Бизнес
11:19, 9 июня 2015

Легализовать Клондайк Стоит ли государству поделиться добычей золота с гражданами

Татьяна Романова
Золотодобывающая драга в Забайкальском крае
Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

В правительстве в очередной раз задумались о том, нужно ли разрешить частным предпринимателям добывать золото. Последние, конечно, за — ведь золотодобыча и так идет, правда, по-черному. Тогда чего боится государство? Может, «золотой лихорадки»?

Совсем недавно премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам внести изменения в закон о недрах в той части, которая касалась частной добычи золота.

Речь идет о законопроекте, который разрешает российским индивидуальным предпринимателям добывать золото на россыпях, не имеющих промышленного значения. Новость, казалось бы, позитивная, поскольку сейчас добыча золота в России разрешена только юридическим лицам — крупным компаниям. Но вопрос о необходимости законодательного разрешения индивидуальной добычи стал крайне актуальным из-за частых банкротств мелких артелей старателей и роста безработицы, особенно на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Тем не менее спешить с путешествием на Крайний Север или Дальний Восток все же пока не стоит: история у этого законопроекта не самая счастливая.

Документ за номером №429535-5, разрешающий индивидуальным предпринимателям добывать золото на россыпях, не имеющих промышленного значения, был внесен в Госдуму еще в сентябре 2010 года тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым. Полгода спустя, в январе 2011 года, его приняли в первом чтении, а еще через год, в январе 2012-го, начали готовить ко второму, рассказал «Ленте.ру» партнер компании «Деловой фарватер», руководитель независимого экспертного центра «Общественная Дума» Роман Терехин. Однако после января 2012 года никаких изменений с этим документом не происходило, и вот спустя три года речь о нем зашла снова.

Учитывая предысторию законопроекта, вряд ли стоит ожидать, что теперь события будут развиваться быстрее. Эксперты оценивают вероятность принятия таких поправок как среднюю. «Возможно, после очередного поручения Дмитрия Медведева работа над данным законопроектом продолжится. Однако нельзя однозначно сказать, когда это произойдет, произойдет ли и сколько в итоге уйдет времени на принятие законопроекта», — говорит Роман Терехин.

Кстати, аналогичный законопроект (№122473-3) уже однажды был отклонен президентом РФ и по решению Госдумы в июне 2003 года был снят с рассмотрения. Таким образом, нынешний документ —это уже вторая попытка разрешить индивидуальным предпринимателям добывать золото на россыпях.

Выйти из сумрака

В России вольноприносительство (индивидуальная добыча золота, серебра и цветных металлов) существовало более сотни лет, включая советское время до 1954 года. Пользу государству это приносило вполне приличную — тут и налоги, и пополнение физических запасов золота. После того как запасы на месторождении истощаются, промышленной компании работать там уже неинтересно. А участки, содержащие некоторое количество неучтенного золота, остаются. К примеру, по экспертным оценкам, только в Магаданской области отработанная порода может содержать до 700 тонн драгметалла.

Собственно, добычей золота частные лица занимаются и сейчас, но незаконно. Поправки принимаются для того, чтобы легализовать рынок, который и так существует, констатирует руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа. По данным Союза золотопромышленников, сейчас в России незаконно добывается от 15 до 20 тонн золота, а это около 10 процентов легальной добычи (российские компании добыли по итогам 2014 года 272 тонны драгметалла). Официальное разрешение на добычу могло бы вывести многих из тени при условии упрощенного порядка доступа к недрам, наличия урегулированного процесса сдачи золота и льготного налогообложения, считает начальник аналитического отдела ИФК «Солид» Олег Шагов.

Выведет ли документ всех «черных» старателей из тени? Вряд ли. Но и к росту мошенничества не приведет, уверен Роман Терехин, поскольку и без этого закона мошенничеству в сфере золотодобычи ничто не препятствует.

Разрешение на легальную частную добычу золота было бы правильным шагом в условиях нынешней экономической стагнации, считают эксперты. Это поможет создать новые рабочие места, обеспечит доходом многих людей из депрессивных регионов, которые, скорее всего, готовы будут сменить место жительства ради возможного заработка. Например, полагают эксперты, такой законопроект актуален для населения поселков Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Возможность индивидуальной законной добычи золота действительно может оказать реальную поддержку гражданам. Это снизит уровень безработицы, увеличит инвестиции и увеличит долю малого бизнеса в той местности», — считает Роман Терехин.

В частности, власти Магаданской области — одного из основных золотодобывающих регионов России — с инициативой разрешить частную добычу золота выходили несколько лет подряд. Для региона такой закон был бы как нельзя кстати: за 80-летнюю историю золотодобычи многие крупные месторождения уже отработаны промышленным способом, но вряд ли исчерпаны до конца.

Золотая жила

Надеждам быстро поправить свое материальное положение, обнаружив золотую жилу, уже не одно столетие. Массовые помешательства на добыче драгметалла, золотые лихорадки, известны истории с XVII века и, в разных масштабах, не прекращаются до сих пор. На территории России нечто подобное случалось дважды: в Сибири, на реке Сухой Берикуль (1828-1921 годы) и на реке Лена в районе Бодайбо (1844-1861 годы).

Первая золотая лихорадка в России началась после того, как Сенат указом «О предоставлении права всем российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну подати» разрешил представителям отдельных сословий добывать драгметалл. Этот закон впервые определил взаимоотношения государства и частных лиц, занимающихся добычей золота и серебра.

Во второй раз массовая добыча золота развернулась в бассейне реки Лены, после того как на средства купца первой гильдии Константина Трапезникова и тайного советника Косьмы Репинского в притоке реки Жуи были открыты россыпные месторождения золота. Между прочим, именно там была впоследствии построена первая в бассейне Лены гидроэлектростанция мощностью в 300 кВт, а от нее к прииску проложили первую в России линию электропередач напряжением 10 кВ. Позже на Ленских приисках подключили первые телефоны, и тогда же была пущена первая в России электрифицированная железная дорога.

Что произойдет на этот раз? Двинутся ли толпы ловцов удачи на месторождения? Всплеск интереса частных предпринимателей к добыче золота просто неизбежен, если мировые цены на него вновь быстро пойдут вверх, считает начальник аналитического отдела ИФК «Солид» Олег Шагов. И даже массовое банкротство мелких артелей старателей не испугает верящих в свою звезду охотников за приключениями. «Как и в любом бизнесе, всегда есть шанс найти "золотую жилу" и разбогатеть, пусть даже на Крайнем Севере или на Дальнем Востоке», — говорит эксперт.

Однако ожидать настоящей золотой лихорадки не стоит. «Такого, как в XIX веке, не повторится. Предприниматели не бросятся массово добывать золото. Желающие, конечно, найдутся, но бума не будет. Многие продолжат незаконную добычу золота, потому что не захотят связываться с волокитой из-за оформления статуса ИП, уплатой налогов и сборов, получением лицензии на золотодобычу и разрешения на разработку желаемого участка», — говорит Роман Терехин. По его мнению, предприниматели не из Сибири, Крайнего Севера или Дальнего Востока не проявят особого интереса к золотодобыче в этих регионах, поскольку и переезд дорог, и дело незнакомое.

К тому же, напоминает Дмитрий Кипа, золото уже не играет такой существенной роли в экономике, как в XIX веке. Сейчас более востребованы платина, палладий, применяемые в технологиях.

И все же интерес к золоту и его добыче вряд ли иссякнет совсем. Окутанный приключенческим ореолом желтый металл, видимо, еще долго будет пленять романтикой путешествий и верой в неожиданную удачу. А как долго у золотодобычи сохранится еще и привлекательность запретного плода — решать государству.

< Назад в рубрику