Экономика
17:04, 27 мая 2015

Росгосстрашное предупреждение Как Центральный банк и страховщики пугают друг друга

Григорий Коган
Фото: Виктор Бартенев / ИнтерПресс / ТАСС

Решение Центробанка запретить лидеру рынка ОСАГО — компании «Росгосстрах» — продавать новые полисы по этому виду страхования выглядит как показательная порка. С другой стороны, его можно считать своеобразной «сывороткой правды» для самих страховщиков. По логике, если ОСАГО убыточно, то страховым компаниям следовало бы радоваться, что им позволяют этими полисами не торговать. И раньше отказаться от лицензии им никто не запрещал. Однако решение ЦБ страховщиков напугало. Выходит, ОСАГО не такое уж и убыточное?

Не корысти ради

Решение регулятора об ограничении лицензии явилось полной неожиданностью как для «Росгосстраха», так и для рынка в целом. «Претензии, которые изложены в информации ЦБ, всегда отрабатывались в рабочем режиме и никогда не служили поводом для таких радикальных решений», — говорится в релизе компании.

Бывший генеральный директор «Ингосстраха» Александр Григорьев поначалу просто принял эту новость за газетную «утку». «По своим последствиям для рынка это решение можно сравнить только с ядерной бомбой», — написал он в своем блоге. Бывший топ-менеджер считает, что при том монопольном положении на рынке ОСАГО, которое занимает «Росгосстрах», последствия таких действий должны очень хорошо просчитываться. Григорьев также выразил удивление тем, что регулятор со всеми своими аудиторами два года смотрел на «Росгосстрах», а до принятия такого решения руки у него дошли только сейчас.

Так ли внезапно к компании применили крайнюю меру? Данные ЦБ свидетельствуют об обратном. Только с 1 апреля по 25 мая 2015 года в Центробанк поступило более 2300 жалоб от граждан на действия страховщика при заключении договоров ОСАГО. С начала года «Росгосстрах» получил 385 предписаний ЦБ. Регулятор вынес 78 постановлений о привлечении компании к административной ответственности за необоснованный отказ от заключения договора либо навязывание дополнительных услуг.

Зато в сообщении «Росгосстраха» подчеркивается, что когда «в 2014 году многие страховщики из-за высокой убыточности сворачивали свою деятельность или уходили из регионов, "Росгосстрах" продолжал работать во всех субъектах федерации и обеспечивал полисами ОСАГО практически каждого второго автовладельца в стране». В «Росгосстрахе» добавить что-либо к официальному релизу отказались. Правда, тезис об убыточности ОСАГО повторялся долгое время многими страховщиками.

Только за прошлый год Федеральная антимонопольная служба неоднократно штрафовала «Росгосстрах» за навязывание дополнительных услуг к ОСАГО на миллионы рублей.

«ОСАГО — безусловно, убыточный вид страхования. Он является таковым более пяти лет. И если та или иная компания продолжает практиковать этот вид страхования — это своего рода социальная нагрузка на страховое сообщество, на нас!» — сказал в беседе с «Лентой.ру» представитель одной из крупнейших розничных страховых компаний. По его словам, повышение тарифов на 40 процентов, на которое пошел Центробанк, лишь «несколько улучшило ситуацию на рынке». «Насколько кардинально изменилась ситуация в регионах после такого повышения, насколько оно достаточно, это отдельный вопрос», — сказал страховщик. Собеседник «Ленты.ру» указал на рост стоимости ремонта машин, накладных расходов, аренды, зарплат и тому подобное.

Довольно странно, что этой «благотворительной» деятельностью крупнейшие участники рынка занимаются давно. Редкие компании сдают лицензии на ОСАГО, а лишение лицензии вызывает у них возмущение и недоумение. В частности, «Росгосстрах» несет это бремя социальной ответственности уже 11 лет, продавая полисы себе в убыток каждому третьему автовладельцу в стране. С начала 2015 года компания заключила более 5,5 миллионов договоров, за 2014 год — более 18 миллионов.

Мало того, даже с ограниченной лицензией «Росгосстрах» на свой страх и риск продолжает выдавать «убыточные» полисы ОСАГО, рискуя навлечь гнев могущественного регулятора. Во всяком случае, корреспонденту «Ленты.ру», позвонившему в компанию, в просьбе заключить договор ОСАГО не только не отказали, но и выразили готовность заключить контракт, предложив даже выслать агента на дом.

В среду гендиректор компании Дмитрий Маркаров заявил, что компания готова продавать полисы ОСАГО через холдинговую компанию — ОАО «Росгосстрах» (а лицензия ограничена у основной компании ООО «Росгосстрах»).

Локомотив розницы

Между тем далеко не все компании держатся за лицензию ОСАГО. Некоторые ее сдают и занимаются другой деятельностью. Именно так поступил Allianz, объявив в 2014 году об уходе с российского рынка розничного страхования имущества и ответственности, в том числе с рынка автострахования. Международный гигант тоже объяснил свое решение убыточностью ОСАГО и тем, что компания полностью переключается на корпоративное страхование. Но у международных страховщиков свои масштабы.

Что же заставляет российских страховщиков держаться за убыточный, по их словам, бизнес? «Страховая компания, которая занимается розничным страхованием, не может не продавать ОСАГО, — объясняет представитель страховой компании, пожелавший остаться неизвестным. — Этот вид страхования обеспечивает поток клиентов, благодаря которому можно страховать что-то еще».

Но не только в этом заключается смысл работы на рынке ОСАГО. Ведь прибыльность бизнеса считается по всему спектру продуктов, а не по каждому виду страхования в отдельности. Теряя ОСАГО, страховщики лишаются существенной части выручки, которая обеспечивает им комфортные условия деятельности.

Получается, что сначала страховщики шантажировали регулятора, создавая искусственный дефицит полисов в регионах и добиваясь повышения тарифов под угрозой «уйти с рынка», а теперь регулятор пугает их санкциями после повышения стоимости этого вида страхования. Ведь качество услуг осталось тем же, и навязывание дополнительных видов страхования — не просто досадные эпизоды в отдельных нерадивых компаниях, а интегральная часть бизнеса.

Легкий испуг

В ситуации, когда крупнейший участник рынка фактически изгнан с него, возникает целый ряд вопросов. Быстро ли придут на рынок другие компании, особенно в те регионы, где «Росгосстрах» единственный, кто продает ОСАГО? Как компания будет исполнять свои обязательства по уже заключенным договорам? И если не будет, то сможет ли помочь в этой ситуации Российский союз автостраховщиков (РСА)?

Объем резервов «Росгосстраха» составляет более 68 миллиардов рублей — вполне достаточно, чтобы покрыть обязательства даже в условиях, когда он не сможет собирать новые страховые премии по ОСАГО. Плюс есть компенсационный фонд РСА, составляющий 8 миллиардов рублей. Правда, сама организация бьет тревогу и предупреждает, что из-за возникшего кризиса не должны пострадать миллионы автовладельцев. Но пострадать они могут только в одном случае: если страховщики откажутся платить по своим обязательствам. А в «Росгосстрахе» уверяют, что отказываться не собираются.

Как могут развиваться дальнейшие события? Вероятнее всего, «наказанный» страховщик исправит свои ошибки и вернется на рынок, а его пример станет наукой другим розничным компаниям. Именно это следует из заявления первого зампреда Банка России Сергея Швецова: «Я считаю, что компании слышат то, что говорит и делает регулятор, и не будут дожидаться подобных мер в свой адрес. Надеемся, что договоренность с "Росгосстрахом" будет найдена быстро, и компании не будет нанесен ущерб. При этом дисциплина во всей отрасли поднимется не только в области продажи, но и с точки зрения выплат и снижения издержек физических лиц при потреблении услуги в целом». При известии об ограничении лицензии «Росгосстраха» некоторые эксперты страхового рынка заговорили о возможной санации. Однако этот сценарий, судя по всему, менее вероятен.

Получается, что страховщикам, добившимся повышения тарифов по ОСАГО, просто дали понять, что в обмен на выторгованные улучшения условий надо выполнять и свою часть «джентльменского соглашения». Ответственность за наведение порядка на рынке ОСАГО теперь в интересах самих страховщиков. Свою решимость в случае чего применить самые жесткие меры регулятор уже продемонстрировал. Ограничить лицензию крупнейшей компании — мера серьезная. А то, что основной смотрящий за порядком на страховом рынке сотрудник ЦБ — директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук — некогда занимал должность вице-президента «Росгосстраха», это, разумеется, случайное совпадение.

Компания призывает своих клиентов не переживать за нее. Гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров, хотя и признался, что «не знает и не видел» предписаний ЦБ, тем не менее пообещал решить все вопросы, связанные с предписаниями за сутки. Так что, можно не волноваться?

< Назад в рубрику