Россия
11:55, 8 июня 2015

Урбанисты, вперед! В Самаре состоялся жесткий разговор о перспективах градостроительства

Юрий Васильев
Самара
Фото: Алексей Бойцов / Russian Look

Очередную выездную конференцию Московского урбанистического форума «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен» приняла Самара. Столичные урбанисты и их региональные коллеги обсудили с руководителями мегаполиса и области перспективы развития города и его окрестностей. Накал дискуссии, по признанию модераторов — представителей КБ «Стрелка», вышел далеко за рамки обычных форумов подобной тематики.

«Гостей форума, которым не досталось место здесь, убедительно просим переместиться в пресс-центр, где организована трансляция», — время от времени звучало над залом. Нынешняя, уже вторая по счету серия выездных урбанистических конференций пришлась Самаре как нельзя кстати. Вместе с соседним Тольятти здесь живут более двух с половиной миллионов человек, но динамика по инвестициям и росту заработной платы, как подчеркивают организаторы в специальном манифесте, отрицательная, рождаемость падает. А ведь в Самарской области доля городского населения — 81 процент (это называется «высокий уровень урбанизации»), резервов для развития — кроме притока мигрантов — в сущности, нет. Прибавить сюда проблемы исторического центра от позапрошлого века и старше — весьма обветшавшего — и можно понять, почему вопрос, как Самаре наилучшим образом перепрыгнуть из индустриального в постпостиндустриальное городское общество, здесь заинтересовал многих. Что не помешало, однако, задержать начало однодневного и крайне насыщенного по программе форума на целых полчаса.

«У нас очень важное событие — заседание городской думы, — извинился перед столичными и зарубежными гостями глава администрации Самары Олег Фурсов. — Там будут приниматься кардинальные решения по изменению системы управления городом». Среди них — помимо административной поддержки «тех урбанистических реформ, о которых здесь пойдет речь» — возвращение городу полномочий по рекламе, некогда переданные на уровень региона, и судьба прочих административных полномочий, утраченных за последние годы областным центром. В сентябре 2014-го здесь были отменены прямые выборы мэра: губернатор Самарской области Николай Меркушкин отправил последнего избранного градоначальника Дмитрия Азарова в Совет Федерации. Недовольство такой трактовкой реформы муниципального самоуправления (МСУ) и попытка оспорить решение главы региона в суде пока ни к чему не привели. Равно как и регулярные попытки местных архитекторов произнести на конференции развернутую хвалу прежнему мэру: форум все же урбанистический, осложнения на политической почве ни к чему.

У приехавших специалистов и так нашлось много такого, что могло не понравиться хозяевам площадки. В самом начале большого разговора старший аналитик «Стрелки» Розалия Тарновецкая представила свои выкладки по насыщенности территории Самары различными функциями — каковых набралось сто три: от кафе и ресторанов до школ и институтов через автосервисы, парикмахерские и мастерские для изготовления ключей. «Мы имели в виду то, чем может воспользоваться каждый горожанин в своей повседневности», — пояснила Тарновецкая. После анализа 30 000 объектов выяснилось, что в самарской повседневности люди в основном пользуются магазинами одежды и обуви — правда, эксклюзивных марок, что набережная и железнодорожный вокзал не создают здесь той значительной бизнес-активности, которая обычно бывает в других городах, что шиномонтажные мастерские расположены слишком близко к историческому центру Самары — «а это негативно сказывается на общегородской среде».

О том, кто эту среду населяет, рассказала Елена Васильева, ведущий аналитик ФОМ. «По первым данным кажется, что это очень благополучное место», — отметила она. Самарцы более довольны положением вещей, чем люди в других городах-миллионниках и по России в целом, а также считают, что ситуация в городе постоянно улучшается — тогда как в прочих российских мегаполисах думают в точности наоборот. «Положительно оценивается даже динамика экономического состояния региона, — не без удивления подчеркнула Васильева. — Более 90 процентов опрошенных оценивают свое материальное положение как среднее или выше среднего — и довольны властью в регионе».

Однако дальше — сплошные неувязки. Социальная солидарность и гражданская активность, взаимопомощь, объединение для защиты собственных интересов и готовность обсуждать важные для всех жителей инициативы — в том числе исходящие от властей — все это у самарцев на весьма низком уровне, даже на фоне России в целом. Получается, что власть справляется сама? Отток образованной молодежи из региона в столицы говорит, скорее, об обратном. Причина такого разрыва доходов и самосознания, по мнению социологов, — в советских корнях нынешней Самары: индустриальный скачок, обслуживаемый совершенно не связанными, но съехавшимися в одно место людьми, так и не объединившимися в нечто единое. «Мы назвали это латентной недоурбанизацией при внешней гиперурбанизации», — сообщила представительница ФОМ. Проще говоря, количество людей не перешло в качество среды.

«Люди здесь гораздо реже, чем в остальных миллионниках, посещают музеи, галереи, концертные залы, — продолжила Васильева. — Они даже шопингом для удовольствия занимаются реже — а вот престижные марки одежды покупают чаще. Смысл посещения магазинов чисто функциональный: люди редко проводят время в публичных местах». Но все равно с довольными людьми работать лучше, чем с депрессивными — пусть и на отдаленную перспективу.

Естественно, самарские представители согласились не со всем. «Мы организовали работу сообщества», — подчеркнул директор городского агентства экономического развития Алексей Ляхов, представляя комплексный план развития Самары под названием «Стратегия 2025». «Стратегию писала не привлеченная консалтинговая компания, а активные горожане, объединенные в рабочие группы. Компании, которые мы привлекли, обеспечивали лишь четкие методологические процедуры». «Алексей Юрьевич, жители проголосовали именно за это?» — поинтересовался модератор дискуссии, партнер «Стрелки» Алексей Муратов, указывая на представленный слайд. А на слайде значилось следующее: «Преобразовать мегаполис индустриальных производств в жизнеспособную Большую Самару как комплекс полисов горожан (совокупность сложившихся урбоприродных пространственных локальностей) и составную часть многополисной агломерации на основе методов диалогового средового проектирования». В зале смеялись долго и от души.

Помимо прочего, в ходе конференции выяснилось, что в историческом центре Самары нужно расположить как можно больше аттракторов, а городскому социуму необходима публичная партисипация. «Здесь собираются разные субъекты на горизонтальной площадке и решают судьбу территорий», — представила проект Института города доцент архитектурно-строительного университета (СГАСУ) Евгения Репина. Спорили, как быть с географическим центром — и, кстати, где его искать в вытянутом между Волгой и рекой Самарой миллионнике (сколько самарцев, столько и мнений). Партнер архитектурной строительной компании L'AUC Франсуа Декостер призвал в помощь Самаре опыт освоения древнего Бордо — куда за двадцать лет вернулись жители, покинувшие обветшавшие постройки.

Прозвучали и другие рекомендации. Уделять внимание не только количеству, но и качеству возводимого жилья. Поощрять в возведении и заселении не дотациями, а льготами по местным налогам. Работать не столько с системными и комплексными планами — но, как предложил профессор СГАСУ Сергей Малахов, «дать каждому архитектору спроектировать дом и парк около него. Сто с лишним кварталов, несколько десятков домов в каждом — всем будет конкретная работа».

Наибольший интерес привлекло выступление профессора Высшей школы урбанистики, спецкора ИД «Коммерсантъ» Григория Ревзина. Дело не в том, что говорил он о новой и вполне реальной точке развития города — полностью обеспеченных инфраструктурой площадях подле строящегося к футбольному чемпионату-2018 стадиона. После чемпионата туда собираются переносить университет и прочие учебные заведения города — чего Ревзин призвал не делать: «Это очень плохая идея (аплодисменты). Кампус на окраине характерен только для американских университетов. А европейский университет находится в городе, он город оживляет. Идеальный креативный город — город исторический. Он подходит для почти всего, но очень плохо реагирует на размещенные в центре силовые структуры». В связи с чем докладчик предложил перенести прокуратуру, следственный комитет, ФСИН и проч. поближе к стадиону — «очень странно выглядит тюрьма с колючей проволокой в центре города (аплодисменты)», — а студентов ввести в особняки исторического города.

То, что вузовцы не скоро попадут в центр, а Бордо на Волге случится едва ли, стало понятно, когда слово взял пришедший на последнее заседание губернатор Самарской области Николай Меркушкин. «Я уже получил информацию по первой части работы конференции», — начал он. — Для Самары тема урбанистики очень важна». Доложив о количестве введенных квадратных метров жилья и месте, которое регион по ним занимает в Приволжском федеральном округе (третье), Николай Иванович, сообщил, что в новом микрорайоне Южный город живут хорошие люди. «Откуда они появились? — задал вопрос Меркушкин. — Конечно, не от того, что выборочно приехали хорошие люди. Они приехали и оказались в другой среде. И эта среда их очень быстро меняет. Человек ведет себя по-другому — и сам говорит, и о нем говорят, что здесь живут другие, хорошие люди».

Что же касается сохранения исторического центра, то позиция, высказанная губернатором, состоит из двух пунктов. Первый: «Все, что представляет историческую ценность, максимально сохраним». Второй: «В вопросах, где значимость того или иного объекта не столь велика — или подобных объектов в исторической части города сотни, мы можем проблему сохранения не решить никогда». По Меркушкину, реконструкция исторического центра в его нынешнем виде обойдется в 200 миллиардов рублей — «таких сумм единовременно не выделяют нам даже на чемпионат мира по футболу». Что же касается студентов и науки, то быть все же кампусу на окраине. Самара — центр космической промышленности, и, объяснил губернатор, «нам нужно конкурировать с НАСА и китайцами». Так что с точки зрения аттрактивности придется, скорее всего, искать другие решения.

Закончили примерно к закату, спокойному и ясному. Двух- и трехэтажные дома исторического центра — дерево и камень вперемежку — как и много лет назад терпеливо ждали либо реконструкции, либо сноса, либо, как водится, пожара и последующей точечной застройки. На самарском Арбате — улице Ленинградской — проявляла бизнес-активность точка стрит-фуда под названием «Смузишная». А на видимых глазом горизонтальных площадках Самары собирались разные субъекты — с четко артикулированным намерением решить судьбу надвигающегося уик-энда. Скорее всего, сугубо функционально.

< Назад в рубрику