Аутлет — мечта модных дам всех возрастов: магические ярлычки лучших брендов с приятными глазу ценниками — это ли не рай? В последние годы формат пришел и в Россию, так что для масштабного шопинга уже необязательно — хотя, кто спорит, и желательно — кататься в Милан или Париж. Не обходится, конечно, без местной специфики.
Для начала о предмете разговора: аутлет — торговый центр особого формата, расположенный, чаще всего, за пределами города. Продаются в таких центрах товары по сниженной цене — при этом разницу между вещами одного бренда, купленными на главной торговой улице города и в аутлете, заметит только специалист, а кошельку приятно.
«Формат активно начал развиваться в России относительно недавно: в 2008-2009 годах анонсировали сразу несколько проектов строительства аутлет-центров, ряд из которых сейчас успешно реализован. Формат предполагает, что компании-арендаторы торговых площадей продают вещи не только из прошлых, но также из текущих коллекций со значительной скидкой — 30 процентов и более — за счет сниженных арендных расходов», — рассказывает директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG Юрий Тараненко.
Первопроходцем в деле аутлето-открытия стала, конечно, Москва. Первый «Outlet Village Белая Дача» был открыт в 2012 году, а к сегодняшнему дню в столице работают, помимо вышеупомянутого, еще и Fashion House Moscow и Vnukovo Outlet Village. Директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании JLL Марина Малахатько причисляет к формату также «Модаполис» в Крокусе, на пересечении Волоколамского шоссе и МКАД. Собственно, пока это весь российский рынок.
В Санкт-Петербурге открытие первых аутлетов ожидается не раньше второй половины 2015 года — тогда в городе должны появиться Villa Outlet Center (в Петродворцовом/ Ломоносовском районе) и Outlet Village Pulkovo — в Московском. «Также в городе планируется строительство аутлет-центра Fashion House», — рассказывает директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank Юлия Соколова.
В региональных городах формат на данный момент не представлен. Несмотря на то, что были анонсированы планы строительства аутлет-центров в некоторых крупных городах России — например, сетевой девелопер Fashion House хотел построить аутлет совместно с локальным партнером в Свердловской области, но реализация пока отложена на неопределенный срок. При этом эксперты считают формат успешным на российском рынке.
«Проект Fashion House Group в Москве, брокерами которого мы являемся и имеем возможность наблюдать динамику в цифрах, показывает активный и стабильный рост по сравнению с прошлым годом: посещаемость плюс 27 процентов, продажи плюс 70 прцентов, средний чек плюс 32процента», — приводит пример консультант компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ Ольга Остапенко. И добавляет, что все три «замкадных» аутлет-девелопера или собираются, или уже строят вторые очереди, что косвенно говорит об успешности формата в целом. Кстати, еще один плюсик в нашу копилку — все работающие московские аутлеты расположены рядом с городом. Самый дальний — меньше, чем в 20 километрах от МКАД. За рубежом же до такого центра от города обычно километров 50-70.
Итак, формат аутлетов набирает популярность. Но до европейского уровня пока не дотягивает — ни по ассортименту, ни по количеству посетителей. Впрочем, и экономика в последнее время не слишком способствует шопингу. «Посещаемость московских аутлетов — около двух-трех миллионов человек в год на каждый, — говорит руководитель департамента консалтинга GVA Sawyer по аутлетам Марианна Романовская. — Первоначально покупателей ожидали больше, до пяти миллионов».
С другой стороны, «слабая экономика» формату на руку. «С приходом экономического кризиса, девальвации рубля и экономических санкций даже в условиях снижающегося спроса у российских аутлетов есть шанс отвоевать часть потенциальной аудитории, привыкшей к заграничному шопингу, а потому у формата появляются неплохие перспективы для развития на рынке: цены в аутлетах будут не намного, но все же ниже среднемосковских, а слабый рубль снижает стимулы к зарубежным поездкам. Эти факторы могут оказать позитивное влияние на успешность формата на рынке», — прогнозирует консультант отдела исследований рынка компании CBRE Елена Ключарова.
Мешает, правда, устоявшееся мнение, что российские аутлеты дороги — и оно не лишено оснований: действительно, у нас дороже, чем на западе. Кроме того, мешает некоторая путаница: многие до сих пор не отличают аутлет от сток-центра и ждут таких же скидок.
Специфика российских проектов еще и в том, что основной поток покупателей, если говорить о Москве и Подмосковье,— именно местные покупатели, — рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. — Тогда как в Америке в аутлеты приезжают из соседних Штатов, на Западе значительную часть аудитории составляют международные туристы».
Есть у нас и свои ассортиментные особенности. В зарубежных аутлетах большая часть арендаторов — марки «высокого» и «выше среднего» уровня. «Именно эти бренды могут давать самые ощутимые скидки, за которыми люди готовы целенаправленно ехать за город», — поясняет Ольга Остапенко. В России же присутствует не так много премиальных и люксовых марок, работающих напрямую и готовых открывать монобрендовые аутлет-магазины.
Основная часть брендов этого сегмента открываются по франшизе, которыми владеют несколько компаний (ДжамильКо, Меркури, Bosco di Ciliegi и др.) Поэтому набор магазинов в наших аутлетах делится примерно пополам между «средним» ценовым сегментом и сегментами «средний плюс» и «премиум». Если говорить о конкретных компаниях, самые крупные и активные бренды — Adidas, Reebok, Nike, Puma, Quiksilver, Tommy Hilfiger и т.п.
Есть и еще одна российская особенность — необходимость следить, чтобы… скидки вообще были. Как говорит Марина Малахатько, задача управляющей компании в данном случае — четко следить за исполнением договора о скидках, чтобы бренды действительно предоставляли существенный дисконт относительно регулярных магазинов. В России это проблема: некоторые операторы лишь указывают большую скидку на ценнике, фактическая же разница между обычной розничной ценой и ценой аутлета может не превышать 20 процентов.
И все-таки, не исключено, что именно этот формат торговой недвижимости относительно спокойно перенесет кризис. Пока целый ряд торговых центров вынужден открываться с одним-двумя продуктовыми «якорями», аутлеты собирают постоянную аудиторию.
«Любой новый формат требует своего времени, чтобы выйти на "крейсерский" режим. Вспомним, что были времена, когда гипермаркет воспринимали с опаской, предполагая, что на рынке можно купить лучше и дешевле», — защищает формат Марианна Романовская. Так что будем ждать и смотреть: как быстро и с каким успехом формат преодолеет все эти «болезни роста». От этого зависит, ждать ли нам новых объектов — средоточий столь желанных брендовых коллекций со скидками.