Гражданка Камбоджи (почетная, конечно, но по велению короля), кавалерственная дама Великобритании, посол доброй воли ООН, в честь которой даже назван паук Aptostichus angelinajolieae, лауреат одного актерского и одного почетного «Оскара» (премии Джина Хершолта за неустанную гуманитарную деятельность) — кажется, чего только о юбилярше мы не знаем?
Кроме того — самый узнаваемый сексуальный символ Голливуда, бывшая наркоманка — говорят, бывших не бывает, есть навсегда завязавшие, красавица и бисексуалка — сегодня еще и мать шестерых детей (из которых трое усыновленных), бывшая жена сначала британской звезды Джонни Ли Миллера, затем еще более известного кинодеятеля Билли Боба Торнтона, а нынче и вовсе самого популярного мачо-мэна в мире кино — Брэда Питта… В общем, перечислять всевозможные достижения этой барышни пристало в отдельной новелле. Кстати, по итогам 2014 года биография Джоли в русской Википедии вошла в десятку самых посещаемых статей о личностях. Но все же самое главное ее достоинство — актерский талант.
Есть расхожее мнение, не лишенное оснований: для того чтобы женщине стать звездой в Голливуде, нужно обладать уникальной внешностью, и что, например, качество волос куда важнее высшего образования. С этим у Анджелины Войт, дочки оскароносца Джона Войта и несостоявшейся франко-канадской актрисы Маршелин Бертран проблем никогда не было. Она начала демонстрировать себя очень рано, лет с девяти, причем могла бы сделать карьеру супермодели, но к совершеннолетию у девушки проснулся унаследованный от родителей драматический талант. Правда, успешному продвижению внешнего вида слегка мешала врожденная анорексичность (полжизни она весила 45 килограммов) и не самый модельный рост (немногим меньше 170 сантиметров), и девочка пошла учиться в знаменитую школу Ли Страсберга, а потом и в актерский колледж в Голливуде. Три обстоятельства совпали — папины связи, выдающиеся внешние данные и многообещающие артистические способности. Мешала, правда, рано проявившаяся страсть ко всевозможным запретным развлечениям, свойственным золотой голливудской молодежи. Анджелина долгое время играла в кино саму себя — разукрашенную татуировками панкующую девочку-тинэйджера с красными волосами и склонностью к девиантному поведению.
В 1998 году на экраны вышла биографическая драма о жизни и смерти манекенщицы Джиа Мари Каранджи. Джиа стала одной из первых женщин, причиной гибели которой был назван вирус иммунодефицита. Карьера супермодели закончилась смертью от СПИДа в возрасте 26 лет, и Джоли очень долго отклоняла роль, ссылаясь на то, что жизнь Каранджи была слишком похожа на ее собственную. И хотя «Джиу» сделали для телевидения, 23-летняя Анджелина была номинирована на «Оскар», получила «Золотой глобус», а ее актерская карьера резко пошла в гору.
В следующем, 1999-м году Джеймс Мэнголд снял похожую ленту — «Прерванная жизнь» (Girl, Interrupted) о юных социопатках по книге Сюзанны Кейсен, которая два года провела в психушке. В главной роли выступила звезда 90-х Вайнона Райдер, но Джоли удалось затмить коллегу, опять-таки сыграв близкую себе по духу подружку героини, за что удостоилась не только «Глобуса», двух профессиональных премий — гильдии актеров и кинокритиков, но и долгожданного «Оскара», правда за роль второго плана.
А потом случилась революция. Продюсеры подумали-подумали и решили, что пора задействовать уникальные внешние данные мисс Войт — тонкую талию, высокую грудь и очень пухлые губы. В 2000-м выходит блокбастер за 90 млн долларов с Николасом Кейджем «Угнать за 60 секунд», но там основными звездами были все же мужчины. И сразу за этим настал звездный час Анджелины — картина довольно слабая с драматургической точки зрения, но культовая у подростков, поскольку это была экранизация серии компьютерных игр Tomb Raider, посвященных археологу и искательнице приключений Ларе Крофт. Фильм вышел на экраны летом 2001 года, спустя пару лет последовало продолжение, и казалось, что до конца карьеры Джоли обречена ходить в тени этой коммерчески успешной, но развернувший ее актерский талант на 180 градусов, роли. Все поняли, что Анджелина не просто «завязала» с наркотой, но и может сама исполнять все трюки (что ей пригодится в фильме 2005 года «Мистер и миссис Смит», заработавшем полмиллиарда в прокате, где и завязался их роман с Питтом). Однако новая ипостась актрисы ей самой не очень нравилась. Да, она заработала свои миллионы, стала самым узнаваемым лицом нулевых, наравне с мужем, но помимо актерских и режиссерских, в ней проснулись и личностные амбиции.
Будущая миссис Питт (кстати, отношения с ушедшим некогда из семьи отцом так до сих пор и не наладились, и девичью фамилию Войт Анджелина никогда не носила, предпочитая французский псевдоним, означающий просто «милая, симпатичная») на волне всемирной популярности решила посвятить львиную долю своего времени благотворительности, семье, а также круто поменять амплуа, вернувшись в интеллектуальное кино. Говорить сегодня, что 40-летняя актриса, автор трех полнометражных фильмов (разного качества), по-прежнему несказанно привлекательная, — в сознании публики все еще Лара Крофт, некорректно.
В рамках внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля 2007 года была показана биографическая драма независимого интеллектуала Майкла Уинтерботтома «Ее сердце», в которой Джоли сыграла Мариан Перл, жену журналиста Дэниела Перла, убитого в Пакистане в 2002 году. Спустя год — три проекта с участием актрисы: боевик-адаптация комиксов Марка Миллера «Особо опасен», мультфильм «Кунг-фу панда» (озвучила Тигрицу) и психотриллер Клинта Иствуда «Подмена». В последнем снова на первый план вышел драматический талант Анджелины, поскольку действие разворачивалось в Лос-Анджелесе во времена так называемых Вайнвилльских убийств. Джоли исполнила роль матери похищенного ребенка, который был явно не ее, и за отказ признать подложного «сына» героиню посадили в сумасшедший дом. С этой ролью актриса вновь получила номинацию на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
40-летний юбилей Энджи Джоли-Питт встречает со шлейфом узнаваемых ролей, солидным весом в пуле голливудских кинодив, бесконечно обсуждаемых скандалов молодости и самой узнаваемой внешностью в мире. Она не только сексуальный символ, но и активный борец за права человека. Конечно, ее трудно назвать выдающейся актрисой — видимо, самые главные роли еще не сыграны, к тому же мировые СМИ активно муссируют пошатнувшееся в последнее время здоровье юбилярши и ее странные, по мнению многих, манипуляции со своим организмом (похоже, у актрисы сильнейшая канцерофобия, ведь ее мать умерла в 56 лет от рака) — но вряд ли в киномире есть более узнаваемая и обсуждаемая персона.
Постоянное пребывание на вершине голливудского Олимпа, безусловно, сыграли не самую положительную роль в жизни Джоли. Бесконечное бодание с папарацци и журналистами, отслеживающими буквально каждый шаг и обсасывающими до костей любое ее публичное действие, постоянная общественная активность, семья и куча детей, казалось бы, не способствуют актерским успехам, однако в прошлом году Анджелина неожиданно сыграла одну из лучших своих ролей в полудетской сказке «Малифисента», ставшей очередным коммерческим хитом в карьере нашей героини (фильм заработал почти 800 миллионов долларов в прокате).
При размышлении о вкладе этой великолепной женщины в массовую культуру, который невозможно игнорировать, первое, что приходит в голову — не роли в кино или участие в деятельности ООН, не семейные трудности и скандалы, и даже не широко обсуждаемые проблемы со здоровьем. А не поддающиеся осмыслению гипертрофированно прекрасные черты ее лица и фигура. Многие считают, что Энджи помогла пластическая хирургия: эти четко очерченные скулы, пухлые губы, синие миндалевидные глаза, не нуждающиеся в цветокоррекции на пленке, большая грудь при очень худом теле и проч. — якобы не настоящие. Но этой аберрации мы все лишь обязаны таблоидам, зарабатывающим на чужой славе. Все это широко растиражированное великолепие актрисы сочетается с хрупкостью, эфемерностью и неожиданным для дивы умом, благородством и образованностью. Своей популярностью Джоли обязана куда больше человеческими качествам, нежели глянцевой журналистике. В паре с мужем, одним из главных мировых секс-символов, она демонстрирует не только образец современной семьи, но и способность сопереживать обездоленным, тратить миллионы не на пошлые развлечения, а на реальную помощь людям, — чем и вызывает неизменное уважение. Неудивительно, что и за режиссуру она взялась всерьез, открыв для себя новую профессию, а ее успехи на этом поприще снискали похвалу критики и ввели нашу героиню в узкий круг женщин-режиссеров, где ставки весьма высоки. Весьма вероятно, что в истории кино прекрасная Джолифисента запомнится не картинкой с афиши, а весомым и профессиональным автором. И, конечно, одной из самых красивых актрис мирового кинематографа.