В МГУ имени Ломоносова прошла лекция бывшего президента Франции (1974-1981 годы), члена Конституционного совета Франции Валери Жискар д'Эстена. Свое выступление он посвятил взаимоотношениям Европейского союза с ключевыми соседними государствами. Основное внимание он уделил отношениям ЕС с Москвой, затронул тему децентрализации на Украине и поддержал присоединение Крыма к России. «Лента.ру» публикует основные тезисы его выступления.
Европейский союз старается структурировать свои взаимоотношения с соседними странами с начала 2000-х годов. Таким образом, это не недавнее нововведение. Отношения развиваются уже 15 лет. На заседании Европейского совета в Копенгагене в 2002 году, во время Конвента о будущем ЕС, президентом которого я имел честь быть, был впервые введен термин «соседи». Таким образом обозначались страны, близкие к Евросоюзу, к которым необязательно было применять то, что позже стало называться «европейской политикой соседства».
В проект договора о введении Конституции для Европы мы включили статью 1.57, касающуюся ЕС и его ближайшего окружения: «Союз развивает с соседними странами привилегированные отношения в целях создания пространства процветания и добрососедства, основанного на тесных и мирных отношениях, базирующихся на сотрудничестве. Союз вправе заключать специальные соглашения с заинтересованными странами, и эти соглашения могут предусматривать проведение совместных действий. Их практическое осуществление служит поводом для периодических консультаций».
Следовательно, впервые идея соседства была упомянута на таком уровне. Затем принят Лиссабонский договор, который в неизмененном виде использовал текст Конвента. И эта статья — как раз современное право, касающееся отношений Европейского союза и его соседей.
Что же произошло за последние 15 лет? Происходила не единообразная политика. Это то, что скорее можно назвать соседством а-ля-карт или индивидуализированным подходом к соседству. Существуют отдельные группы государств, и с разными группами неодинаковые отношения с точки зрения их характера и интенсивности. Например, есть страны, которые входят в Европейский таможенный союз (Турция и другие), государства со статусом наблюдателя и со статусом на вступление. Так что присутствует определенная диверсификация в отношениях соседства.
Россия имеет общие границы с ЕС, но не входит в 16 стран, на которые распространяется европейская политика соседства. Однако она же распространяется на такие страны, как Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.
Москва пользовалась с самого начала особенным статусом, что было связано с ее важностью и размерами. С 2003 года мы создали четыре общих пространства «Россия — Европейский союз» в ряде областей, включающих и некоторые страны Кавказа. Эти общие пространства были дополнены тем, что мы называем стратегическим партнерством с Евросоюзом. Затем в 2010 году — партнерством для модернизации, которое предполагает определенную политику. Правда, надо сказать, на данный момент больших результатов она не принесла.
В свою очередь, «Восточное партнерство» было создано ЕС в 2009 году и столкнулось с некоторыми сложностями, поскольку происходит борьба за сферы влияния. Воздействие России на государства, которые находятся на ее периферии, разумеется, вполне понятно. Это можно интерпретировать упрощенно как новые империалистические амбиции стран. И такого мнения придерживаются некоторые комментаторы, они игнорируют как историческое прошлое России и отношения с соседями, так и ее необъятную географию.
Отношения с ЕС у России тесные. У нас общая история, культура, социально-экономические интересы — все это способствует дальнейшему сближению стран. Мы можем сказать, что Россия — наш самый важный естественный партнер.
Как же сделать отношения между Евросоюзом и Россией более тесными? Для начала давайте посмотрим на наши экономические отношения. Европейский союз — первый главный торговый партнер России. Он идет впереди других стран, особенно развивающихся экономик.
ЕС также самый основной инвестор в российскую экономику — 75 процентов прямых иностранных инвестиций идет в Россию из государств — членов Евросоюза. В этом плане Франция, в том числе, вносит свой вклад. На мой взгляд, он скромный, я хотел бы более динамичных отношений. Франция занимает третье место по поставкам из ЕС в Россию и идет после Германии и Италии. Объем торговых операций между нашими странами в 2014 году достиг 17 миллиардов евро. Хотелось бы, чтобы эти показатели росли.
Если посмотреть на ситуацию с политической точки зрения, то естественно, что Россия всегда предпочитала развивать двусторонние отношения с отдельными членами ЕС, нежели с Евросоюзом как с чем-то целым. Я думаю, это связано с тем, что Россия считает себя скорее центром, а не частью какой-то превосходящей ее структуры. Кроме того, Москва стремится поддерживать плотное сотрудничество с окружающими странами и государствами, с которыми ее объединяет общая история. Я полагаю, нас ждет плодотворное будущее и здесь на первый план выходят государства — члены ЕС.
Приветствую идею главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, который заявил, что «Россия связана со многими историческими воспоминаниями в отношении стран ЕС, особенно Восточной Европы. Мы должны быть внимательны к историческому прошлому, о нем нельзя забывать, но также и к будущему. Для нас, европейцев, Россия всегда будет самым большим и важным соседом». Той же точки зрения придерживается и Франция.
ЕС в своей политике соседства пользуется перспективой вступления государств в Еврососюз в качестве рычага влияния для принятия необходимых реформ в этих странах. Но есть страны, которые не хотят вступать в ЕС, — это, в частности, Россия. Данный вопрос в России никогда не стоял. Эта страна связывает Запад и Восток, Азию и Европу, а Евросоюз не может позволить себе общую границу с Китаем.
Между тем культура и духовное богатство России очень близки европейским. Мы все выходцы из греко-латинской культуры, поэтому имеем общие интересы. Среди европейских стран нашим привилегированным партнером Россия является по историческим и культурным причинам. Поэтому нужно поддерживать с ней конструктивный и открытый диалог, направленный на поиск уравновешенных и мирных решений проблем. И приоритет следует отдавать именно этой инициативе — поиску мирных решений, нежели попыткам нас столкнуть, которые сегодня поддерживают некоторые государства, обладающие военным потенциалом.
Вопрос о вступлении Украины в Европейский союз сейчас не стоит. Она не является кандидатом. В случае с Украиной речь идет о стремлении создать новую политическую структуру, которая была бы значительно децентрализована, при этом с возможностью учредить автономные регионы, обладающие исполнительной властью. Такая украинская республика, которая осталась бы в своих прежних границах, будет уважать идентичность и ответственность каждого субъекта, служить мостом мирного взаимодействия между Россией и ЕС. Она не должна опираться на военизированные альянсы.
Таким образом, мы будем верны системе ценностей, основывающихся на соблюдении законов и международных обязательств. Именно такую идею хотели подчеркнуть в статье договора о введении Конституции для Европы, когда говорили о пространстве, добрососедских отношениях на основе значимых факторов для Евросоюза. Этому поспособствует организация торгово-технического сотрудничества на благо будущего, которое должно быть более свободным.
Одним из уроков, что мы можем вынести из начала XXI века, является следующее: будущее государств больше не зависит только от них, а зависит от способности объединяться в общие структуры. Вызов номер один, помимо демографии, — это вызов, связанный с размерами стран.
Например, каков вес Франции, которая по площади в 33 раза меньше России, если Франция выступает одна на международной арене? Только будучи в составе Евросоюза, являющегося первой в мире коммерческой державой, можно удерживать и наращивать рост. Если Евросоюз хочет в дальнейшем принимать участие в деятельности на международной арене и не соглашаться на процесс расширения, который слишком его размывает (поэтому ЕС не заинтересован в новых членах), он должен провести реформы.
Не надо воспринимать референдум (в Великобритании — о выходе из состава ЕС — прим. «Ленты.ру») как угрозу — это скорее стимул для исправления ошибок. В то же время Европа должна улучшать качество отношений с соседями, и прежде всего с Россией. Результат европейской политики по отношению к Москве не может ограничиваться лишь украинским вопросом. Российский народ — великий народ. Наши страны не могут быть просто соседями, которые в лучшем случае мирно сосуществуют, а в худшем — поворачиваются спиной друг к другу. Нужно развивать более тесные отношения, уважать друг друга и вести диалог.
Давайте обратимся к истории: Крым завоеван Россией два века назад, и он никогда не был украинским. До этого он находился под властью Турции, и в XVIII веке произошло завоевание Россией Крыма, то есть противостояние между Россией и местным сувереном. И Украина даже не фигурировала в этом процессе.
Нужно уважать государственные границы, установленные после Второй Мировой. Но давайте вспомним, где состоялась мирная конференция в период войны. В Ялте, в Крыму. На ней присутствовали президент США Франклин Рузвельт и лидер Великобритании Уинстон Черчилль. Давайте не забывать, что определение границ государства зависит не от одной страны, а от поддержки ООН. Если мы хотим обсуждать этот вопрос, то следует делать это на международном уровне и в рамках ООН.
На мой взгляд, дело тянется уже слишком долго. Тем не менее надеюсь, что вопрос решается. Изначально все зависело не только от Франции, но и от России. Я полагаю, что сейчас ситуация такова: Франция либо поставляет «Мистрали», либо выплачивает большую компенсацию.
Можно ли как-то избежать или смягчить эту непростую ситуацию? Не думаю. Однако необходимо продолжать обсуждения. Я должен сказать, что эти военные суда — действительно последнее слово в технологиях, они очень современные, хорошо оснащены, и Россия заключала договор об их покупке, именно чтобы разместить их на побережье Черного моря. Если бы в свое время мы лучше оценили ситуацию, продумали ее, то, возможно, проблемы с доставкой не возникло бы. Однако уже сейчас поздно думать об этом, а какие-то дискуссии возникли именно в момент, когда ситуация с Черноморским побережьем была неочевидна. Появились мнения, что в подобных условиях Франция не может поставлять эти суда.
Но думаю, ни Франция, ни Россия не хотели такого развития событий. Я считаю, нам удастся выйти из этой ситуации, хотя она очень сложна и сейчас поздно что-то менять. Остается просто продолжать вести переговоры и искать выход.
Что касается украинского кризиса, не думаю, что он имеет решающее значение именно для Франции и Европы. Его масштаб и значимость ограничены скорее Россией и самой Украиной.
Но хорошо ли мы поработали? Во-первых, должным образом не была выстроена коммуникация. Я вчера говорил с Владимиром Путиным, и он сообщил, что Россия никоим образом не собирается менять государственные границы Украины. Однако никто об этом не знает, в СМИ появляются совершенно другие вещи. Получается, что коммуникация, которая выстраивается сегодня, недостаточна.
Хотел бы отметить и положительные моменты со стороны ЕС. Во-первых, важна роль европейской организации ОБСЕ, в которую не входят представители других континентов. Она проявила себя весьма положительно, с самого начала была открыта для решений и сейчас всячески содействует режиму прекращения огня.
Во-вторых, Франция и Германия также сыграли значительную роль на уровне министров. Прошло две министерские встречи, удалось разработать весьма конструктивный проект договора. То есть на уровне дипломатии работа была проделана важная.
Кроме того, Евросоюз предпринимает не совсем правильные действия в отношении санкций против России. Во-первых, все началось с санкций против конкретных людей, которые не имели никакой возможности ни дать ответ, ни защитить себя. Их очерняли в СМИ, Брюссель это принял. И я полагаю, что ситуация полностью противоречила европейским ценностям.
Евросоюзу нужно противостоять вводу новых санкций против России. Разве можно не согласиться, что санкции вредны для обеих сторон? Ведь они подрывают торговые связи и контакты. В условиях беспорядка на международной арене, который является воплощением происходящего в мире, перед лицом роста насилия на Ближнем Востоке и неопределенностью в ряде стран в связи с грядущими выборами никто не может желать ослабления российской экономики — у нее есть средства стать развивающимся рынком благодаря экономическому потенциалу на фоне спекулятивных потрясений.
Сам я никогда не разделял антироссийские настроения и не высказывался в этом духе. Полагаю, что подобное связано с действием влиятельных сил со стороны США. Именно там они зародились, Европа их поддержала, но она не стояла у истоков. Сейчас ситуация меняется к лучшему, в Москву приезжал госсекретарь США, были и другие визиты.
На мой взгляд, взаимоотношения между Европой и Россией должны стабилизироваться к концу 2015 года. Ситуация с санкциями принесла вред всем. Мы видим эскалацию насилия на Ближнем Востоке, и ЕС с Россией ухудшать отношения ни к чему.