Сегодня в Риге открывается очередной саммит «Восточного партнерства». Мероприятие проходит на фоне технического дефолта Украины и серьезных разногласий стран-членов ЕС по поводу перспектив дальнейшего расширения Евросоюза.
Европейский союз стремительно движется по тому же пути, по какому шел Советский Союз, и пытается стандартизировать все, что только может. Эстафету ошибок от советских чиновников приняли чиновники Евросоюза. В 2004 году они запустили так называемую политику соседства с целью разработать единый подход в отношении всех стран, с которыми Евросоюз граничит, — от Марокко на юго-западе до Беларуси на северо-востоке.
К соседям Евросоюза первоначально была отнесена и Россия. Чиновники полагали, что вникать в особенности каждой страны совершенно ни к чему — можно составить для всех соседей одинаковый документ об основах взаимоотношений, склонить глав государств и правительств подписать его и жить припеваючи. Не получилось. Первой возмутилась Россия, которая заявила, что она не просто сосед, а партнер. Затем выяснилось, что и другие соседи Евросоюза хотят быть не просто соседями, а партнерами.
Постепенно чиновники Евросоюза научились отличать Восточную Европу от Северной Африки. Наконец, на саммите в Праге в 2009 году появилось «Восточное партнерство». В 2011 году на саммите в Варшаве определился список партнеров ЕС: ими стали Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. В 2013 году был саммит в Вильнюсе, где Виктор Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, с чего и начался прошлогодний переворот в Киеве.
Сегодня стартует уже четвертый саммит «Восточного партнерства» — в Риге. В отличие от своих литовских коллег, которые полагали, что достаточно подарить лидерам стран-партнеров по ручке, и они подпишут любые документы, латвийские дипломаты более серьезно подготовились к саммиту. И чиновники Евросоюза им в этом помогли. Например, изначально планировалось, что участникам саммита в Риге представят доклад Европейской комиссии о готовности Украины к подписанию соглашения с Евросоюзом об отмене виз. На деле, однако, доклад был опубликован на две недели раньше — чтобы уж точно обошлось без сюрпризов.
Проблема Украины станет важнейшим вопросом на саммите в Риге. Полтора года назад Украина отказалась подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, но потом в стране произошел государственный переворот, и новое правительство Украины подписало соглашение, практически его не читая. Однако от соглашения об ассоциации до полноправного членства может пройти более десяти лет. Например, Польша подписала соглашение об ассоциации в 1991 году, а окончательно присоединилась к Евросоюзу лишь в 2004-м. Поэтому и правительству, и народу Украины многие годы придется работать сверхурочно, чтобы привести свою страну в соответствие стандартам Евросоюза в вопросах политики и экономики.
Пока же, по мнению чиновников Евросоюза, правительство Украины работает хорошо, но мало. Вот и в докладе Европейской комиссии, опубликованном накануне саммита, написано, что пока Украина не готова к отмене виз с Евросоюзом. Мол, хоть чиновники Евросоюза и отметили прогресс на Украине в таких вопросах как борьба с организованной преступностью, этого недостаточно, чтобы совсем отменить визовый режим. Правда, уважая усилия украинского правительства, Европейская комиссия готова провести следующую оценку ситуации на Украине не через год, как оно принято, а в порядке исключения всего через полгода. Новый доклад будет представлен уже в декабре.
Постепенно чиновники Евросоюза начинают понимать, что хотя восточных партнеров у них всего шесть, все они — разные. Армения и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз и готовы сотрудничать с Евросоюзом лишь настолько, насколько это не противоречит их обязательствам перед Астаной, Бишкеком и Москвой. Причем и между собой Армения с Белоруссией сильно различаются: в Армении — демократия, а президент Белоруссии Александр Лукашенко, по мнению чиновников Евросоюза, «последний диктатор Европы». Из-за такого отношения Лукашенко не едет на саммит в Ригу — вместо него приедет министр иностранных дел Владимир Макей.
Украина, Грузия и Молдавия подписали с Евросоюзом соглашения об ассоциации. Однако и к этим трем странам нельзя подходить с единой меркой. Например, Грузия в последние годы гораздо успешнее, чем Украина, боролась с коррупцией, однако отменять визы с Грузией Евросоюз не спешит. Ведь если отменить визы с Грузией, придется отменять их и с Украиной, а этого Евросоюз делать не хочет — боится украинской организованной преступности. Вот и получается, что «отстающая» Украина тянет вниз «отличницу» Грузию. Если такой подход к странам «Восточного партнерства» у Евросоюза сохранится, Грузия и Украина когда-нибудь непременно поссорятся.
Наконец, Азербайджан не входит в Евразийский экономический союз, но и не хочет подписывать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. С одной стороны, нефтяные доходы позволяют ему сохранять нейтралитет. С другой стороны, более миллиона граждан Азербайджана живут и работают в России, а Евросоюз продолжает оказывать республике экономическую помощь. При этом ни Россия, ни Евросоюз не хотят всерьез решать проблему Нагорного Карабаха, то ли откладывая решение на потом, то ли надеясь, что со временем проблема сама «рассосется». Так что для президента Азербайджана Ильхама Алиева важнейшее мероприятие на саммите в Риге — это встреча с президентом Армении Сержем Саргсяном.
Вот и получается, что кроме общего прошлого в Советском Союзе «восточных партнеров» Евросоюза ничто не объединяет. Причем отношение к общему прошлому в этих странах тоже разное. Кто-то вспоминает один негатив, а кто-то стремится сохранить и использовать то, что было построено в советские годы. Некоторые из тех, кто помнит только плохое, пытаются во всем винить Россию. Несомненно, в Риге они получат возможность высказаться, из-за чего кто-то в России назовет этот саммит «русофобским».
Две недели назад заместитель министра иностранных дел Белоруссии Елена Купчина сказала, что рижский саммит «Восточного партнерства» может стать последним. Едва ли это так. В конце концов, «Восточное партнерство» обеспечивает работой сотни чиновников как в Брюсселе, так и в странах Евросоюза, а также в странах-партнерах. Эти люди от своей работы просто так не откажутся. Однако ни Голландия со Словакией, которые будут председательствовать в Евросоюзе в 2016 году, ни Мальта с Великобританией, чья очередь подойдет в 2017 году, не заинтересованы в том, чтобы проводить следующий саммит «Восточного партнерства» на своей земле.
Другое дело Эстония, которая возглавит Евросоюз в первой половине 2018 года. За последние десять лет Эстония много сделала для развития отношений между Евросоюзом и странами Восточной Европы. До 2004 года, когда Эстония вступила в Евросоюз, западные европейцы учили эстонцев западным методам организации политики и экономики. Потом эстонцы начали передавать этот опыт дальше: в Грузию — после «революции роз», и на Украину — после «оранжевой революции». После Евромайдана эстонские эмиссары на Украине только активизировались. Поэтому будет логично, если следующий саммит «Восточного партнерства» пройдет в начале 2018 года в Таллине. Вот только смогут ли за три года чиновники Евросоюза наконец понять, что все их «восточные партнеры» — разные?