Среда обитания
11:43, 28 мая 2015

Миланские каникулы «Экспо» в архитектурных воспоминаниях и свежих впечатлениях

Оксана Самборская
Фото: Алексей Народицкий

В Милане уже месяц работает Всемирная универсальная выставка «Экспо-2015». Итоги работы выставки пока подводить рано — она продлится до 31 октября. А вот оценить архитектурную составляющую российского присутствия на миланском форуме можно уже сегодня.

Создание выставочных павильонов для российских архитекторов всегда было «делом чести». Более того, эти павильоны не раз входили в учебники по архитектуре как выдающиеся произведения своего времени. Например, к крупнейшей дореволюционной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года тогда еще молодой Владимир Шухов построил символ промышленного подъема — первую в мире уникальную ротонду Шухова — круглый павильон с висячей стальной сетчатой оболочкой покрытия. Кстати, башня до сих пор «жива»: после выставки она была перенесена в имение мецената Ю.С. Нечаева-Мальцова, в село Полибино Липецкой области.

Особенно представительными российские павильоны были на международных выставках, в которых Россия принимает участие с самого начала их существования, то есть с 1851 года. В создании павильонов принимали участие ведущие архитекторы своего времени.

Одним из самых известных стал павильон СССР на Международной выставке 1925 года в Париже, построенный по проекту архитектора Константина Мельникова. Вместо традиционных окон в нем были использованы витражи высотой в два этажа; привычный параллелепипед выставочного объема разрезала по диагонали открытая лестница, накрытая щитами-крыльями, а вход акцентировался ажурной мачтой-флагштоком.

На проект павильона был объявлен закрытый конкурс, программа которого требовала, чтобы советский павильон «был спроектирован в духе чисто современной архитектуры, а идеологически отражал идею СССР как рабоче-крестьянского трудового государства и как братского союза отдельных народностей». Помимо Мельникова, в конкурсе принимали участие многие именитые архитекторы, а в состав жюри, оценивавшего проекты, вошел сам Владимир Маяковский.

В результате советский павильон стал настоящим «прорывом» на парижской выставке, и был высоко оценен как критиками, так и коллегами: Ле Корбюзье, по проекту которого на выставке был построен павильон «Эспри нуво», говорил, что советский павильон — единственный, на который стоит смотреть.

Следующий шедевр — знаменитый павильон Бориса Иофана, построенный для Всемирной выставки 1937 года в Париже. Он предложил павильон-постамент, который завершается мощным акцентом в виде знаменитой скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». «Павильон длиной 150 метров поднимался уступами, словно ступенями, на вершине здания находились юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот», — писала в своих воспоминаниях Вера Мухина.

Двумя годами позже Иофан вновь строит на «Экспо» национальный павильон (1939, Нью-Йорк) — и вновь в основе проекта ясно читающаяся, стремительно разворачивающая композиция (на этот раз здание получило форму подковы), увенчанная скульптурой.

Эту традицию продолжают и развивают проекты многих других архитекторов — например, Константина Мельникова для «Экспо» в Нью-Йорке 1962 года и Михаила Посохина для выставок в Монреале (1967) и Осаке (1970). И эту же традицию взяли за основу авторы павильона в Милане.

Девиз миланского форума — «Питание планеты. Энергия для жизни», поэтому практически все выставочные павильоны объединила одна тема — экология. Основным материалом, использовавшимся для строительства, стало дерево. Причем дерево не замаскированное, а нарочитое — в большинстве своем безо всяких декоративных или отделочных элементов. Даже цветовое решение практически у всех одно: некрашеное или лишь слегка тонированное дерево. Конечно, есть в выставочном пространстве и несколько павильонов, вырывающихся из «общедеревяного павильоностроения», но они лишь придают оттенки общему тренду.

Российский павильон — тоже деревянный и тоже почти не окрашенный. Что не мешает даже неискушенному зрителю отметить одну особенность — его силуэт узнаваем: эффектная консоль перед главным входом в павильон. 30-метровая консоль облицована полированной нержавеющей сталью, превращающей ее в гигантский зеркальный потолок, в котором посетители и туристы с удовольствием рассматривают себя и фотографируются. В том, что подобный аттракцион будет привлекать к себе повышенное внимание гостей выставки, не осталось сомнений уже в первый день работы «Экспо»: перед российским павильоном в любое время дня можно обнаружить людей с поднятыми вверх фотоаппаратами и телефонами. Автором проекта является архитектурное бюро SPEECH.

Право проектировать павильон России на «Экспо-2015» команда Сергея Чобана получила в результате многоэтапной процедуры отбора, в которой участвовала наравне с другими ведущими западными и российскими компаниями. И хотя в соответствии с федеральным законодательством архитектурное решение национального павильона не является предметом отдельного конкурса, Оргкомитет по подготовке экспозиции и обеспечению участия России во всемирной универсальной выставке «Экспо-2015», возглавляемый первым вице-премьером Правительства РФ Игорем Шуваловым, создал для выбора лучшего проекта Экспертный совет, в который вошли видные представители общественности и бизнес-сообщества.

Из лонг-листа архитектурных бюро Экспертный совет отобрал компании, обладающие опытом реализации масштабных выставочных проектов. Право разработать дизайн-проекты павильона России получили бюро Architects of Invention (Великобритания), GP (Италия) и SPEECH (Россия). Работа по созданию проектов павильона и концепции его внутренней застройки велась с середины 2013 года. Лучшие предложения Экспертный совет представил Оргкомитету, который в феврале 2014 года единогласно утвердил проект российского бюро.

Как и у большинства стран-участников выставки, для строительства павильона в качестве основного материала выбрано дерево. Деревянными панелями отделан весь верхний ярус павильона, тогда как нижний ярус облицован прозрачным и непрозрачным стеклом. Входная зона выполнена из прозрачного стекла и служит дружелюбной условной границей между территорией «Экспо» и экспозицией. Тема дерева активно продолжается и в интерьере павильона — в дизайне стойки ресепшн, шкафов, отделке VIP-этажа и так далее.

В первый день работы выставки экскурсию по павильону провел глава бюро SPEECH Сергей Чобан. «Одной из ключевых для нашего проекта стала идея о том, что павильон может быть не только местом размещения экспозиции, но и интересным общественным пространством, привлекающим посетителей», — рассказал архитектор. Именно поэтому плоская кровля павильона озеленена и превращена в место для прогулок и видовую площадку. Посетители могут пройти павильон насквозь и с кровли увидеть панораму выставки.

Экспозиция России, разместившаяся в павильоне, получила название «Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего» и посвящена вкладу нашей страны в развитие продовольственной безопасности, а также многообразию национальных кухонь и кулинарных традиций народов России. Автором концепции выставки выступил архитектор Юрий Аввакумов, а реализовала задуманное компания Simpateka RUS.

Специально к выставке издан фолиант с рецептами национальных блюд разных регионов России. Кстати, образ раскрытой книги присутствует и в интерьере павильона, да и консоль при включении некоторого воображения тоже похожа на изгиб книжного листа.

< Назад в рубрику