Культура
10:04, 23 мая 2015

Картинки недели: карты таро и обнаженный Гекльберри Финн Самые яркие новости мира искусства в картинках

Скульптуры Энтони Гормли
Фото: paoloappe / Flickr

Из миллионов изображений, которые ежедневно производятся на планете Земля, «Лента.ру» совместно с порталом «Артгид» отбирает самые любопытные. Может быть, некоторым из них повезет войти в культурный багаж человечества. Никто пока не знает, что это будет: приспособления для прогулок по кронам деревьев, бумажные сооружения, обнаженный Гекльберри Финн, смутивший американцев, или камень-экосистема. Самые занятные картинки недели — в подборке «Ленты.ру».

В садике на крыше музея «Метрополитен» каждый год открываются новые временные экспозиции, заказанные ведущим художникам. Этой весной здесь выставляется Пьер Юиг. Его «минеральный пейзаж» с плавающим в аквариуме камнем — самостоятельная экосистема и в то же время размышление об истории, природной и человеческой: водные обитатели аквариума живут своей жизнью, а вскрытый каменный настил крыши обнажает структуру самого здания.

Одним из главных художественных событий года в США стало, несомненно, открытие нового здания Музея Уитни в Нью-Йорке. И вот не прошло и месяца, как институция сама себя подвергла цензуре. На площади перед Уитни музейная администрация отказалась ставить скульптуру Чарльза Рэя «Гек и Джим». Скульптуру с героями «Приключений Гекльберри Финна» музей сам же и заказал Рэю еще в 2009 году специально для этой площади, и эскиз был полностью одобрен директором и главным куратором музея. А теперь, спустя шесть лет, музейное начальство решило, что скульптура неприемлема, потому что изображает обнаженную натуру, и потенциальных посетителей музея отпугнет неприкрытый пенис. Рэю предложили поставить скульптуру где-нибудь на менее видном месте на территории музея, тот отказался, потому что делал ее именно для площади. В итоге ее не будет вообще нигде. Дорогой Музей Уитни, советуем тебе переквалифицироваться из художественного в, например, ботанический.

В Нью-Йорке прошла художественная ярмарка Frieze. Помимо всего, чему положено быть на арт-ярмарках, там предлагалось погулять по лабиринту, созданному как оммаж проекту движения «Флюксус». Tribute to Flux-Labyrinth (1976/2015) — это почти стометровый запутанный коридор, полный самых сумасшедших препятствий и загадок: деревья, растущие корнями вверх, пианино с клавишами, контролирующими открывание дверей, заумные анкеты, которые нужно заполнить и немедленно уничтожить в шредере, абсурдистские перформансы, подстерегающие за каждым углом — все в лучших традициях. Первоначально лабиринт был придуман участниками «Флюксуса» в 1975 году для выставки в галерее Рене Блока, но тогда проект не осуществился. Куратор Чечилия Алемани воссоздала его, добавив к оригиналу еще и работы современных художников — Амалии Пика, Джона Блока и группы Gelatin.

Более сотни скульптур Энтони Гормли захватили и до конца сентября не покинут крепость Бельведер во Флоренции — ее стены, лестницы, террасы и внутренние помещения. Здесь и скульптуры из проекта Critical Mass II — почти традиционные изображения человеческого тела, отражающие целый веер эмоций, и «пиксельные» фигуры, разлагающие человека на геометрические блоки.

Мостик над речкой в национальном парке в Кембрии (Великобритания) — работа художника-энвайронменталиста Стива Мессама. Полностью сделан из бумаги, без клея, гвоздей и прочих скреп. 20 тысяч листков ярко-красной бумаги держатся на деревянном каркасе исключительно силой сжатия, при этом бумажная «стопка» достаточно плотная, чтобы выдерживать вес людей. Мост-скульптура построен в национальном парке в рамках проекта Lakes Ignite, совмещающего искусство и природу озерного края. Он полностью экологичен: ни его строительство, ни функционирование никак не влияют на природу, а после того, как мост разберут, вся бумага отправится на вторичную переработку на ту же фабрику, где была куплена.

Десятиметровый в диаметре белоснежный обруч медленно кружится в воздухе в мраморном зале Национального музея современного искусства в Бухаресте. Это инсталляция француза Венсана Леруа Boreal Halo. Гипнотический минималистичный объект притягивает зрителя — и зритель заходит внутрь кольца.

Бельгийский фотограф Алис Смитс живет на два дома, в Бельгии и на Гаити. На Гаити она совместно с местной художественной группой Atis Rezistans сняла серию The Ghetto Tarot — гаитяне воспроизводят сюжеты гадальных карт таро подручными средствами в антураже нищих, но тем не менее жизнерадостных трущоб.

Полукруглый купол из цветной полированной стали в парке Шатин в Гонконге — новая работа Kaleidome художественно-дизайнерского коллектива LAAB. Стальные пластины отполированы до зеркальности, внутри каждой ячейки возникает эффект калейдоскопа. Сунь туда, например, голову — увидишь множество отражений. Игра света, цвета и теней, которую создают зеркальные поверхности, была тщательно просчитана на компьютере.

Пешеходную тропу прямо по кронам деревьев откроют в Литве, в небольшом городке Аникщяй. Прогулочный мост проложен на тридцатиметровой высоте над Аникщяйским бором и долиной реки Швянтойи. Аттракцион должен привлечь в город туристов, позволив им любоваться природой, не вторгаясь в нее и не нарушая экологию.

Футуристический павильон в оранжевых и пурпурных тонах строит для музыкального фестиваля Coachella в Калифорнии дизайн-бюро Ball-Nogues Studio из Лос-Анджелеса. Колонны и навес — ажурные, словно паутина. Изюминка проекта в том, что весь он выполнен из бумаги, да еще и переработанной: макулатура перемалывается в бумажную массу, смешивается с водой и краской, получается надежный, дешевый и красивый строительный материал. После фестиваля павильон разберут и опять переработают.

< Назад в рубрику