Библиотека
08:55, 30 мая 2015

Радио как советский воспитатель Книга Владимира Сомова «Первое советское поколение: испытание войной»

Школьники собирают пулеметы на заводе «Линотип», 1 сентября 1942 года
Фото: Григорий Чертов / РИА Новости

Поколение советских школьников — выпускников 1941 года понесло огромные потери в Великую Отечественную войну, заплатив за победу самую большую цену среди всех возрастных групп. Книга историка Владимира Сомова «Первое советское поколение: испытание войной», вышедшая в издательстве АИРО-XXI, показывает, как происходило формирование этого поколения, через какие механизмы закладывались основы для будущего самопожертвования. Как влияли на советских детей 1930-х кинематограф, радио, настольные игры и даже слухи.

С разрешения издательства АИРО-XXI «Лента.ру» публикует отрывок из книги Владимира Сомова «Первое советское поколение: испытание войной», посвященный механизму государственной работы с детьми посредством радиопередач.

Осенью 1918 года советское правительство организовало радиолабораторию в Нижнем Новгороде. В этой лаборатории были развернуты работы по ламповой радиотехнике под руководством М.А. Бонч-Бруевича. Через десять лет, по неполным данным на 1 октября 1928 года, только в Нижегородской губернии было 4667 радиоприемников личного пользования (из них 3276 — в городах) и 427 общественных радиоприемников.

Нижегородская радиостанция работала четыре дня в неделю. Основной материал — трансляции программ из Москвы и Ленинграда, местное радиовещание — 20 минут в день. Увеличению радиосети способствовала политика индустриализации. В 1936 году только в Горьковской области было построено 6 радиоузлов, установлено 13 тысяч трансляционных точек (на 30 процентов больше, чем в 1935-м). Всего по Горьковской области имелось 62 тысячи 307 трансляционных точек. Но потребности в радиофикации не были удовлетворены полностью. 13 районных центров не имели радиоузлов. На 1937 год была запланирована полная радиофикация всех районных центров и начало радиофикации сельских советов.

С марта 1925 года в СССР начались регулярные детские тематические радиопередачи из цикла «Культурное наследие — детям». В советском журнале «Говорит СССР» о детях было написано так: «Этот слушатель, в силу искренности и непосредственности восприятия, а также в силу отсутствия критического отношения, — поскольку его познания, его житейский и иной опыт ограничены, — принимает все с полной верой и может все вывихи и искривления, вкравшиеся в художественное произведение, принять как должное, за чистую монету. С таким слушателем надо быть особенно добросовестным и не рассчитывать, что его сознание внесет свои поправки — и притом правильные — там, где художник допустил неряшливость, недоделки, непродуманность, неясность, спутанность».

Анализ текстов радиопередач показывает, что существовало несколько типов активно-пассивного общения между создателями радиопередач и радиослушателями. Одним из самых распространенных типов был косвенный, опосредованный радио, воображаемый диалог. Ведущий как бы обращался непосредственно к слушателю. Делал паузы, предоставляя возможность ребенку осмыслить услышанное и подготовить собственный ответ. Часто ведущий использовал при обращении конкретные имена. Еще одним средством являлось эмоциональное поощрение правильного (ожидаемого) ответа, который могли давать дети, слушающие радио. При таком формате радиообщения предполагаемый ответ детей на вопрос ведущего приобретал в сознании ребенка самостоятельный характер — это был его собственный ответ.

С помощью диалога радиопередачи информировали детей о жизни страны, их города и деревни. При этом дети виртуально вовлекались в важные, с точки зрения государства, процессы. Вот пример радиопередачи, прозвучавшей в декабре 1931 года: «Вы знаете, ребята, что с 15 ноября по 15 декабря по СССР проводится месячник всевобуча? Как ваша база и школа участвуют в месячнике? Что делаете вы для того, чтобы выполнить решение ЦК партии о средней и начальной школе? Напишите нам!»

В передаче от 27 декабря 1931 года звучало следующее: «Внимание! Слушайте! Строительству (Горьковского автозавода) нужен лес. Вот почему партия и комсомол уделяют внимание лесозаготовкам. Как могут пионеры стоять в стороне от этой важной задачи?» Далее звучал рассказ, как пионеры взяли шефство над машинистом поезда Адриановым и заставили его выполнить план и не нарушать трудовую дисциплину. После паузы ведущий спрашивал: «Хороший рассказ, ребята? Не правда ли? А почему бы и вам не повести работу по борьбе с прогулами на производстве?»

Документы позволяют говорить о существовании типичных для данного периода форм воздействия с помощью радио. Вот несколько характерных примеров обращения к детям. Передача от 21 ноября 1933 года: «Здравствуйте, ребята. Вы меня видите? Нет. Вы меня слышите? Да. Слушайте внимательно. Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте. Ну-ка, Верочка, скажи, какие у вас в детском саду книги?» Достаточно примитивный диалог в детском сознании воспринимался как таинственное общение с загадочным невидимым голосом, который знает правильные ответы на все вопросы. Главное для ребенка в этом случае — не спорить, не задавать вопросы. Нужно угадать верный ответ, так, чтобы он совпал с ответом ведущего. Позитивные эмоции от этого закрепляли в сознании ребенка его содержание.

Радиодиалог направлял ход мыслей маленьких слушателей с помощью позитивного примера из жизни сверстников. Об этом можно судить по письмам детей в радиокомитет, которые также хранятся в архивных фондах. Часто переданная по радио информация о мероприятиях, в которых были задействованы одни дети, вызывала у других желание самим участвовать в чем-то подобном. Вот текст передачи от 6 января 1936-го: «Здравствуйте, ребята... Хочется узнать, какие у вас планы на 1936 год? Какие у вас желания, мечты? <...> Вот, например, Нюра Сугробова составила себе такой план на этот год: 1. Научиться кататься на коньках. 2. Увидеть товарища Сталина. 3. Посмотреть в Большом театре оперу "Снегурочка"».

Прямое обращение к детям во время радиотрансляции не могло оставить их равнодушными. Вот типичный пример — одна из передач марта 1934 года: «Ученик первой группы школы имени Сталина Вася Пушкин, слушал ли ты "Военный марш" в наших передачах? Мы по твоей просьбе повторяли его уже несколько раз. 22 марта в передаче "Творчество Украины" мы давали украинские песни. Напиши нам, как они тебе понравились"».

А вот передача от 26 апреля 1934 года: «Здравствуйте, ребята! В сегодняшней передаче мы познакомим вас с баснями дедушки Крылова. А знаете ли вы, почему Крылов писал басни? Нет? Ну вот, я вам сейчас расскажу об этом. Басня давала Крылову возможность прикрыть изображение общественных недостатков аллегорией, иносказанием. Под видом животных он выводит людей со всеми недостатками современного ему строя. В своих баснях он осмеивает слуг царского, крепостнического режима, их невежество, лесть, взяточничество и другие недостатки. Говорить открыто о недостатках было опасно».

Особый интерес вызывают, на первый взгляд, идеологически нейтральные передачи. В контексте коммунистического воспитания они имели вспомогательное, но очень большое значение — заставляли детей безоговорочно доверять содержанию радиопередач. Рассказы о природе, жизни лесных зверей и птиц — идеальный вариант для нейролингвистического программирования. Разберем один из многочисленных и характерных примеров. В скобках курсивом выделен комментарий автора. Передача датирована мартом 1936 года:

«Слушайте, что предлагают юные натуралисты Харьковского дворца пионеров и октябрят имени Павла Петровича Постышева. Ребята! Мы уже не кутаемся в шубы, не ходим на каток. Снег растаял, повсюду зазвенели игривые ручейки. Уже набухают почки на деревьях и вот-вот начнут распускаться. Прилетели звонкоголосые птицы и запели свои весенние песни. (Ввод в "транс" — констатация очевидных фактов с целью достижения наиболее доверительного отношения к дальнейшей информации.)

Выйдите в поле: (призыв, проверка контрольной готовности) куда ни глянь — колхозные поля (а не помещичьи — корректировка), гудят тракторы (а не лошади — корректировка), идет ударный колхозный сев. Жить в нашей стране стало лучше и веселее. (Замыкается логический "круг" — "улучшение жизни" это так же очевидно, как и то, что "весна пришла"). Настоящая весна наступила в нашей стране. Подлинную весну для нашего детства создали в социалистической родине большевики, — наши отцы, — под водительством мудрого Сталина (Сталин — отец. Образ патерналистского государства). Давайте, ребята (призыв к активному действию), весело и бодро встретим весну! Выйдем в поля, леса, парки, сады, на улицу — встретим весну радости, счастья и бодрости. (Эмоциональный призыв, с которым трудно не согласиться.)

< Назад в рубрику