Мир
08:28, 1 июня 2015

Испания уходит влево Страна устала от старых политических партий

Руслан Костюк (доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ)
Фото: Alvaro Barrientos / AP

Состоявшиеся 24 мая в Испании муниципальные выборы показали, что две главные политические партии страны теряют доверие электората. Действующую власть не спасает даже то, что экономика страны пошла на поправку. А популярность левопопулистской партии «Подемос», чья история не насчитывает и двух лет, растет. Причем к ней переходят голоса не только правых и центристов, но и сторонников других левых партий. Все это предвещает политические перемены в Испании, и, вероятно, корректировку ее внешнеполитического курса. В частности, изменения могут коснуться Москвы.

Если до глобального финансового кризиса две ведущие партии страны — ныне правящая Народная партия (НП) и находящаяся сейчас в оппозиции Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) — на двоих получали на выборах разных уровней более 80 процентов голосов, то сегодня их результат едва превышает 50 процентов. НП, которую сейчас поддержали 27 процентов избирателей, фактически потеряла 2,5 миллиона голосов. Социалисты с 25 процентами лишились благосклонности почти 700 тысяч избирателей.

У НП первое место в восьми из 13 законодательных собраний автономных сообществ, у ИСРП — в трех, но эта победа партии премьер-министра Мариано Рахоя — пиррова. На прошлых региональных выборах у консерваторов НП было прочное большинство в парламентах основной части испанских автономных сообществ, теперь народники этого лишились.

Выборы показали явный рост популярности политических новичков. Третье место с 6,6 процентами голосов получила зародившаяся в Каталонии либеральная партия «Горожане», а во многих регионах третьей силой стала созданная менее полутора лет назад левопопулистская партия «Подемос» («Мы можем»), выступающая за отказ от «экономии строгости» и разрыв с неолиберализмом. Именно поддержанные «Подемос» альтернативные левые кандидаты одерживают победы в Мадриде (бывшая судья Мануэла Кармена) и Барселоне (основательница Платформы ипотечных жертв Ада Колау). Передовицы испанских газет кричат сейчас о «триумфе возмущенных». Радуются и в самом «Подемосе». Его вожак Пабло Иглесиас верно заметил после выборов: «Крупные города — мотор политических изменений»

Такие результаты воскресного голосования во многом объясняются недовольством политикой исполнительной власти. В 2011 году это недовольство привело к поражению ИСРП на всеобщих выборах, сейчас же жертвой оказались как социалисты, так и народники.

Различные статистические данные показывают, с одной стороны, что испанское государство мало-помалу выходит из сложного и многолетнего финансово-экономического кризиса. В прошлом году зафиксирован экономический рост — 1,3 процента валового внутреннего продукта (ВВП), в текущем году ожидается прибавка 1,7 процента ВВП. Если в 2013-м число безработных в Испании достигало 26 процентов всего трудоспособного населения, то сейчас этот показатель ниже 24 процентов. С другой стороны, вот уже несколько лет падает реальная покупательная способность основной части населения. Минимальная зарплата в Испании застыла на отметке 750 евро. Миллионы молодых людей чувствуют себя «потерянным поколением», не имея возможности найти постоянную и хорошо оплачиваемую работу: по официальным данным свыше половины испанцев от 16 до 24 лет лишены полноценного рабочего места.

Разумеется, испанцы винят в таком положении дел основные политические партии, ответственные за власть на федеральном и региональном уровнях, то есть НП и ИСРП. Ситуацию усугубляют многочисленных коррупционные скандалы на федеральном и региональном уровнях. Предвыборные опросы общественного мнения показывали, что большинство испанцев выражают недовольство как центральной властью, так и местной — в автономных сообществах и городах. Народники и социалисты немало сил в период избирательной кампании потратили на то, чтобы убедить сограждан не попадать в «сети популизма» своих политических оппонентов. Но, как заметил после выборов социолог Хосе Пабло Феррандиз, «фактор «страха» не сработал, и избиратели проголосовали за «Подемос» с «Горожанами».

Сложившаяся несколько десятилетий назад двухпартийная система по-испански явно трещит по швам. Ее окончательный крах может произойти уже в конце 2015 года — в результате всеобщих парламентских выборов. Это точно случится, если партия «Подемос» сможет побороться за лидерство и с НП, и с ИСРП.

«Подемос» определенно доминирует среди испанских радикальных левых. Третья по влиянию парламентская сила — коалиция «Объединенные левые» (ОЛ), в которой ведущее место принадлежит Коммунистической партии Испании, заметно уступила на минувших выборах «Подемосу». Очевидно, что многие голоса ОЛ 24 мая перекочевали к «Подемосу». Также ясно, что и сотни тысяч бывших избирателей ИСРП предпочли дерзкого новичка.

Многие испанцы видят в новой партии силу, способную вывести Испанию из кризиса, покончить со «строгой экономией», очистить общественную жизнь государства от прогнившего политического класса — «политической касты», как именуют эту страту сами лидеры «Подемоса» во главе с харизматичным молодым политиком Пабло Иглесиасом.

«Подемос» импонирует испанцам децентрализованной структурой, умением своих лидеров (среди которых, к слову, немало известных антилиберальных профессоров) и активистов говорить доступным языком об общественных проблемах. Молодежь поддерживает «Подемос» в силу оригинальности «партии нового типа», ядро которой составляют привлекающие внимание общественности дебюрократизированные кружки. Внутренняя жизнь объединения подчиняется законам «электронной демократии» — голосование через интернет за кандидатов на те или иные административные должности, за утверждение предвыборных программ «Подемоса» и т.д.

Конечно, после майских выборов «Подемос» превратился уже в серьезную политическую силу, имеющую своих советников в региональных и муниципальных структурах (формально партия под своим названием не участвовала в муниципальных выборах, но в рамках альтернативных общественных коалиций ее члены избраны в советы многих городов, начиная со столицы страны). Например, в таких автономных сообществах, как Арагон, Кастилия-ля-Манча, Валенсия, Балеары без голосов представителей «Подемоса» социалистам не удастся одолеть администрацию НП. Между тем, как признала консервативный президент региона Арагон Луиза Фернанда Руди, после 24 мая «карта Испании будет красной». Но это означает, что во многих случаях на региональном уровне «Подемосу» придется взять на себя и административные полномочия. Вопрос в том, поможет ли это партии в конце года или навредит? На сегодня ее общенациональный рейтинг весьма высок (по разным опросам, речь идет о поддержке от 22 до 28 процентов испанцев), но до парламентских выборов еще полгода.

Очевидно, что внешняя политика никак не влияла на исход только что состоявшихся выборов. Но также ясно, что международная повестка сыграет важную роль в предстоящей парламентской кампании. Если у НП и ИСРП немало точек соприкосновения по международным сюжетам (поддержка европейской интеграции и военно-политической кооперации со странами-членами ЕС, позитивное отношение к НАТО, верность союзу с США), то радикальные левые в лице «Подемос», по крайней мере на словах, готовы разрушить прежний внешнеполитический консенсус. Так, лидеры новой партии в своих выступлениях выступают за пересмотр испано-американского Договора о защите, как и обязательств Испании по отношению к военной организации НАТО. Также «Подемос», имеющий добрые отношения с левопопулистскими правительствами в Венесуэле, Боливии и Эквадоре, выступает за качественный пересмотр латиноамериканской политики Мадрида.

Если НП и ИСРП поддержали введение Европейским Союзом санкций против России, то радикальные левые в Испании («Подемос» и «Объединенные левые») выступают за скорейшую отмену со стороны Испании санкций. Более того, «Подемос» обещает избирателям — в случае прихода к власти в Испании — сделать все возможное, чтобы качественным образом улучшить испано-российские отношения, начиная с вопросов торговли. По их мнению, отношения с Москвой важны для Испании, поскольку необходимо уравновесить доминирующий на сегодня западный вектор внешней политики Мадрида.

Надо сказать, что для этого имеется определенный общественный запрос. Как и многие другие государства ЕС, в 2014-2015 годах Испания заметно снизила внешнеторговый оборот с Российской Федерацией. Это ударило по многим испанским товаропроизводителям, в первую очередь — по аграриям. Как отмечает генеральный секретарь Федерации производителей плодоовощной продукции Испании Хосе-Мария Посанкес, «Россия — рынок номер один для нашей продукции за пределами Европейского Союза».

Как бы то ни было, выборы 24 мая показали, что фрагментация политической карты Испании превращается в факт. Вторая половина текущего года точно станет для испанских политиков очень интересным и сложным периодом.

< Назад в рубрику