Отечественная сеть ресторанов быстрого питания «Едим дома!» сулит своим создателям неплохую отдачу. Как сообщает новостное агентство «Рамблер», ежегодная выручка фастфуда составит 2,6 миллиарда рублей. Такие данные приводятся в сопроводительных материалах к проекту.
В начале апреля кинорежиссеры Никита Михалков и его брат Андрей Кончаловский объявили о намерении создать сеть ресторанов быстрого питания. Для этого им требуется 971,8 миллиона рублей. В качестве пилотного проекта Кончаловский и Михалков хотят построить в Московской и Калужской областях две фабрики-кухни, открыть 41 кафе и 91 кулинарию. В Москве предполагается расположить 15 кафе и 23 точки продажи, остальные — в регионах.
Пилотное заведение — кафе, совмещенное с кулинарией, — ожидается не раньше чем через полтора-два года. В перспективе каждое московское кафе-кулинарию будут ежедневно посещать 350-400 человек, подсчитали инициаторы проекта, фабрику-кухню — 170-220 человек.
На создание национального конкурента американскому McDonald’s братья-режиссеры попросили у президента почти миллиард рублей, но в правительстве решили, что проект отечественной сети ресторанов быстрого питания не нуждается в бюджетных средствах. Его решено было провести по программе поддержки малого и среднего предпринимательства по схеме 30 на 70: 30 процентов ищут сами предприниматели, 70 процентов, то есть 680 миллионов рублей предоставит банк под гарантии Агентства кредитных гарантий.
Согласно расчетам бизнес-плана, приводимым агентством «Рамблер», рентабельность проекта по EBITDA ожидается на уровне 10,6 процента, а по чистой прибыли — 7,5 процента. При указанных объемах выручки в 2,6 миллиарда рублей стартап должен окупиться за 5 лет.
Эксперты считают, что проект мог бы стать рентабельным. «Обозначенные цели вполне реалистичны при условии, что будут найдены адекватные локации, поскольку это является ключевым фактором успешности проектов в ресторанном бизнесе», — говорит Алексей Лебедев, председатель правления Объединенной микрофинансовой корпорации. По его мнению, если местоположение точек продаж будет привлекательным, а стоимость аренды — на текущих рыночных уровнях, то описанные в проекте бизнес-показатели выглядят адекватными.
Правда, новым закусочным придется держаться подальше от крупнейшей в России иностранной сети фастфуда, которая уже оккупировала наиболее выгодные локации в столице и крупных городах. «Для обслуживания 350-400 клиентов в день, точка должна обладать очень вместительным залом и располагаться в центре, но в радиусе не менее 700 метров от ближайшей точки общепита в той же ценовой категории», — отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Гендиректор сети «Теремок» Михаил Гончаров, чьи слова приводит «Коммерсантъ», считает, что не имеет смысла открывать бюджетную точку питания даже в радиусе 3 километров от ресторанов McDonald’s.
Кроме того, отечественной сети придется ориентироваться на ценовую политику действующего на рынке фастфуда. Андрей Кончаловский уже заверил, что средний чек в кафе будет не больше, чем в сети McDonald’s. В приведенных агентством «Рамблер» материалах говорится, что счет в кафе составит в среднем 322 рубля на человека, включая напитки, в независимой точке продаж — 280 рублей. Базовая наценка на блюда в Москве предполагается на уровне 280 процентов, в регионах чуть меньше — 210, на напитки — 414 и 311 процентов соответственно.
По мнению Алексея Лебедева, если новая сеть сможет обеспечить заявленный уровень цен, то она будет вполне конкурентоспособна. «В Москве есть определенный запрос аудитории на экономичные форматы питания, и этим, к примеру, объясняется успех сети "Братья Караваевы "», — сообщил он «Ленте.ру».
Однако есть и скептики, не поддерживающие оптимистических оценок авторов проекта. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает размер среднего чека заниженным, да и сама идея домашней еды в формате быстрого питания не нова. «Говорить об изобретении чего-то нового нельзя даже с очень большой натяжкой. В РФ рынок уже второй десяток лет делят крупные сети с хорошо известными потребителю брендами, такими как "Му-Му", "Грабли", " Дрова", "Елки-Палки"», — объяснил он «Ленте.ру».
Впрочем, у проекта «Едим дома!» есть фишка, на которую Михалков и Кончаловский делают упор. Братья объявили, что для приготовления блюд будут использоваться экологически чистые продукты от российских фермеров. Именно этим сеть и должна конкурировать с другими игроками рынка фастфуда и в первую очередь с McDonald’s.
«Быстро купить еду на вынос можно практически только в фастфуд-ресторанах, меню которых чересчур уводит в сторону жирной и калорийной пищи, и если «Едим дома!» удастся сделать сбалансированное меню с полезными некалорийными продуктами, то это будет иметь успех», — добавляет Маргарита Горшенева, директор по развитию QB Finance.
Минсельхоз и Россельхознадзор по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича уже прорабатывают вопрос поставок продукции для сети. «Инициаторы проекта делают акцент на качестве и натуральности продуктов для своей сети, наши производители могут полностью удовлетворить эти требования», — заверил замминистра сельского хозяйства Андрей Волков.
Бывший мэр Москвы Юрий Лужков также готов стать поставщиком экологически чистой продукции для фастфуда Михалкова и Кончаловского. Снабжать точки питания он планирует бараниной и зерновыми культурами — гречкой, овсом, пшеницей.
По словам бывшего градоначальника, который занялся развитием сельского хозяйства в Калининградской области, отечественная сеть ресторанов быстрого питания сможет составить конкуренцию западному фастфуду при выполнении двух условий. Во-первых, нужны продукты российского производства и высокого качества, а во-вторых, цены в «Едим дома» должны быть все же ниже, чем в популярных в России иностранных сетевых заведениях.
За привлечение фермерской продукции, способствующему развитию отечественного сельского хозяйства и малого и среднего бизнеса, регионы готовы предоставлять преференции. Так, в правительстве Московской области пообещали земельные участки и налоговые льготы. Кончаловский сообщил, что интерес проявил и губернатор Новгородской области, выразивший желание войти в проект. Вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал поддержку «в ускорении отдельных бюрократических процедур на уровне регионов, Роспотребнадзора и Россельхознадзора».
«Самое главное в этом проекте — господдержка, гарантирующая и дешевую аренду помещений, и отсутствие проблем с лицензированием, с налоговыми претензиями», — резюмирует директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева. Если государственная поддержка действительно приведет к снижению расходов, которые другие игроки рынка несут на своих плечах, то у новой сети общепита есть все шансы закрепиться на рынке и даже отыграть долю у конкурентов.