вышеупомянутые водочные производители, жалуясь в феврале этого года на «Дикси», уверяли, что, помимо максимально разрешенного законом «О торговле» вознаграждения в 10 процентов, им навязывали ненужные услуги: в частности, требовали еще 15–20 процентов от цены поставки в виде платежей за маркетинг и логистику. Наиболее эпатажным было выступление православного бизнесмена Василия Бойко-Великого. В марте он обвинил в шантаже сеть Metro, которая якобы уже несколько лет требует с него несколько миллионов рублей за возможность выставить продукцию «Русское молоко» на прилавки.

Ретейлеры, естественно, свою вину отрицали. В Metro Cash & Carry и «Дикси» заверяли, что не навязывают дополнительных услуг и никакой платы «за вход в сеть» не существует. Однако «Дикси» все же пришлось урегулировать скандал. И понятно почему.

Проблему взаимоотношений сетей и производителей взяли под контроль высшие эшелоны власти, чему способствовал резкий рост продуктовых цен в конце прошлого и начале этого года. Введение продовольственного эмбарго обнажило высокую степень зависимости отечественного рынка от импорта. И хотя в своем решении ограничить ввоз продукции власти делали ставку на отечественных производителей, постепенно выяснилось, что быстрому замещению товаров мешают… да-да, продавцы.

Новая инициатива

В середине марта премьер-министр Дмитрий Медведев пригрозил разбирательствами торговым сетям, незаконно ущемляющим интересы отечественных сельхозпроизводителей. Медведев отметил рост доли отечественных продуктов на полках магазинов, но признал и то, что аграриям по-прежнему «приходится бороться за доступ в торговые сети, соглашаясь порой на не всегда выгодные условия поставок».

На одном из совещаний, посвященных ситуации на продовольственном рынке, премьер заявил о назревшей необходимости внесения изменений в закон «О торговле» и дал поручение всем заинтересованным сторонам согласовать их до 30 мая.

К этому времени в недрах депутатского корпуса уже созрел пакет поправок, который тут же представили на обсуждение думцам. Накануне, 19 мая, он был единогласно принят в первом чтении, предполагается, что он может пройти все чтения еще в осеннюю сессию.

Если это случится, то владельцам магазинов грозят более жесткие по сравнению с действующими ограничения. Самые болезненные из них — снижение максимального разрешенного размера ретробонуса с 10 до 3 процентов от суммы поставки и запрет взимать плату за любые услуги поставщикам.

Изменения законодательства поддержат российских производителей, в частности фермеров, отмечают авторы в пояснительной записке. А исключение оплаты в том или ином виде за размещение товара на полках супермаркетов снизит их конечную стоимость и в итоге — инфляцию. Сети обяжут сделать критерии отбора поставщиков прозрачными и публиковать их на своих сайтах.

Неудивительно, что производители возлагают на документ большие надежды. «Проблема многочисленных и непрозрачных выплат сетям весьма серьезная, и это влияет на конечную стоимость продуктов на полках сетевых магазинов», — сообщил «Ленте.ру» финансовый директор кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев. По его словам, принятие закона обернется плюсами для поставщиков и покупателей. Первые не будут закладывать в стоимость риски непрогнозируемых расходов на выплаты сетям, а вторые смогут выиграть до 10 процентов от стоимости продуктов на полках.

В обществе по защите прав потребителей «Росконтроль» также считают проект одной из мер по снижению стоимости товаров. «Ретейл получает колоссальную доходность, фактически регулирует цены, а равно и кошельки потребителя, — говорит председатель общества Александр Борисов. — Мы надеемся, что инициатива депутатов будет в первую очередь направлена на защиту потребителя от завышенных трат».

Однако сторонние эксперты считают, что малым и средним поставщикам, а также производителям новых, еще нераскрученных брендов, порой выгодно оплачивать сетям какие-то услуги. «Сами по себе бонусы — вполне рациональная и объективная вещь, которая скорее помогает производителям попасть на полку, чем мешает», — заявил «Ленте.ру» партнер Strategy Partners Group Виталий Вавилов. По его словам, полка ретейлера ограничена, и когда он ставит туда новый бренд, приходится убрать оттуда какой-то старый с его объемами продаж и прибыли.

Чтобы ретейлеру компенсировать эти риски, и существуют бонусы и другие виды платежей. «Если их убрать, то соответствующая плата за риски либо скажется на цене, либо ретейлеры потребуют от новых брендов рекламной активности с затратами, значительно превышающими нынешний размер платы за вход, либо сети вообще не станут рисковать, и количество новых брендов на полках снизится», — уверен эксперт.

Так что принятие закона существенно повысит степень зарегулированности в отрасли и косвенных издержек ритейлеров. А средний уровень цен на потребительские товары несколько увеличится, что никак не согласуется с планами властей. При этом производители отечественной продукции, пока еще не пользующейся популярностью у покупателей, вряд ли получат существенную выгоду от нововведения, уверен Тимур Нигматуллин, аналитик инвестхолдинга «Финам». Напротив, для них сократятся возможности по входу в сети за дополнительную плату и в результате их ждет скорое банкротство или поглощение другими игроками рынка.

В том, что закон не повлияет на долю российских товаров на магазинных полках, уверены и сами ретейлеры. «В США и Европе бизнес поставок в крупные торговые сети — "кино не для всех", — рассуждает Александр Кузьмин, генеральный директор «РусХолтс» (сеть магазинов при АЗС). — Взаимоотношения ретейлера и поставщика — это технология, придуманная в Америке и Европе в 90-е годы и в том или ином виде работающая по всему миру».

По его словам, законодатели пытаются решать один частный вопрос — регламентировать бонусы, но не учитывают всего комплекса взаимоотношений между сетью и поставщиками. Свою структуру доходов любая сеть постарается сохранить при любом положении вещей: предложат другие услуги, изменятся бонусы. Крупные сети уже направили в правительство письмо, в котором предупредили, что будут вынуждены отказаться от строительства новых магазинов и, возможно, поднять отпускные цены из-за сокращения бонусов.

Вместе с тем жертвами депутатской инициативы может оказаться малый и средний бизнес, состоящий из нескольких магазинов, а также региональные игроки. «При текущей трактовке законопроекта все сети ставят в равные условия, и пострадает именно локальный ретейл, которому придется поднять цену товаров на полке. Крупный бизнес продолжит свое развитие за счет больших объемов закупок», — уверяет гендиректор сети супермаркетов «Я любимый» Леван Меликян.

По его словам, у большинства небольших локальных сетей отсутствует практика платного входа на полку, в отличие от крупных федеральных сетей. «В нашей сети открытый доступ на полку для поставщиков. А требования достаточно просты: продукт должен быть хорошего качества, желательно отечественный и за оптимальную цену, — делится опытом Меликян. — Мы сконцентрированы именно на качественных фермерских товарах, которые не выдерживают конкуренцию не в ретейле, а именно с крупными производителями нашего рынка. Они попадают под демпинг по причине отсутствия сильной маркетинговой поддержки и узкой представленности в регионах, а потому проигрывают на полках гиперретейлеров по вполне понятным причинам».

В то же время небольшие сети, по его словам, договариваются с фермерами о том, что, опуская розничную цену и делая привлекательнее товар на полке, они получают дополнительную премию от поставщика. «На цене для покупателя это никак не отражалось», — говорит Меликян. Поэтому многие локальные игроки живут именно за счет ретробонусов, снижать размер которых неверно, уверен представитель небольшого ретейлера — это компенсация убытков как в наценке, так и в экономике сети.

Лучшим выходом представители торговой сферы считают не законодательные ограничения, а саморегулирование — в их глазах это самый эффективный способ организации взаимоотношений на рынке. Беда в том, что за долгие годы работы на рынке стороны так и не научились договариваться. Возможно поэтому осенью, когда вновь придется решать вопрос с доступом отечественных продуктов на прилавки, депутатскую инициативу все-таки поддержат.

< Назад в рубрику