Индийский тендер «Средний многоцелевой боевой самолет» (Medium Multi-Role Combat Aircraft, MMRCA), без сомнения, войдет в историю военной авиации. Прозванный острословами от авиационной экспертизы праматерью всех тендеров, он снискал славу «последней битвы» для истребителей четвертого поколения. Участвовали все ведущие страны-производители, кроме Китая. Приз был заманчивым — контракт на 126 самолетов общей суммой (на тот момент) 10,4 миллиарда долларов. Однако наряду с масштабностью тендер оказался уникальным по длительности и скандальности. Спустя три с небольшим года после «победы» французский истребитель Дассо «Рафаль», наконец, твердо решено закупать, но не в тех объемах и не на тех условиях.
Истоки MMRCA — в так называемой Каргильской войне мая-июня 1999 года. В том скоротечном конфликте между Индией и, как сейчас бы сказали, «пропакистанскими сепаратистами», борющимися за присоединение штата Джамму и Кашмир к Пакистану и ограниченно поддержанными армией Пакистана, прекрасно показал себя французский истребитель «Мираж 2000» — на тот момент самый современный в ВВС Индии (первые прототипы Су-30МКИ в то время только проходили испытания в России). «Мираж» особо отличился, уничтожив корректируемыми авиабомбами штаб пакистанского батальона.
Индийские военные высказали желание приобрести крупную партию «Миражей». Они бы заполнили нишу между перспективным легким истребителем национальной разработки «Теджас» и тяжелыми Су-30МКИ, заменили бы ряд состоящих на вооружении и физически и морально устаревающих самолетов, например МиГ-27 и «Ягуар». Кроме того, индийским ВВС необходимо стремиться к соблюдению заданной численности. Оптимально считалось иметь 44 эскадрильи боевых самолетов, минимально — 39,5 (сейчас из-за списания старых самолетов не выполняется даже минимальное условие). Тогда впервые и возникла цифра в 126 машин — по индийским стандартам это семь эскадрилий. Причем «Миражи 2000» можно было получить практически сразу, что, конечно, рассматривалось как серьезный аргумент в пользу сделки.
Однако тут в простые и понятные планы военных вмешалась политика. Как известно, «хинди руси бхай бхай», и в чем наши народы точно похожи как братья, так это в коррупции при госзакупках, а также в беспощадной и бесконечной борьбе с ней. Вот и индийским военным было запрещено закупать истребители на безальтернативной основе, без проведения конкурса. Учитывая, во что вылилось в дальнейшем невинное желание купить относительно дешевые «Миражи 2000» (по различным оценкам и в зависимости от комплектации — порядка 35-55 миллионов долларов за самолет), антикоррупционная мотивация тендера выглядит забавно.
В 2001 году стартовала подготовка к тендеру, причем по знакомой для отечественных бюджетных организаций схеме — первоначальные требования явно были подогнаны под «Мираж». Далее, как принято считать, постарались американские лоббисты. США устремились на индийский рынок и захотели продавить свой F/A-18 «Супер Хорнет». Под их давлением в конце 2002 года условия тендера были максимально расширены, и в итоге в нем приняли участие все производители истребителей четвертого поколения. Кроме, разумеется, Китая, у которого с Индией непростые отношения, и «Сухого», в течение всего этого времени поставлявшего в страну десятками Су-30МКИ. Впрочем, учитывая периодические прозрачные намеки индийцам с российской стороны бросить эти конкурсы и заказать еще «Сухих», можно сказать, что и российский производитель по-своему принимал участие в борьбе.
Индийская бюрократическая машина проворачивалась неторопливо. «Приглашения» — запрос на предоставление информации (request for information, RFI) — были разосланы только в 2005 году. Коммерческое предложение (request for proposal, RFP) запросили в 2007 году. К этому времени французы окончательно прекратили производство «Миражей 2000» и выставили на конкурс «Рафаль».
В результате в 2007 году официальными участникам тендера стали американские F-16 и F/A-18, шведский «Грипен», французский «Рафаль», «Тайфун» международного концерна «Еврофайтер» и российский МиГ-29.
Все предлагали Индии наиболее продвинутые версии своих машин. «Локхид Мартин» — специальную модификацию F-16 — F-16IN Block 70, F-16E/F Block 60 ОАЭ с улучшенным БРЭО. «Тайфун» обещали оснастить двигателями с управляемым вектором тяги. «Сааб» во многом «под Индию» выдал модификацию «Грипен NG». РСК «МиГ» выставила проект глубокой модернизации МиГ-29 — впервые прозвучал сакральный индекс «МиГ-35». Интересно, что, пожалуй, только французы предлагали «Рафаль» в обычном серийном виде.
Одной из особенностей тендера была максимальная передача технологий и организация лицензионного производства в Индии на мощностях HAL. Из 126 истребителей только первые 18 закупались готовыми — остальные должны были поступать в виде машинокомплектов с постепенным увеличением локализации, в идеале — до полной. Индийцы желали получить коды ПО самолетов с подробными комментариями и возможностью редактирования.
Считается, что именно на этом в конце концов погорели американцы, считавшиеся на определенном этапе фаворитами. Если с передачей производства планера и двигателей особых проблем не возникало, то передавать технологии, используемые в наиболее критичных бортовых системах, в частности в новейших БРЛС с активными фазированными решетками (АФАР), американцы явно не собирались.
«Грипен» посчитали слишком легким, что неудивительно — шведская машина, скорее, тянет на аналога и замену МиГ-21, а эта ниша занята главной гордостью индийского авиастроения, истребителем «Теджас».
С российским МиГ-35 ситуация сложилась особая. С одной стороны, большим плюсом была унификация с палубными МиГ-29К/КУБ (некоторые другие участники только обещали приспособить свои самолеты к трамплинному старту) и МиГ-29, уже состоявшими на вооружении индийских ВВС и модернизируемыми по программе МиГ-29UPG. Кроме того, это был, вероятно, наиболее дешевый участник тендера, впрочем, уверенно говорить о том, сколько бы вливаний потребовало создание самолета требуемого индийцами облика, мы не можем. Отклонен официально он был как раз по причине неготовности ряда ключевых компонентов, в частности отсутствия модульности двигателя РД-33МК и неготовности РЛС «Жук-АЭ» с АФАР.
В отечественной прессе принято было называть эти утверждения ложными, а решение — сугубо политическим. Дескать, Индия четко встала на путь диверсификации поставок вооружения — по этой причине отшила американцев (с которыми уже был заключен ряд крупных контрактов) и нас (с Россией у Индии контракт на несколько сотен Су-30МКИ и общая программа истребителя пятого поколения), выставивших лучшие по соотношению цена/качество предложения, и выбрала дорогих европейцев. Возможно, это и так — отчасти, а может, и в основном. Но хотелось бы отметить, что так называемый МиГ-35, который Министерство обороны России планирует закупить к 2020 году в количестве 30 штук, тоже будет, по имеющимся данным, лишен такого ключевого компонента, как РЛС с АФАР, несмотря на то что МиГ-35 имеет в активе практические ракетные стрельбы по наведению с помощью такого радара.
Перед полуфиналом, видимо, были получены сигналы по неофициальным каналам, либо же собственная вера в победу была столь низка, но в итоге на авиасалон Aero India 2011 прототип МиГ-35 просто не прилетел. И это выглядело чистым «сливом».
После отсева осталось два варианта — «Рафаль» и «Тайфун». Официально вышедших в финал объявили 27 апреля 2011 года. Американцы высказали недовольство через посла в Индии, шведы погоревали, что требования были написаны явно не под них. Наши разыграли вышеупомянутую карту с предрешенностью результатов ввиду политического курса на диверсификацию.
В январе следующего 2012 года победителем из противостояния вышел истребитель фирмы «Дассо». Официально — так как французы представили более выгодное коммерческое предложение. По условиям таких тендеров среди финалистов (по умолчанию уже удовлетворяющих требованиям) выбирают более дешевого. Однако есть серьезные основания полагать, что французы победили, потому что индийское Минобороны изначально выбрало их авиатехнику и курс на укрепление военного сотрудничества в целом.
Так, еще в июле 2011 года был заключен контракт на модернизацию во Франции 51 истребителя «Мираж 2000» индийских ВВС с целью продления ресурса и повышения боевых возможностей. БРЭО машины приближалось по возможностям и частично унифицировалось с оборудованием «Рафаля».
Однако злоключения «Рафаля» после победы в тендере только начались. То, что контракт не был подписан сразу же после объявления победителя, дело обычное — стороны часто тратят полгода, а то и год, на утрясание деталей и банальный торг. Однако в случае с MMRCA переговоры практически застопорились.
Официальное яблоко раздора — лицензионное производство большей части (108 из 126) планировавшихся к заказу машин. Как стало известно весной 2013 года, отказ французской фирмы брать на себя гарантии качества сборки «Рафалей» в Индии даже привел к прерыванию переговоров. «Дассо» можно понять — индийская сборка стала настоящей притчей во языцех. Те же Су-30МКИ, собираемые на заводе HAL, терпят аварии и катастрофы куда чаще остальных Су-30.
Впрочем, наряду с намеренно выплеснутыми в прессу спорами о гарантии, очевидно имели место конфликты по вопросу передачи технологий и, вероятно, в первую очередь цены. По пессимистичным оценкам, стоимость искомого количества «Рафалей» превышала заложенные в тендер 10,4 миллиарда долларов как минимум вдвое. Это влекло уже внутриполитические проблемы: подписать такой контракт в стране, регулярно сотрясаемой коррупционными скандалами, — политическое самоубийство, особенно перед выборами. Парламентские выборы состоялись в Индии в апреле-мае 2014 года.
Теоретически у сторонников контракта было время до середины февраля, когда наступил мораторий на заключение новых сделок в области военно-технического сотрудничества, однако в конце 2013 года стало очевидно, что правящий Индийский национальный конгресс (ИНК) не горит желанием давать козырь оппонентам. Казалось, что само провидение было против «Рафаля» — 2 октября 2013 года от сердечного приступа умер ключевой переговорщик с индийской стороны, помощник министра обороны по закупкам авиатехники Арун Кумар Бал.
Надежды на то, что, получив кредит доверия в случае победы, ИНК сумеет продавить тяжелейшее в условиях секвестра оборонного бюджета решение, не оправдались — к власти пришла оппозиционная националистическая Индийская народная партия, относившаяся к закупке «Рафалей» с большим скепсисом.
После смены правительства программа подверглась самой жестокой критике. Так, 30 декабря 2014 года новый министр обороны Манохар Паррикар заявил, что французская сторона ведет себя на переговорах крайне неуступчиво, отказывается выполнять данные во время конкурса обещания. Впервые должностное лицо такого уровня публично допустило отказ от покупки «Рафалей». По мнению Паррикара, Индия прекрасно бы обошлась закупкой дополнительной партии уже освоенных Су-30МКИ. Стоит отметить, что цена Су-30МКИ производства HAL примерно вдвое меньше, чем оценочная стоимость «Рафаля».
Однако не похоже, чтобы «Дассо» поддалась усилившемуся давлению. Уверенности на переговорах французам несомненно придали первые экспортные успехи «Рафаля». В феврале 2015 года Египет неожиданно подписал контракт на закупку 24 истребителей. В конце апреля закончились многолетние переговоры с Катаром — эмират тоже купил 24 машины с опционом еще на 12. В общей сложности это обеспечило загрузку завода минимум на дополнительные три-четыре года (последние годы с целью растянуть производство до получения экспортных контрактов «Рафали» для Франции производились минимальным объемом 11 штук в год), и угроза сворачивания производства была отсрочена.
Трудные переговоры, судя по всему, сильно тяготили обе стороны, и взаимное желание поставить в них точку привело к поразительному итогу MMRCA.
В апреле Францию с визитом посетил новый премьер Индии Нарендра Моди. 10 апреля местная пресса опубликовала сенсационную новость: достигнуто соглашение о прямой закупке первой партии «Рафалей» французской сборки — и не 18, как планировалось по условиям MMRCA, а 36. Стоимость оценивалась в сумму порядка 4 миллиардов евро. Увеличение прямых закупок сразу вызвало вопросы о будущем лицензионной сборки в Индии.
Опасения подтвердились — 21 мая Паррикар заявил, что Индия ограничится только закупкой 36 «Рафалей» и не будет организовывать лицензионную сборку. Сэкономленные средства (90 «Рафалей» министр обороны оценил в 15,5 миллиарда долларов) направят на иные программы. Претендентами на освободившиеся деньги, с точки зрения специалистов, можно назвать все ту же программу Су-30МКИ, в рамках которой Индия может заказать еще 40-60 машин в дополнение к уже имеющимся, национальный проект «Теджас» и совместную российско-индийскую разработку истребителя пятого поколения FGFA на базе российского проекта Т-50 ПАК ФА. При этом официальный Нью-Дели в лице все того же Манохара Паррикара, заявил, что главным получателем будет именно национальный проект, но сам «Теджас» в настоящее время является откровенно сырым самолетом с неясными перспективами, в том числе и ввиду критически затянутого (уже более тридцати лет) срока разработки.
Для Франции результат можно признать удовлетворительным — синица в руках. «Дассо» потеряла фантастический куш, но и избавилась от головной боли в виде лицензионного производства в Индии. Учитывая, что все самолеты соберут на родине, то передача технологий будет явно не в том объеме, как планировалось, и это неизбежно привяжет индийцев к французам на длительный срок. К тому же в условиях получения катарского и египетского контрактов (и продолжения выполнения национального) сомнительно, чтобы «Дассо» смогла обеспечить выпуск большего числа самолетов к приемлемому сроку. Также это могло помешать дальнейшему продвижению «Рафаля» на экспорт. Короче говоря, в сложившейся ситуации французская сторона получила что могла.
С точки зрения Индии, итоговое решение выглядит, мягко говоря, странным. И так излишнее количество неунифицированных платформ только увеличивается. При этом жалкие по масштабам индийских ВВС 36 машин (например, Су-30МКИ в общей сложности закуплено индийцами в количестве 272 штук) не способны заменить ни один из устаревающих самолетов. Одна закупка обойдется в сумму, составляющую почти половину той, за которую предполагалось получить в три с половиной раза больше самолетов вкупе с современными технологиями, вопрос с которыми теперь открыт. Эксплуатация же в пересчете на машину, очевидно, окажется баснословно дорогой. При этом самолеты достигнут боеготовности ориентировочно на рубеже десятилетия — много позже чем хотелось.
Единственным мотивом для подписания такого соглашения может служить желание покончить с этой историей, сохранив лицо. Вроде бы сэкономили. Но возникает закономерный вопрос: во сколько индийскому государству обошлись сами пятнадцатилетние смотрины?